Лишать гражданства на украине

Лишать гражданства на украине thumbnail

В 2017-2018 годах все чаще в обсуждениях затрагивается тема лишения гражданства Украины. Причина, по которой регулярно всплывают эти разговоры, состоит в том, что большое количество украинцев имеет двойное гражданство. Согласно статистике, жители Черновицкого и Закарпатского региона практически поголовно наравне с украинским имеют паспорта соседних стран – Румынии и Венгрии. Однако власти долго закрывали на это глаза, пока не начали всплывать данные, что многие депутаты и должностные лица пошли тем же путем, и получили второе гражданство.

Такое положение дел заставило аппарат Президента обратить внимание на несовершенство украинского законодательства, которое напрямую не разрешает, но и не запрещает иметь двойное гражданство. Тем не менее Президент Петр Порошенко сумел использовать существующие законы, чтобы организовать принудительное лишение гражданства Украины почти для 19 тыс. человек.

Правовые аспекты регулирования вопросов гражданства

Чтобы оценить ситуацию в отношении двойного гражданства, с точки зрения украинского законодательства, необходимо для начала обратиться к Конституции. Здесь статья №4 четко говорит о том, что в стране принят принцип единого гражданства, алгоритм получения и утраты которого определяют соответствующие законодательные акты. В статье №25 отмечается, что украинцы не могут быть просто так лишены гражданства.

Одно нигде не говорится о том, что гражданство Украины должно быть единственным. Поэтому получается, что хотя официально двойное подданство не разрешено, так как это исключает принцип единого гражданства, но вместе с тем прямого запрета на него нет ни в Конституции, ни в законе Украины «О гражданстве».

В соответствии с этим, с точки зрения украинского законодательства, даже если украинец имеет другое гражданство одного из иностранных государств, то в глазах Украины он по-прежнему рассматривается исключительно, как ее полноправный гражданин, пока он не выйдет или не утратить подданство.

Прекратить действие украинского гражданство возможно только после подписания Президентом соответствующего указа, который составляют в одном случае из двух:
– когда украинец проходит процедуру выхода из гражданства;
– когда происходит принудительное лишение гражданства Украины.

Для первой из этих процедур предусмотрены четкие условия, регулируемые различными международными договорами, а вот со второй все не так просто.

Выход из гражданства Украины и его лишение

Чтобы инициировать процедуру выхода, украинец должен выехать на ПМЖ в другую страну. Постоянно проживая за границей и имея штамп о постоянном месте жительства там, украинец может обратиться в консульство, чтобы начать процедуру выхода.

Ну а вот с принудительным лишением гражданства все не так просто. Согласно действующему законодательству, лишить подданства украинца могут в одном из следующих трех случаев:
1. Украинец добровольно получил второе подданство, о чем узнали украинские власти.
2. Получение украинского гражданства произошло обманным путем, о чем впоследствии стало известно. Этот пункт распространяется и на тех иностранных граждан, которые декларировали, что прекратят иностранное подданство после получения украинского гражданства, но не сделали этого на протяжении 2-х лет с момента получения украинского паспорта.
3. Вступление украинца в вооруженные силы иностранного государства, если военная служба не является там военной обязанностью.

Исходя из этого, к украинцу, который имеет второе гражданство, вполне законно могут применить меры, чтобы лишить его подданства Украины. Но эти положения законодательства можно трактовать двояко, так как в процедуре лишения многое туманных аспектов, а сам украинец при получении второго паспорта не принимает на себя обязательств декларировать этот момент. К тому же у властей нет механизмов, способных помочь им проверить, кто из граждан обладает двойным гражданством, так как иностранные государства не распространяют этой информации.

В то же время, с позиций законодательства, грань между утратой и лишением довольно размыта, да и Конституция утверждает, что украинец, даже со вторым гражданством, все равно в глазах Украины остается ее полноправным гражданином.

Возможность лишить украинца гражданства косвенно описана в указе Президента от 27.03.2001 года. Там говорится – в тех случаях, когда миграционная служба или консульство Украины узнает о том, что украинец оформил второе подданство, то они могут определить это, как достаточное основание для лишения гражданства. В этом случае государственные органы инициируют подачу соответствующего прошения в Комиссию по вопросам гражданства, которая рассматривает обстоятельства дела и готовит приказ о лишении подданства, подписываемый лично Президентом Украины.

Ответственность за двойное гражданство

Но подробности для прохождения такой процедуры нигде не описаны, как и не указано, кто, как и на каких основаниях обязан устанавливать наличие второго паспорта или проверять это. В связи с этим власти на практике практически не прибегают к лишению подданства таким способом, так как он фактически предполагает вмешательство в частную жизнь и нарушает конституционные права украинцев.

Так что, в соответствии с украинской Конституцией, ГМС и Комиссия по вопросам гражданства обязаны выполнять свою роль в части лишения гражданства, согласно заранее предопределенной процедуре. То есть, как минимум должны существовать четко обозначенные законодательством условия, сроки и т. п. Но на данный момент подобных норм украинское законодательство не предусматривает, из-за чего украинцы могут безнаказанно игнорировать принцип единого гражданства.

В соответствии с вышесказанным украинцы, получившие второй паспорт, теоретически могут быть лишены украинского подданства, но на практике у государственных служб отсутствуют реальные механизмы, при помощи которых можно было бы привлечь таких граждан к ответственности.

Источник

В последнее время актуальным и часто обсуждаемым вопросом в прессе стало так называемое лишение гражданства Украины лиц, имеющих двойное гражданство

Особенную огласку и широкое освещение в прессе данный вопрос получил в связи с принятием Президентом Украины соответствующих решений в отношении политических деятелей, в частности народного депутата Украины Андрея Артеменко и депутата Одесского областного совета Александра Боровика.

Впрочем, справедливости ради, следует обратить внимание на тот факт, что принятие решения президентом о прекращении гражданства Украины не является одиночным либо уникальным явлением: Петр Порошенко за период пребывания на своей должности прекратил гражданство Украины для 18,67 тыс. лиц.

Читайте также:  Способ лечение розового лишая

Как же юридически регулируются вопросы правового статуса физических лиц, в том числе вопросы гражданства? При ответе на данный вопрос начать следует с анализа положений Конституции Украины.

Согласно статьи 4 Конституции Украины, в Украине действует правовой принцип единого гражданства, порядок приобретения и прекращения которого определяется законом. Далее, статья 25 Конституции Украины предусматривает, что гражданин Украины не может быть лишен гражданства Украины, равно как и права сменить гражданство.

Более того, согласно этому же принципу в Украине на самом деле не запрещено двойное (и более) гражданство. Закон Украины «О гражданстве Украины» (далее – Закон) гласит, что если гражданин Украины приобрёл гражданство (подданство) иного государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается исключительно гражданином Украины.

Так почему же граждане Украины лишаются гражданства? Согласно разделу ІІІ Закона, гражданство Украины может быть прекращено. Основанием для этого могут быть: выход из гражданства, потеря гражданства и основания, предусмотренные международными соглашениями. Во всех этих случаях гражданство Украины прекращается Указом Президента.

С выходом из гражданства все обстоит ясно: гражданство прекращается вследствие заявления гражданина Украины, который постоянно проживает за границей Украины. Редкие случаи, предусмотренные международными соглашениями, также не были основанием для резонансных кейсов прекращения гражданства, а вот процедура потери гражданства заслуживает особого внимания, и это она применялась, в частности, к господам Боровику и Артеменко.

Основаниями для потери гражданства Украины являются:

1) добровольное получение гражданства другой страны совершеннолетним гражданином Украины;

2) получение гражданства Украины (иностранцем или лицом без гражданства) вследствие обмана, подачи неправдивых данных или фальшивых документов. Под этот пункт подпадают также и иностранцы, которые получили гражданство Украины и не прекратили свои иностранные гражданства в течение 2-х лет;

3) добровольное вступление гражданина Украины на военную службу в стране, где согласно законодательству, такая служба не является военной обязанностью либо альтернативной (невоенной) службой.

Из этого следует, что в случае, если у гражданина Украины есть гражданство другой страны, то абсолютно законно возможно принятие решения об утере гражданства Украины. Стоит отметить, что данные положения украинского законодательства весьма неоднозначны, так как процедура описана недостаточно прозрачно, а обязательство гражданина Украины выйти из гражданства Украины в случае получения паспорта другой страны не предусмотрено.

При этом отличие лишения гражданства (запрещенного Конституцией Украины) от его утери размыты. Закон, трактуя принцип единого гражданства, определяет, что в случае получения гражданином Украины гражданства (подданства) другого государства, в правовых отношениях с Украиной он будет считаться гражданином Украины.

Указ президента с названием Вопросы организации исполнения Закона Украины О гражданстве Украины от 27 марта 2001 года уточнил процедуру потери гражданства. В этом подзаконном акте отмечается, что в случаях, когда органы Государственной миграционной службы либо дипломатические представительства Украины определят наличие оснований для потери гражданства Украины определенного лица, они сообщают об этом в Комиссию при Президенте Украины по вопросам гражданства, которая и уполномочена принимать решение.

Однако, к сожалению, детали этих процедур также не определены достаточно четко, в том числе не предусмотрено, каким образом, на каких основаниях и кем изначально определяется и проверяется факт наличия/отсутствия у гражданина Украины второго гражданства. Отсутствие детальной процедуры может существенно нарушать права граждан, в том числе право на невмешательство в частную жизнь и защиту персональных данных.

Таким образом, согласно Конституции Украины Государственная миграционная служба и Комиссия при Президенте Украины по вопросам гражданства должны действовать согласно определенной процедуре: например, направлять запрос только в случаях, четко обозначенных в законодательстве, в определенные сроки и т.д. Но, как уже ранее отмечалось, таких деталей процедуры мы в украинском законодательстве не найдем, чем и может воспользоваться при обжаловании решения о прекращении гражданства, например, Андрей Артеменко и его защитники.

Несмотря на такие явные недостатки в украинском законодательстве в вопросе прекращения гражданства Украины, закон четко предусматривает возможность Президента Украина принять решение об утере (прекращении) украинского гражданства при получении каких-либо официальных подтверждений двойного гражданства.

Таким образом, граждане Украины, которые имеют гражданство другой страны, рискуют попасть в список лиц, гражданство которых будет прекращено, но риск этот пока крайне невелик, поскольку такая процедура достаточно сложная, а решение подлежит обжалованию.

Источник

Статья 17. Основания прекращения гражданства Украины.
Гражданство Украины прекращается:

  1. вследствие выхода из гражданства Украины;
  2. вследствие потери гражданства Украины;
  3. на основаниях, предусмотренных международными договорами Украины.

Статья 18. Выход из гражданства Украины.
Гражданин Украины, который в соответствии с действующем законодательством Украины является таким, что постоянно проживает за границей, может выйти из гражданства Украины по его ходатайству.
Если ребенок выехал вместе с родителями на постоянное проживание за границу и родители выходят из гражданства Украины, по ходатайству одного из родителей вместе с родителями из гражданства Украины может выйти и ребенок.
Если один из родителей выехал вместе с ребенком на постоянное проживание за границу и выходит из гражданства Украины, а второй остается гражданином Украины, ребенок может выйти из гражданства Украины вместе с тем из родителей, что выходит из гражданства Украины, по его ходатайству.
Если один из родителей выехал вместе с ребенком на постоянное проживание за границу и выходит из гражданства Украины, а второй является иностранцем или лицом без гражданства, ребенок может выйти из гражданства Украины вместе с тем из родителей, что выходит из гражданства Украины, по его ходатайству.
Если ребенок выехал на постоянное проживание за границу и его родители вышли из гражданства Украины, ребенок может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из родителей.
Если ребенок выехал на постоянное проживание за границу с одним из родителей и он вышел из гражданства Украины, а второй является гражданином Украины, ребенок может выйти из гражданства Украины по ходатайству об этом того из родителей, который вышел из гражданства Украины.
Если ребенок выехал на постоянное проживание за границу с одним из родителей и он вышел из гражданства Украины, а второй является иностранцем или лицом без гражданства, ребенок может выйти из гражданства Украины по ходатайству того из родителей, который вышел из гражданства Украины.
Ребенок, который соответственно действующему законодательству Украины считается таковым, что постоянно проживает за границей, может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из родителей.
Ребенок, который приобрел гражданство Украины по рождению, если на момент его рождения родители или хотя бы один из них были иностранцами или лицами без гражданства, может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из родителей независимо от местожительства ребенка.
Ребенок, который усыновлен супругами, один из которых является гражданином Украины, а второй является иностранцем, может выйти из гражданства Украины по ходатайству усыновителя, который является иностранцем.
Ребенок, усыновленный иностранцами или лицами без гражданства, может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из усыновителей.
Выход из гражданства Украины допускается, если лицо приобрело гражданство другого государства или получило документ, выданный уполномоченными органами другого государства, о том, что гражданин Украины приобретет его гражданство, если выйдет из гражданства Украины.
Выход детей возрастом от 14 до 18 лет из гражданства Украины может происходить только с их согласия.
Выход из гражданства Украины не допускается, если лицо, которое ходатайствует о выходе из гражданства Украины, в Украине привлечено как обвиняемый в уголовном деле или относительно которого в Украине есть обвинительный приговор суда, который вступил в силу и подлежит выполнению.
Датой прекращения гражданства Украины в случаях, предусмотренных этой статьей, является дата издания соответствующего Указа Президента Украины.

Читайте также:  Красный лишай на голове

Статья 19. Основания для потери гражданства Украины.
Основаниями для потери гражданства Украины являются:

  1. добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства, если на момент такого приобретения он достиг совершеннолетие.
    Добровольным приобретением гражданства другого государства считаются все случаи, если гражданин Украины для приобретения гражданства другого государства должен был обращаться с заявлением или ходатайством о таком обретении соответственно порядку, установленного национальным законодательством государства, гражданство которой приобретено.
    Не считаются добровольным приобретением другого гражданства такие случаи:
    а) одновременное приобретение ребенком по рождению гражданства Украины и гражданства другого государства или держав;
    б) приобретение ребенком, который является гражданином Украины, гражданства своих усыновителей вследствие усыновления ее иностранцами;
    в) автоматическое приобретение гражданином Украины другого гражданства вследствие бракосочетания с иностранцем;
    г) автоматическое приобретение гражданином Украины, который достиг совершеннолетие, другого гражданства вследствие применения законодательства о гражданстве иностранного государства, если таковой гражданин Украины не получил документ, который подтверждает наличие у него гражданства другого государства;
  2. приобретение лицом гражданства Украины на основании статьи 9 этого Закона вследствие обмана, сознательного представления неправдивых сведений или фальшивых документов;
  3. добровольное вступление на воинскую службу другого государства, которая соответственно законодательству этого государства не является всеобщей воинской обязанностью или альтернативной (невоенной) службой.

Положение пунктов 1, 3 части первой этой статьи не применяются, если вследствие этого гражданин Украины станет лицом без гражданства.
Датой прекращения гражданства Украины в случаях, предусмотренных этой статьей, есть дата издания соответствующего указа Президента Украины.

Статья 20. Правосубъектность гражданина Украины, который подал заявление о выходе из гражданства Украины или относительно которого оформляется потеря гражданства.
Гражданин Украины, который подал заявление о выходе из гражданства Украины или относительно которого оформляется потеря гражданства, к изданию указа Президента Украины о прекращении гражданства Украины пользуется всеми правами и несет все обязанности гражданина Украины.

Статья 21. Отмена решений об оформлении обретения гражданства Украины.
Решение об оформлении приобретения гражданства Украины отменяется, если лицо приобрело гражданство Украины соответственно статям 8 и 10 этого Закона посредством обмана, вследствие представления сознательно неправдивых сведений или фальшивых документов, утаивание любого существенного факта, при наличии которого лицо не может приобрести гражданство Украины.

Источник

29 апреля лидер фракции «Радикальной партии» Олег Ляшко на своей странице в ФБ написал о том, что Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о прекращении гражданства Украины народного депутата Андрея Артеменко «в связи с добровольным обретением им в 2005 году гражданства Канады».

Лишать гражданства на украине

Напомним, что история, связанная с Андреем Артеменко, разразилась в начале года, когда народный депутат передал администрации президента США Дональда Трампа собственный план деэскалации конфликта на Донбассе, который предусматривает передачу Крыма в аренду России. 

Лишать гражданства на украине

Мы решили разобраться – можно ли вообще лишить гражданства Украины, на каких условиях и что дает «прецедент Артеменко».

Закон VS Конституция: в чем подвох?

Для начала обратимся к законодательной базе. Согласно Закона Украины «Про гражданство» (ст. 17) гражданство Украины прекращается в результате выхода из гражданства, потери гражданства, и на основании международных договоров Украины. При этом в статье 19 говорится что основаниями для утери гражданства нашей страны является добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства, приобретение лицом гражданства Украины вследствие обмана, сознательного представления неправдивых сведений или фальшивых документов, и добровольное вступление на военную службу другого государства.

Но по словам политолога и директора Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, уже сам этот закон вступает в противоречие с Конституцией Украины и имеет ряд недочетов. 

Лишать гражданства на украине

«Лишить человека гражданства согласно Конституции Украины, (статья 25) нельзя. Процитирую: «Гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права изменить гражданство». И здесь же закон говорит фактически обратное, прописывая условия прекращения гражданства. В том числе и обретение другого гражданства. Но дело в том, что авторы закона изначально прописали кучу возможностей для злоупотреблений. Получая гражданство другой страны, гражданин Украины обычно подает заявление про выход из гражданства Украины. Вернее, гражданин Украины может выйти из гражданства по собственному заявлению. Но в законе не прописана строгая обязанность это делать. И уж тем более нет никаких четко прописанных санкций за неподачу заявления о выходе из украинского гражданства.»

Читайте также:  Помогите у меня лишай

Что касается случая с депутатом Артеменко, то по мнению Владимира Фесенко, колизия в формулировках «прекращение гражданства» и «лишение гражданства» позволяет Андрею Артеменко оспорить указ президента в суде.

«Различные формулировки касательно гражданства в Конституции и в законе дают определенное пространство для юридического маневра. Закон и Конституция не дают президенту право силой забрать гражданство. Никакого добровольного обращения нардепа о выходе из гражданства тоже не было. Уверен, что защите вполне по силам выиграть дело».

Поддерживает данную позицию и политолог Константин Бондаренко.

«Гражданство Артеменка прекратили указом, но без какого-либо заявления со стороны самого депутата. Да, в деле есть большая политическая составляющая. Но закон не дает возможность просто взять и прекратить гражданство любого человека. Закон требует усовершенствования – например прописать большее количество и более четко условия прекращения гражданства. А главное требуется четко прописать саму процедуру лишения гражданства. Все должно быть отрегулировано». 

Лишать гражданства на украине

Также по словам Костя Бондаренко, прецеденты лишения гражданства из-за политических скандалов были и ранее – правда в истории не современной Украины, а в советские времена.

«До случая с Артеменко прецеденты «силового» лишения гражданства были только в УССР. Это были случаи, связанные с диссидентами – Валентином Морозом, Иваном Плющем. Последний известный случай связанный с вопросом гражданства — это Вадим Новинский, когда все прошло спокойно и законно. В 2012 году он официально обратился с письмом к российским властям о выходе из российского гражданства и обретении украинского гражданства. Но для современной Украины это скорее исключение, чем правило. Один из сегодняшних топ-политиков мне однажды сказал, что «принадлежность к украинской политической элите определяется наличием у тебя второго паспорта какого-нибудь уважаемого государства». И что интересно, никто за 26 лет независимости не решился провести хоть какую-то проверку наличия паспортов других стран у наших политиков. Поэтому дело Артеменко, как по мне, скорее чисто политическое».

О чисто политической подоплеке дела говорит и политолог Виктор Пащенко. Причем ситуация, по его словам, может иметь далеко идущие последствия. 

Лишать гражданства на украине

«Ситуация действительно уникальная. Конечно, все фигуранты дела хотят решения проблемы и лишения гражданства Артеменка, впрочем, забывая, что процедура лишения гражданства у нас прописана плохо, что нарушаются законы, а цель лишь показать «как мы покараем предателя». С другой стороны, если дело будет доведено до логического конца, то у президента появится инструмент давить на депутатов для сбора голосов за определенные законы, и принятие нужных решений. В любом случае тот факт, что наша политическая элита игнорирует законы и политики владеют двумя-тремя гражданствами это плохо для страны. Не только потому, что на них может оказываться точечное давление со стороны того же президента, но это может быть и возможность влияния других государств. Для Украины в нынешнем состоянии это может иметь плохие последствия»

Как у других?

«В развитых странах институт гражданства уже пережил большие изменения. Связаны они с процессами глобализации, политикой мультикультурализма, и открытости. Большая часть стран Европы уже ввели у себя возможность иметь два гражданства» — отмечает Константин Бондаренко.

Действительно, сейчас в Европе 21 страна допускает иметь второе гражданство. Правда, почти у каждой из них есть свои нюансы в его получении. Так, Германия допускает его только для немцев, которые вступили в брак с иностранными гражданами, или детей иммигрантов. А в Швеции второе гражданство могут получить только молодые люди до 22 лет, которые родились за границей в семьях шведов. Великобритания предусмотрела возможность наличия нескольких гражданств еще в далеком 1946 году. В США при получении гражданства человек произносит клятву на верность США, но старый паспорт никто не требует сдавать, как и отказываться от предыдущего гражданства. В некоторых странах допускается иметь двойное гражданство иностранцу, получающему паспорт после длительного проживания в стране (например, в Исландии). 

Лишать гражданства на украине

«Легализация двойного гражданства в Украине вполне могло бы стать решением проблемы. Тем более что по факту часть жителей западной Украины уже имеют паспорта соседних стран.» — говорит Константин Бондаренко.

Впрочем, есть и другой путь. Так, некоторые страны требуют в обязательном порядке отказаться от прошлого гражданства при натурализации и получении немецкого гражданства. Такая норма действует в уже вышеупомянутой Германии.

В любом случае, наше законодательство требует усовершенствования, и по словам обоих политологов «если будет принято решение установить норму что гражданин совершивший преступление – «государственную измену», должен быть лишен гражданства, то эта норма должна быть четко прописана в законах». Аналогично следует поступить и с другими конфликтными ситуациями, связанными с гражданством.

Как бы то ни было, пока что в Верховной Раде лежит на рассмотрении законопроект №6175 внесенный президентом Украины. Его ключевые пункты просты – во-первых, гражданин Украины, который добровольно получил паспорт другой страны, автоматически лишается гражданства Украины. Во-вторых, устанавливается срок в месяц, за который новый гражданин Украины должен вернуть паспорт другой страны. В-третьих, новый гражданин Украины должен письменно сообщить в 10 дневный срок госорганы Украины о возвращении паспорта другой страны. Правда не ясно, как это коснется тех, кто уже имеет два паспорта.

Встает и вопрос об ответственности за невыполнение этих норм. Так проекта закона гласит что в пределах полугода с момента вступления в силу закона, граждане Украины имеющие иностранные паспорта должны прекратить гражданство другой страны и сдать паспорта. В случае нарушения этой нормы, появляется «основание для потери гражданства Украины».
Но для этого надо как минимум знать что у иностранный паспорт у человека имеется. А иначе – на основании чего лишать? И по какой процедуре? Ответа на эти вопросы законопроект не дает.

В любом случае, Конституция гласит что Украина — это правовое государство. Будем надеяться, что так оно и будет.

Егор Мороз

Лишать гражданства на украине

Источник