Урок на тему лишай

Урок на тему лишай thumbnail

Инфоурок

Биология
›Презентации›Презентация по биологии “Стригущий лишай” (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Стригущий лишай Стригущий лишай представляет собой высоко заразное инфекционн

Описание слайда:

Стригущий лишай Стригущий лишай представляет собой высоко заразное инфекционное заболевание кожного покрова, волос или ногтей, вызываемое патогенными грибками.

2 слайд

Инфекция может быть вызвана двумя видами грибков – Microsporum и Trichophyto

Описание слайда:

Инфекция может быть вызвана двумя видами грибков – Microsporum и Trichophyton. Правильное обозначение заболевания основано на наименовании вызвавшего его грибка, поэтому выделяют микроспорию и трихофитию. Обе эти формы объединены под общим термином Стригущий лишай.

3 слайд

Грибки Trichophyton являются микробами, которые паразитируют только на коже

Описание слайда:

Грибки Trichophyton являются микробами, которые паразитируют только на коже человека.

4 слайд

 Microsporum – поражают и человека, и животных.

Описание слайда:

Microsporum – поражают и человека, и животных.

5 слайд

Заражение патогенными грибками Trichophyton происходит при контакте здорового

Описание слайда:

Заражение патогенными грибками Trichophyton происходит при контакте здорового человека с больным. Причем контакт может быть опосредованный, например, через одежду больного стригущим лишаем, бытовые предметы (платки, шапки, полотенца, расчески, постельное белье и т.д.), бритье или стрижку инструментами, которые не подвергались дезинфекции.

6 слайд

Грибок Microsporum может передаваться от человека к человеку теми же путями,

Описание слайда:

Грибок Microsporum может передаваться от человека к человеку теми же путями, что и Trichophyton, а также от больного животного к человеку при непосредственном контакте. Чаще всего стригущим лишаем страдают собаки, кошки, лошади, крупный рогатый скот, мыши, лисицы , шиншиллы, крысы и др. Больные животные с чешуйками и шерстью выделяют во внешнюю среду громадное количество спор грибка, которые могут сохранять свои патогенные свойства длительное время (до 10 лет).

7 слайд

Патогенные грибы находят практически все, что нужно для их жизнедеятельности

Описание слайда:

Патогенные грибы находят практически все, что нужно для их жизнедеятельности: пот, эпидермис, выделения сальных желез… Части кожи, волосы, а также шерсть, зараженные грибком, попадают на кожу здорового человека. После попадания гриба на кожу, он проникает вглубь клеток, начиная свое активное размножение.

8 слайд

Для того, чтобы избежать заражения стригущим лишаем, достаточно соблюдать пр

Описание слайда:

Для того, чтобы избежать заражения стригущим лишаем, достаточно соблюдать простые профилактические меры, выполнение которых доступно каждому. Необходимо строго следить за предметами личной гигиены, которыми пользуетесь (полотенце, расчёска, мочалка, маникюрные ножницы), -предметы личной гигиены должны быть строго индивидуальными; Принятие ванны общего пользования возможно только дезинфицирующей обработки, хотя бы моющими средствами; После посещений общественных бассейнов, аквапарков необходимо сразу постирать купальник и принять душ, обязательно с мылом; В случае, если ваши домашние питомцы выходят на улицу, следует периодически осматривать состояние их шерсти и если имеются участи с отсутствующим волосом, с шелушащейся кожей, следует сразу идти к ветеринару. Избегайте контакта с бездомными животными.

9 слайд

Будьте здоровы!

Описание слайда:

Будьте здоровы!

Выберите книгу со скидкой:

Урок на тему лишай

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Урок на тему лишай

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Урок на тему лишай

Курс повышения квалификации

Урок на тему лишай

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-512669

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

На этом уроке мы поговорим об удивительных организмах, которые являются промежуточными между царствами растений и животных – о лишайниках. Мы узнаем о двухкомпонентных и трехкомпонентных лишайниках, рассмотрим роль каждого из компонентов. Также мы поговорим об их разнообразии, среде обитания, размножении. И узнаем об их значении для человека и окружающей среды.

Лишайники

Лишайники занимают особое место в органическом мире. Появились они очень давно, точная дата не установлена, но примерно четыреста миллионов лет назад, это раньше, чем появились динозавры.

Мы часто встречаем лишайники на улице: на стенах домов, на фонарных столбах, на коре деревьев (рис. 1) в виде желтоватых или серых пятен.

Рис. 1. Лишайники

Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске, они бывают кустистые, листоватые и накипные.

Накипные лишайники плотно прирастают к тому месту, на котором растут, чаще всего это камни. Они похожи на накипь в чайнике, поэтому и получили название накипные (рис. 2).

Рис. 2. Накипные лишайники

Другой вид лишайников – листоватые, их тела выглядят как пластинки разной окраски, напоминающие листья (рис. 3).

Они разрастаются на камнях и на коре деревьев, особенно часто встречается на коре осин золотисто-желтая ксантория настенная.

Рис. 3. Листоватые лишайники

Это самые частые лишайники в средней полосе России, лишайники пармелию и ксанторию мы часто наблюдаем в наших лесах (рис. 4).

Рис. 4. Листоватые лишайники: пармелия и ксантория

Лишайники, приподнимающиеся над местом, над которым растут в виде небольших веточек, носят название кустистые (рис. 5).

Читайте также:  Как проявляется лишай на языке

Рис. 5. Кустистые лишайники

Это самые сложно устроенные лишайники, встречаются в сухих сосновых борах, образуя сплошной ковер из ветвистых розовых, серых и белых лишайников, в тундре это ягель, известный под названием «олений мох».

Лишайники очень неприхотливы, они растут в самых бесплодных местах, даже на голых скалах, где не живут другие растения. Растут лишайники очень медленно, «олений мох» за год вырастает всего на 1–3 миллиметра.

Строение лишайников

Если посмотреть на лишайник под микроскопом (рис. 6), мы увидим, что это организм составной. Он состоит из гриба и водоросли, живущих как один организм.

Рис. 6. Лишайник под микроскопом

Гриб – это переплетенные нити, водоросли – это одноклеточные крохотные существа. Гриб оплетает колонию водорослей, напоминая по виду рыболовную сеть. Переплетенные нити гриба снаружи сплетаются довольно плотно, а в средних частях лежат свободнее. Эти плотные нити называются корой лишайника, а средняя часть – сердцевиной (рис. 7).

Рис. 7. Строение лишайника

Одноклеточные водоросли располагаются ближе к коре лишайника, там, где можно получить больше света. На грибных нитях иногда появляются присоски, которые приникают внутрь клеток водоросли.

Физиология лишайника

Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а в клетках водорослей в процессе фотосинтеза образуются органические вещества. Мы видим, что  лишайник – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе, а симбиоз – не только обоюдополезное сосуществование двух организмов, но и любое совместное проживание двух живых существ (рис. 8).

Рис. 8. Симбиоз лишайника

Гриб дает водорослям воду, они обеспечивают гриб питанием. Лишайник впитывает влагу всей поверхностью тела, главным образом влагу дождей, росы и туманов.

Размножение лишайников

Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, появляющихся внутри их тела. Эти группы клеток гриба и водоросли образуются во множестве. Тело лишайника разрывается под давлением их разросшейся массы, и группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками (рис. 9).

Рис. 9. Размножение лишайника

У лишайников есть еще и половое размножение, открытое учеными совсем недавно. Этот вопрос еще мало изучен.

Роль лишайников в природе и для человека

Лишайники могут расти в самых неблагоприятных местах, выносливее их могут быть только некоторые бактерии. Лишайники могут расти на голых скалах, на камнях (рис. 10), готовя место жизни для других организмов, отмирая, они образуют перегной, на котором могут жить другие растения. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы.

Рис. 10. Произрастание лишайников на скалах и камнях

Лишайники могут расти в суровых условиях Арктики, в тундре, где практически вся почва покрыта лишайниками (рис. 11).

Рис. 11. Произрастание лишайника в условиях севера и в тундре

Лишайники служат пищей для животных, которые находятся в тундре, таких как северный олень, то есть они участвуют в цепях питания.

Человек научился использовать некоторых из лишайников, о чем даже упоминается в Библии. В одной из легенд говорится о том, что в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Изможденные люди стали есть эти крупинки и, насытившись, обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, – это съедобный лишайник. Серые комочки этого растения ветер перекатывает по пустыням Африки и Малой Азии. Встречается съедобный лишайник в полупустынных и пустынных районах Кыргызстана и Туркмении. Этот лишайник называют лишайниковая манна (рис. 12).

Рис. 12. Лишайниковая манна

Сильный ветер в пустыне поднимает этот сухой лишайник вверх, и когда ветер утихает, то лишайник буквально падает с неба. Вполне вероятно, что этот случай и описан в Библии.

Из некоторых видов лишайника получают краску и особое вещество – лакмус, который применяется в химической промышленности, так называемый индикатор (рис. 13).

Рис. 13. Лакмусовая бумага

Если растворить порошок лакмуса в воде, она будет фиолетового оттенка, при попадании нескольких капель лимонной кислоты цвет воды мгновенно меняется, а при добавлении соды лакмус снова становится фиолетовым.

Заключение

Мы увидели, что лишайники – составные организмы. Их компонентами являются грибы и одноклеточные водоросли. Питаются они с помощью фотосинтеза водорослей, а гриб поедает водоросли, что носит название умеренного паразитизма. Лишайники неприхотливы: они растут в сложных условиях, размножаются вегетативно – частями тела, хотя известно и половое размножение лишайников.

Список литературы

1. Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – Дрофа, 2011.

2. Корчагина В.А. Биология 6-7 классы. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – 1993.

3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология 6 класс. – 2008.

Читайте также:  Заболевания кожи цветным лишаем

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет портал «Биоуроки» (Источник)

2. Интернет портал «Проект – Вся Биология» (Источник)

3. Интернет портал «Прекрасный мир растений» (Источник)

Домашнее задание

1. Где встречаются лишайники?

2. Каково строение лишайника?

3. Каково практическое значение лишайников?

Источник

Павлова Нина Васильевна, учитель
биологии

Цель: Познакомить учащихся с
особенностями строения и жизнедеятельности
лишайников как симбиотических организмов.

Задачи:

  • Показать приспособленность лишайников
    к разнообразным условиям обитания.

  • Познакомить учащихся с экологическими
    группами лишайников.

  • Раскрыть роль лишайников в природе и
    в жизни человека.

  • Актуализировать знания учащихся по
    терминам “грибница”, “симбиоз”,
    “паразитизм”.

Оборудование: коллекция лишайников,
таблицы «Лишайники», «Водоросли»,
«Грибы», мультимедийная установка,
экран, презентация на тему “Лишайники”.

Ход урока

I. Актуализация
знаний

1) Выполнить тестовые задания.

Тест по теме «Строение и
жизнедеятельность грибов
»
1 вариант

1. Грибы не относят к растениям, а
выделяют в особое царство, так как:

а) грибы питаются готовыми органическими
веществами

б) грибы имеют клеточное строение

в) грибы способны использовать энергию
света для фотосинтеза

г) грибы живут только в симбиозе с
другими организмами

2. Плодовое тело шляпочного гриба
образовано:

а) шляпкой и ножкой б) шляпкой и
мицелием в) ножкой и мицелием г)
микоризой

3. К пластинчатым шляпочным грибам
относятся:

а) подберёзовик б) подосиновик
в) белый гриб г) груздь

4. Ядовитым грибом для человека является:

а) волнушка б) лисички в) мухомор
г) подберёзовик

5. Мукор относится к:

а) дрожжевым грибам
б) плесневым грибам

в) ржавчинным грибам
г) трутовым грибам

6. Грибница пеницилла состоит из:

а) одной разросшейся клетки с ядром

б) многоклеточной ветвящейся нити

в) одной ветвящейся клетки со множеством
ядер

г) множества многоядерных клеток

7. Споры шампиньона расположены:

а) в кистевидных спорангиях
б) в головчатых спорангиях

в) в трубочках плодового тела
г) на пластинках плодового
тела

8. Дрожжи:

а) являются ценным пищевым продуктом
б) вредят лесному хозяйству

в) используются в хлебопечении г)
вызывают заболевания сельскохозяйственных
растений

9. Спороносная стадия развития у
ржавчинных грибов располагается:

а) на зерновках хлебных злаков
б) на стволах деревьев

в) на листьях и стеблях растений
г) на плодах плодово-ягодных
культур

10. Грибы не могут размножаться:

а) семенами б) спорами в)
вегетативно г) половым путём

Тест по теме «Строение
и жизнедеятельность грибов»

2 вариант

1. Грибы питаются:

а) синтезируя органические вещества
из неорганических

б) поглощая неорганические вещества
из окружающей среды

в) впитывая органические вещества из
окружающей среды

г) образуя органические вещества за
счёт энергии света

2. Прочность клеточной оболочки грибам
придаёт:

а) пектин б) хитин в) целлюлоза
г) гликоген

3. К трубчатым шляпочным грибам
относится:

а) волнушка б) лисичка
в) мухомор т г) подберёзовик

4. Ядовитым грибом для человека является:

а) сыроежка б) груздь
в) бледная поганка г) маслёнок

5. Рыжики относят к:

а) дрожжевым грибам
б) плесневым грибам

в) шляпочным грибам
г) трутовым грибам

6. Грибница мукора состоит из:

а) одной разросшейся клетки с ядром

б) многоклеточной ветвящейся нити

в) одной ветвящейся клетки со множеством
ядер

г) множества многоядерных клеток

7. Споры пеницилла расположены:

а) в кистевидных спорангиях
б) в головчатых спорангиях

в) в трубочках плодового тела
г) на пластинках плодового
тела

8. Опёнок осенний:

а) вредит лесному хозяйству
б) используются в хлебопечении

в) вызывают заболевания сельскохозяйственных
растений

г) является ценным пищевым продуктом

9. Хлеб, выпеченный из дрожжевого теста,
становится лёгким и пористым, так как:

а) в тесте образуется углекислый газ
б) в тесте образуется
азот

в) тесто содержит много жира
г) тесто содержит много
соли

10. К грибам, получающим органические
вещества из корней деревьев, относятся:

а) мукор б) дрожжи в)
пеницилл г) подберёзовик

II. Изучение нового
материала.

Учитель. Вспомните, какой тип питания
характерен для грибов?

Ученики. Грибы – гетеротрофные
организмы. Они питаются готовыми
органическими веществами.

Учитель. Что такое симбиоз?

Ученики. Симбиоз – это тип
взаимоотношений между двумя организмами
в природе, который приносит пользу обоим
организмам или одному из них.

Учитель. Каждый знает, например, что
подосиновики нужно искать там, где
растут осины, подберезовики — в березовых
лесах. Оказывается, что шляпочные грибы
растут вблизи определенных деревьев
не случайно. Те «грибы», которые мы
собираем в лесу, — только их плодовые
тела. Само же тело гриба — грибница, или
мицелий, — живет под землей и представляет
собой нитевидные гифы, пронизывающие
почву. От поверхности почвы они тянутся
к кончикам древесных корней. Под
микроскопом видно, как гифы, словно
войлоком, оплетают кончик корня. Грибы
способны вступать в симбиотические
отношения с корнями деревьев. Как
называется симбиоз корня дерева и гриба?

Читайте также:  Лишай и его последствия у человека

Ученики. Симбиоз гриба с корнями
высших растений называют микоризой
(в переводе с греческого — «грибокорень»).

Учитель. Но грибы способны вступать
в симбиотические взаимоотношения не
только с корнями деревьев, но и с
водорослями. Такой симбиоз грибницы
гриба и одноклеточных зелёных водорослей
называется лишайником.

Лишайники представляют довольно
большую и своеобразную группу комплексных
организмов, которые состоят из грибов,
находящихся в постоянном симбиозе с
водорослями. Их можно встретить на
почве, на стволах и ветвях деревьев, на
камнях и на других субстратах. Иногда
лишайники сплошь покрывают эти субстраты.
До конца 60-х годов прошлого столетия
лишайники рассматривались как обычные
целостные растения, а видимые под
микроскопом зелёные клеточки внутри
их тела считали хлорофиллоносной тканью.
Однако в 1867 году русские ботаники А.С.
Фамицын и И.В. Баранецкий открыли, что
зелёные клетки в лишайнике – не что
иное, как одноклеточные водоросли. В
том же 1867 году швейцарский учёный С.
Швенденер доказал, что лишайник есть
сочетание гриба с водорослью. Через два
года немецкий ботаник А. Де Барии для
обозначения сущности взаимоотношений
ввёл термин «симбиоз», т.е. сожительство
двух организмов.Жозеф Питон де Турнефор —
впервые объединил лишайники в отдельную
группу (в составе мхов). Эрик Ахариус—
«отец лихенологии», выделил лишайники
в самостоятельную группу и впервые
систематизировал их.

Лишайники – неприхотливые организмы.
Они растут в самых бесплодных местах.
Их можно встретить и в безжизненной
пустыне, и на голых скалах, и на крайнем
севере.

На земном шаре насчитывается около
26000 видов. В Республике Татарстан в
настоящее время выявлено всего около
230 видов лишайников.

Различают три основные группы
лишайников:

Лишайники

Кустистые

Листоватые

Накипные

В зависимости от субстрата на котором
произрастают лишайники можно выделить
основные экологические группы:

эпифиты – лишайники, произрастающие
на коре деревьев (67% лишайников РТ)

эпиксилы – лишайники, обитающие
на гниющей древесине (29%)

эпигеиды – напочвенные лишайники
(22%)

эпилиты – лишайники, произрастающие
на камнях (15%)

лишайники, произрастающие на субстратах,
созданных человеком (кирпич, цемент и
др.) (5%).

Самостоятельная работа учащихся с
учебником. Используя текст учебника
заполните таблицу «Особенности строения
лишайников»

Группы
лишайников

Особенности
строения

Примеры
лишайников

Кустистые
лишайники

Их
слоевища по внешнему виду напоминает
кустарничек высотой до 50 см. Эпифитные
повисающие лишайники (уснея) могут
достигать 6м.

Ягель,
цетрария, уснея

Листоватые
лишайники

Имеют
округлую форму с изрезанными краями.
Прикрепляются к субстрату пучками
грибных гиф.

Ксантория
настенная, пармелия

Накипные
лишайники

Имеют
вид корочки, плотно сросшейся с
субстратом. Обитают на камнях, на коре
деревьев.

Леканора,
бацидия

Для нормальной жизнедеятельности
лишайникам нужен свет и влага. Лишайник
питается так: нити гриба поглощают воду
и растворённые в ней минеральные
вещества, а в клетках зелёных водорослей
в процессе фотосинтеза образуются
органические вещества. Лишайники
впитывают влагу всей поверхностью тела,
главным образом влагу дождей, росы и
туманов. Продолжительность жизни
большинства лишайников 50-100 лет. Обычно
лишайники растут очень медленно. За 1
год их прирост составляет 1-3 мм.

Размножаются лишайники главным
образом кусочками слоевища, а также
особыми группами клеток, появляющихся
внутри их тела. Тело лишайника разрывается
под давлением их разросшейся массы, и
группы клеток разносятся ветром и
дождевыми потоками.

Лишайники называют индикаторами
чистого воздуха. В основном их можно
встретить в лесу или в сельской местности,
в городе лишайники встречаются редко.
Лишайники очень чувствительны к
соединениям серы и свинца.

Самостоятельная работа учащихся с
учебником. Выпишите в тетрадях значении
лишайников в природе и в жизни человека.

1) Значение лишайников в природе:

– являются первопроходцами безжизненных
пространств,

– участвуют в почвообразовании,

– участвуют в разрушении горных пород,

– являются временным убежищем для клещей,
гусениц, пауков, клопов и т.д.,

– являются пищей для клещей, гусениц и
копытных животных.

2) Значение лишайников в жизни и
хозяйственной деятельности человека
:

– являются кормом для животных,

– некоторые виды лишайников использует
в пищу человек,

– являются индикаторами загрязнения
воздуха,

– является сырьем для химической
промышленности (производство лакмуса),

– используют в медицине для получения
слизистых отваров,

– в парфюмерии для получения эфирных
масел,

– раньше из них получали красивые и
стойкие красители для тканей и пряжи.

Задание на дом: параграф 55,
ответить на вопросы после параграфа.
Знать основные термины. Повторить тему
«Бактерии. Грибы. Лишайники».

III. Закрепление
знаний и умений

1) Что получает гриб от водоросли в
симбиозе?

2) Что получает водоросль от гриба в
симбиозе?

3) Почему лишайники называют «первопроходцами
жизни»?

4) Как размножаются лишайники?

5) Каково практическое значение лишайников?

Источник