План обучения пациента и его родственников уход за кожей

План обучения пациента и его родственников уход за кожей thumbnail

Ефрешина И.П.

Принципы обучения пациентов и членов их семей

Обучение пациента и/или его близких только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа. Процесс обучения, как и сестринский процесс, состоит из пяти этапов.

1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников.

При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает. 
Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д. 

Приведем пример сбора информации о пациенте. Больная, Нина Петровна Иванова, 66 лет, пенсионерка, страдает ишемической болезнью сердца. При беседе медицинская сестра выяснила, что последние 2 недели пациентка отмечала появление отеков на ногах, которые увеличивались к вечеру и уменьшались по утрам. Вызванный на дом участковый врач назначил лечение и рекомендовал в течение нескольких дней определять водный баланс. 
Пациентка принимала назначенные медикаменты, в том числе и мочегонные препараты, но особого улучшения не было. Она стала чаще и обильнее мочиться. Кроме того, ей часто хотелось пить, и она в больших количествах употребляла чай, молоко, компоты и воду. Что такое водный баланс и как его определить, больная не знает.

2. Определение проблем пациента.

Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему: дефицит знаний о водном балансе и технике его определения. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.

3. Определение целей обучения, планирование его содержания.

Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта)

1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения; 

2) временные рамки – интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца); 
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей). 

Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей
– в познавательной сфере – Нина Петровна будет знать и понимать суть определения водного баланса через 2 сут;

– психологической сфере – Нина Петровна будет психологически готова самостоятельно определять водный баланс через 6 сут; 

– эмоциональной сфере – Нина Петровна будет правильно понимать важность контроля за водным балансом ко 2-м суткам. В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми. 
После определения нелеп обучения медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время (утром, перед обедом, после ужина) и продолжительность обучения (по 10 мин в течение 3 сут, по 20 мин через сутки и т.д.). 
Содержание обучении может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни. 
Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его близких к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние. В рассматриваемой ситуации план обучения может быть следующим

1) в течение 20 мин пациентке объясняют значение и суть определения водного баланса, чтобы убедить больную в необходимости его самостоятельного определения; 
2) в течение 15 мин пациентке рассказывают о диурезе, правилах сбора мочи и подсчета ее суточного количества; 

3) в течение 15 мин пациентке объясняют правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости;
4) в течение 2 сут пациентку учат заполнять таблицу и подсчитывать водный баланс в процентах; 
5) в течение 3 сут медицинская сестра контролирует правильность заполнения дневника самонаблюдения и проводит коррекцию знаний и умений пациентки; 
6) на 6-е сутки медицинская сестра оценивает результаты обучения.

4. Реализация плана обучения.

Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен (плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение лучше отложить. 
Для успешного обучения можно использовать следующие методы

– демонстрация – медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, использование костылей, инъекции, измерение АД и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения; 
– консультирование – медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь; 
– разыгрывание ролей – очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы. 
Схема обучения состоит из пяти этапов

1) изложение необходимой информации; 

2) повторение пациентом всего, что он запомнил; 

3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить; 

4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка; 
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца. 
Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку. 

Читайте также:  Эффективный уход за кожей отзывы

В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос – ответ», подчеркивать информацию важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию. 
Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов обучения.

После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями. 

Оценка может быть следующей

1) пациент хорошо усвоил информацию и приобрел устойчивые навыки (осознает важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык); 
2) пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, неуверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций); в этом случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы; 
3) пациент не усвоил информацию и/или не выработал навыки. 

В последнем случае медицинская сестра неправильно построила весь процесс обучения, не учла состояние пациента, его интерес, не определилась с целями или составила нереальный и невыполнимый план обучения. Необходимо заново пересмотреть весь процесс обучения. 
В любом случае медицинская сестра сообщает пациенту о результатах обучения, потому что он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей. В свою очередь важно и то, как пациент сам оценивает результат обучения. 

Самооценка может быть:

– адекватной, совпадающей с оценкой медицинской сестры;

– завышенной;

– сниженной; 

– нестабильной (вчера был недоволен, сегодня доволен, или наоборот). 
При любой опенке следует поощрим, пациента и тем самым поддержать его интерес к обучению. 
Таким образом, для достижения высоких результатов обучения необходимы
1) четко сформулированная цель обучения; 

2) убедительная мотивация к получению знаний пациентом; 

3) доброжелательное отношение к пациентам и их близким; 

4) создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями пациента и его семьи; 

5) обязательная практическая отработка полезных знаний; 

6) эффективное (терапевтическое) общение; 

7) умение слушать; 

8) терпеливость и настойчивость;

9) поощрение за успехи в обучении; 

10) учет состояния пациента во время обучения. 

Из этого следует, что понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения, умение использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.

Источник

Тема 3.10.

ПРОФИЛАКТИКА ПРОЛЕЖНЕЙ.

План

Обучение родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней в домашних условиях.

Использование шкал НОРТОН и ВАТЕРЛОУ для определения степени риска развития пролежней.

Обучение родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней в домашних условиях.

Памятка для родственников по профилактике пролежней

Вам необходимо получить информацию у медицинской сестры по следующим вопросам:

ü о местах образования пролежней;

ü об особенностях размещения пациента в различные положения и технике перемещения;

ü о рационе питания и особенностях питьевого режима;

ü о технике гигиенических процедур;

ü о поддержании умеренной влажности кожи и наблюдении за ней;

ü о стимулировании пациента к самостоятельному перемещению каждые 2 часа;

ü о стимулировании пациента к выполнению дыхательных упражнений.

РОДСТВЕННИКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБУЧЕНЫ:

ü регулярному осмотру кожи в области крестца, пяток, лодыжек, лопаток, локтей, затылка, большого вертела бедренной кости, внутренней поверхности коленных суставов;

ü процедуре влажного обтирания, которое рекомендуется проводить 1 раз в день и по мере необходимости при недержании мочи, сильном потоотделении;

ü правилам изменения положения тела пациента каждые 2 часа (даже ночью), исключающим трение о постель;

ü размещения пациента в положение Фаулера или Симса (по разрешению врача);

ü правилам контроля состояния постели (складки, крошки и т.д.);

ü правильному питанию пациента и адекватному приему жидкости;

ü применению непромокаемых подгузников, наружных мочеприемников для мужчин.

Рекомендации по профилактике пролежней для родственников

ü При каждом перемещении, любом ухудшении или изменении состояния осматривайте регулярно кожу в области крестца, пяток, лодыжек, лопаток, локтей, затылка, большого вертела бедренной кости, внутренней поверхности коленных суставов.

ü Не подвергайте уязвимые участки тела, трению. Обмывайте уязвимые участки не менее 1 раза в день, если необходимо соблюдать обычные правила личной гигиены, а также при недержании мочи, сильном потоотделении. Пользуйтесь мягким и жидким мылом. Убедитесь, что моющее средство смыто, высушите этот участок кожи. Мойте кожу теплой водой.

ü Если кожа слишком сухая, пользуйтесь увлажняющим кремом. Пользуйтесь защитными кремами, если это показано.

ü Не делайте массаж в области выступающих костных выступов.

ü Изменяйте положение пациента каждые 2 ч (даже ночью): положение Фаулера; положение Симса; «на левом боку»; «на правом боку»; «на животе» (по разрешению врача). Виды положений зависят от заболевания и состояния конкретного пациента. Обсудите это с врачом. Изменяйте положение пациента, приподнимая его над постелью.

ü Проверяйте состояние постели (складки, крошки и т. п.).

ü Исключите контакт кожи с жесткой частью кровати.

ü Используйте поролон в чехле (вместо ватно-марлевых и резиновых кругов) для уменьшения давления на кожу. Ослабьте давление на участки нарушения целостности кожи. Пользуйтесь соответствующими приспособлениями.

ü Опустите изголовье кровати на самый низкий уровень (угол не более 30 гр.). Приподнимайте изголовье на короткое время для выполнения каких-либо манипуляций.

ü Не допускайте, чтобы в положении «на боку» пациент лежал непосредственно на большом вертеле бедра.

Читайте также:  Средства по уходу за жирной проблемной кожей

ü  Не допускайте непрерывного сидения в кресле или инвалидной коляске. Напоминайте изменять положение через каждый час, самостоятельно менять положение тела, подтягиваться, осматривать уязвимые участки кожи. Посоветуйте ему ослаблять давление на ягодицы каждые 15 мин: наклоняться вперед, в сторону, приподниматься, опираясь на ручки кресла.

ü Уменьшайте риск повреждения ткани под действием давления: регулярно изменяйте положение тела; используйте приспособления, уменьшающие давление тела; соблюдайте правила приподнимания и перемещения; осматривайте кожу не реже 1 раза в день; осуществляйте правильное питание и адекватный прием жидкости.

ü Контролируйте качество и количество пищи и жидкости, в том числе при недержании мочи.

ü Максимально расширяйте активность своего подопечного. Если он может ходить, побуждайте его прогуливаться через каждый час.

ü Используйте непромокаемые пеленки, подгузники (для мужчин – наружные мочеприемники) при недержании.

Рекомендуемый план ухода при риске развития пролежней

(результаты ухода регистрируются в протоколе к плану ухода)

Проблема Цель Сестринские вмешательства
Риск развития пролежней Пролежней не будет 1. Проводить текущую оценку не менее 1 раза в день (утром) по шкале_________________
2. Измерять положение пациента каждые 2 ч:
– 8-10 ч – положение Фаулера
-10-12 ч – на левом боку
-12-14 ч – на правом боку
-14-16 ч – положение Фаулера
-16-18 ч – положение Симса
-18-20 ч – положение Фаулера
-20-22 ч – на правом боку
-22-24 ч – на левом боку
-0-2 ч – положение симса
-2-4 ч – на правом боку
-4-6 ч – на левом боку
– 6-8 ч – положение Симса
Выбор положения и их чередование могут изменяться в зависимости от заболевания и состояния пациента
3. Ежедневно утром в __ч обмывать следующие участки ______
4. Проверять состояние постели при перемене положения (каждые 2 ч)
5. Обучить родственников технике правильного перемещения (приподнимая над кроватью).
6. Определять количество съеденной пищи (количество белка не менее 120 г в сутки)
7. Обеспечить употребление не менее 1,5 л жидкости в сутки:
С 9.00-13.00 – 700 мл;
С 13.00-18.00 – 500 мл;
С18.00-22.00 – 300 мл.
8. Использовать поролоновые прокладки под _______________
9. При недержании мочи: менять подгузники каждые 4 часа
При недержании кала: менять подгузники немедленно после дефекации с последующей бережной гигиенической процедурой.
10. При усилении болей – консультация врача.
11. Поощрять пациента изменять положение в постели (точки давления) с помощью перекладин, поручней и других приспособлений.

Пациент лежит на специальном матраце и (или) кровати.

Дата добавления: 2018-10-14; просмотров: 3149 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Ген: 0.003 с.

Источник

Принципы обучения пациентов и членов их семей

Обучение пациента и/или его близких только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа. Процесс обучения, как и сестринский процесс, состоит из пяти этапов.

1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников.

При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает.
Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.
Приведем пример сбора информации о пациенте. Больная, Нина Петровна Иванова, 66 лет, пенсионерка, страдает ишемической болезнью сердца. При беседе медицинская сестра выяснила, что последние 2 недели пациентка отмечала появление отеков на ногах, которые увеличивались к вечеру и уменьшались по утрам.
Вызванный на дом участковый врач назначил лечение и рекомендовал в течение нескольких дней определять водный баланс.
Пациентка принимала назначенные медикаменты, в том числе и мочегонные препараты, но особого улучшения не было. Она стала чаще и обильнее мочиться. Кроме того, ей часто хотелось пить, и она в больших количествах употребляла чай, молоко, компоты и воду. Что такое водный баланс и как его определить, больная не знает.

2. Определение проблем пациента.

Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему: дефицит знаний о водном балансе и технике его определения. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.

3. Определение целей обучения, планирование его содержания.

Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта):
1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;
2) временные рамки – интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).
Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей:
– в познавательной сфере – Нина Петровна будет знать и понимать суть определения водного баланса через 2 сут;
– психологической сфере – Нина Петровна будет психологически готова самостоятельно определять водный баланс через 6 сут;
– эмоциональной сфере – Нина Петровна будет правильно понимать важность контроля за водным балансом ко 2-м суткам.
В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.
После определения нелеп обучения медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время (утром, перед обедом, после ужина) и продолжительность обучения (по 10 мин в течение 3 сут, по 20 мин через сутки и т.д.).
Содержание обучении может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни.
Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его близких к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние. В рассматриваемой ситуации план обучения может быть следующим:
1) в течение 20 мин пациентке объясняют значение и суть определения водного баланса, чтобы убедить больную в необходимости его самостоятельного определения;
2) в течение 15 мин пациентке рассказывают о диурезе, правилах сбора мочи и подсчета ее суточного количества;
3) в течение 15 мин пациентке объясняют правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости;
4) в течение 2 сут пациентку учат заполнять таблицу и подсчитывать водный баланс в процентах;
5) в течение 3 сут медицинская сестра контролирует правильность заполнения дневника самонаблюдения и проводит коррекцию знаний и умений пациентки;
6) на 6-е сутки медицинская сестра оценивает результаты обучения.

4. Реализация плана обучения.

Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен (плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение лучше отложить.
Для успешного обучения можно использовать следующие методы:
демонстрация – медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, использование костылей, инъекции, измерение АД и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;
консультирование – медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;
разыгрывание ролей – очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.
Схема обучения состоит из пяти этапов:
1) изложение необходимой информации;
2) повторение пациентом всего, что он запомнил;
3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;
4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.
Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.
В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос – ответ», подчеркивать информацию важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.
Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов обучения.

После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.
Оценка может быть следующей:
1) пациент хорошо усвоил информацию и приобрел устойчивые навыки (осознает важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык);
2) пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, неуверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций); в этом случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы;
3) пациент не усвоил информацию и/или не выработал навыки.
В последнем случае медицинская сестра неправильно построила весь процесс обучения, не учла состояние пациента, его интерес, не определилась с целями или составила нереальный и невыполнимый план обучения. Необходимо заново пересмотреть весь процесс обучения.
В любом случае медицинская сестра сообщает пациенту о результатах обучения, потому что он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей. В свою очередь важно и то, как пациент сам оценивает результат обучения. Самооценка может быть:
– адекватной, совпадающей с оценкой медицинской сестры;
– завышенной;
– сниженной;
– нестабильной (вчера был недоволен, сегодня доволен, или наоборот).
При любой опенке следует поощрим, пациента и тем самым поддержать его интерес к обучению.
Таким образом, для достижения высоких результатов обучения необходимы:
1) четко сформулированная цель обучения;
2) убедительная мотивация к получению знаний пациентом;
3) доброжелательное отношение к пациентам и их близким;
4) создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями пациента и его семьи;
5) обязательная практическая отработка полезных знаний;
6) эффективное (терапевтическое) общение;
7) умение слушать;
8) терпеливость и настойчивость;
9) поощрение за успехи в обучении;
10) учет состояния пациента во время обучения.
Из этого следует, что понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения, умение использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.

Источник: Основы сестринского дела: И.X.Аббясов, С.И.Двойников, Л.А.Карасева, 2007г.

Источник

Читайте также:  Уход за кожей век в домашних условиях рецепты