Уход за кожей в 19 веке

Уход за кожей в 19 веке thumbnail

Цитата сообщения К-Валентина

История красоты: как ухаживали за собой знатные дамы прошлого.

Зачастую эти истории похожи на легенды, но тем они и интереснее. Как ухаживали за собой французские, английские и русские правительницы и одна любовница короля … 

Екатерина Медичи: маски из мяса, крем из сливок и духи

Фигуру этой дамы окружают самые страшные легенды. Она «черная королева» Франции, лучшими друзьями которой были первые химики тех времен (которые, разумеется, мастерски смешивали как кремы для лица для самой королевы, так и яды для ее недругов). Именно ей мы обязаны развитием парфюмерии: выйдя замуж за французского короля, Екатерина не забыла итальянскую привычку душиться, а цветы и растения для ее духов начали выращивать в Грассе.

Для ухода за кожей, если верить историкам, она использовала самые странные компоненты, которые ее советчики наделяли почти мистической силой действия. Настойки из мочи животных, маски из свежего мяса — фантазия фармацевтов тех времен не знала границ. 

Поэтому крем из сливок, который ей посоветовали для смягчения кожи, был одним из самых простых и невинных средств ухода.

Куда важнее то, что именно Екатерина стала законодательницей новой для Франции моды. Для начала она решила, что если ее волосы чуть светлее волос некоторых придворных дам, то этим дамам стоит что-нибудь с этим сделать. И рецепт был создан: дамы натирали волосы смесью лимонного сока и трав, а затем «загорали» под палящим солнцем. После этого импровизированного сеанса осветления следовало уничтожить загар масками для лица с тем же лимонным соком, а спустя месяц — повторить этот цикл. Кроме того, именно Екатерина положила конец моде на бледность: при дворе стало модным красить щеки и губы красными румянами, предварительно плотно, добела, запудрив лицо и плечи.

Мадам де Помпадур: яичный белок, мышьяк и розовые румяна

Белокожая, невинная, с озорным взглядом широко распахнутых глаз — именно такой, судя по портретам, была любовница короля Людовика XV. Ее белоснежная кожа стала своего рода ее визитной карточкой, историки отмечают, что дама старалась не находиться долго на открытом солнце и регулярно ухаживала за лицом при помощи масок с яичным белком и уксусом. 

Хотя, скорее всего, в ход шли не такие безопасные средства: в те времена дамы отбеливали кожу страшным коктейлем с мышьяком и ртутью, только чудом выживая после такого «рецепта красоты».

И разумеется, с таким фарфоровым подтоном кожи мадам де Помпадур пришлось изобрести свой собственный оттенок румян. В те времена в основном дамы пользовались красным, смешивая различные оттенки цвета и усиливая яркость почти черными пигментами. Но, для того чтобы подчеркнуть свою бледность, мадам де Помпадур использовала специальные светлые розовые румяна для губ и щек. Этот оттенок даже получил соответствующее название в ее честь — «розовый Помпадур».

Екатерина II: ягоды, травы и особый режим

Женщина с железной волей, невероятным азартом и страстью к жизни, вместе с тем она умела создавать впечатление очень мягкой, женственной и скромной особы. С юности склонная к полноте, Екатерина приучила себя всегда держать осанку — высоко поднятая голова не только убирала второй подбородок, но и визуально выравнивала пропорции ее тела и делала чуть выше.

Правление в России наложило свой отпечаток на привычки — судя по записям историков, Екатерина использовала свежие ягоды и отвары трав для ухода за кожей и за волосами, а вместо кремов наносила на кожу сливки, масло или жир.

Но гораздо важнее для нее был режим: она не любила поздно ложиться спать, а просыпалась всегда с рассветом. Утро она начинала с умывания ледяной водой, а затем скрывала розовеющие щеки, используя пудру из муки мелкого помола и, разумеется, сверху наносила румяна из свекольного сока, ведь модно было румяниться, а не быть румяной. 

Елизавета I: свинцовые белила

Королева Елизавета смогла выжать из своей внешности действительно максимум. Всю свою жизнь она старалась соответствовать собственным идеалам красоты. Оливковый цвет кожи, доставшийся ей от матери, она отбеливала свинцовыми белилами (венецианскими, как их называли в те времена).

Лицо получалось скорее сероватого цвета, но королева считала, что именно так бледно и благородно должны выглядеть аристократы, и усиливала этот эффект, прорисовывая синие вены на руках.

Ученые считают, что именно белила сыграли с ней злую шутку, вызвав отравление и смерть, хотя, конечно, в наше время понять, так ли это было на самом деле, невозможно.

Из странностей, которые описывал ее секретарь, заслуживает внимания разве что еще одна. Елизавета была так мнительна, что все ее портреты, которые сохранила история, прошли строгий отбор. Редкому художнику удавалось довести свою работу до конца, если королеве не нравилось то, что она видела на холсте, рисунок уничтожался. В наших реалиях с фотошопом Елизавета могла бы быть абсолютно счастлива.

Источник

Источник

Сегодня к услугам женщин ‑ вся мощь косметической промышленности, батареи средств для ухода на любой вкус и любой кошелек. Все мы примерно знаем, как ухаживать за собой, чтобы сохранить красоту. А как это делали женщины XIX века?

История сохранила примеры идеалов красоты XIX века. На протяжении столетия они менялись – от болезненной бледности до пышущей здоровьем женственности. 

Наши предки не увлекались косметикой. Не всем она была доступна, да и о качестве ее красавицы, кажется, догадывались. Уже ушли в прошлое цинковые белила и ядовитые помады – в XIX веке последние вообще остались не у дел. Состоятельные аристократки покупали у «лекарей» крема и масла, употребляли розовую воду. 

  • Рецепт розовой воды в качестве ликбеза: лепестки роз заливали водой, прибавляли 20-30 золотников серной кислоты и разминали лепестки в этой смеси. Настаивали неделю в погребе. Далее доставали лепестки и выжимали их через салфетку. Полученную жидкость использовали в качестве освежающего и охлаждающего средства.

В ТЕМУ: Простые секреты красоты от голливудских звезд

Для придания лицу мертвенной бледности модницы три раза в день принимали внутрь толченый мел, пили уксус или лимонный сок. 

Эликсир молодости

В книге «Советы по красоте и здоровью» автора XIX века Маргарет Микстер приводится следующий рецепт «эликсира молодости» для лица: микс из миндального масла, белого воска, ланолина, бузиновой воды, гамамелиса и спермацета (воскоподобное вещество, получаемое при охлаждении жидкого животного жира, заключенного в голове кашалота). Впечатляет, не правда ли?

/storage/shares/uploads/files/melanie.jpg

Но еще более впечатляют другие «рецепты красоты» – ныне признанные убийственно-опасными. К примеру, в «Энциклопедии поразительных фактов и полезной информации» Баркхама Берроуза, изданной в 1889 году, приводятся рекомендации по использованию аммиака для очистки и отбеливания кожи, и спирт для закапывания в глаза, чтобы придать им блеска. 

Читайте также:  Очищение уход массаж за кожей лица

Леди и гигиена

Там же написано, что «леди должна принимать ванну не реже раза в неделю, но обтираться губкой – не менее трех раз в неделю» и рекомендуется «не мыть волосы, поскольку вода им вредит». Что касается умывания, то здесь тоже не нужно пользоваться водой – «просто нанесите на кожу лица глицерин, а потом протрите сухой замшей или фланелью». Красота же и пухлость губ достигается путем постоянного покусывания (ну, это и мы проходили).

В ТЕМУ: Секреты красоты и здоровья кожи со всего света

Уход за волосами

Поскольку косметика была доступна не всем, барышни в первую очередь занимались волосами, прекрасно понимая, что ухоженная голова – уже полдела. Рецепты XIX века по уходу за волосами тоже весьма разнятся. Кто-то рекомендует мыть волосы как можно реже, что-то дает советы обходиться вообще без воды. Единственное, в чем сходятся все комментаторы – девушкам категорически не стоит мыть голову. 

Лучше протирать волосы влажным полотенцем с мылом или яичным желтком, а затем вытереть их насухо. На сухие волосы капнуть пару капель миндального масла

/storage/shares/uploads/files/gone-wind.jpg

Предлагался и еще один вариант – предтеча нынешнего «сухого шампуня». «Чтобы освежить прическу, достаточно нанести на локоны кукурузную муку, а затем как следует расчесать волосы», – читаем в книге Маргарет Микстер. Она же рекомендует расчесывать волосы не менее 30 минут.

Маски для волос от знаменитостей XIX века

История сохранила рецепт маски для волос от императрицы Елизаветы Австрийской, действительно славившейся густой шевелюрой. Для нее смешивали два желтка с небольшим количеством коньяка и столовой ложкой яблочного уксуса, наносили на волосы и оставляли на 10 минут, а затем тщательно смывали. 

В ТЕМУ: Секреты красоты самых привлекательных женщин за 40 и 50

Другой вариант был у Маркизы де Помпадур: взбить белок с ложкой сахара, нанести смесь на лицо и оставить на 10-15 минут, после чего смыть. После мытья головы в полусухие волосы втирали настойку крепкого зеленого чая, а для кончиков волос использовалась настойка, состоящая из крапивы, лимонной воды и яблочного уксуса.

Как известно, в наше время все эти ингредиенты широко используются в косметических целях. Скажем спасибо нашим предшественницам, проверявшим все «секреты красоты» на собственном здоровье!

Понравилась статья? Следи за другими нашими новостями в Facebook и ВКонтакте!

Источник

А некоторыми из них мы пользуемся до сих пор.

Текст:
Алика Жукова·13 января 2018

Про XVIII и XIX века мы знаем гораздо меньше, чем могли. Однако стоит отметить, что и тогда женщины ухаживали за собой и делали все возможное, чтобы соответствовать канонам красоты своего времени. Некоторые из бьюти-изобретений прошлых лет были настолько опасными, что становится абсолютно понятно, почему же продолжительность жизни у женщин варьировалась от 32 до 40 лет.

Тоник и белила

В XVIII веке была мода на очень бледную кожу лица. Если девушка была с загаром, то всем становилось ясно – она очень много работает на улице, а значит, она принадлежит к низкому классу общества. Поэтому многие женщины стремились сделать цвет лица максимально бледным и придумали тоник из клубники и вина, который очищал их кожу от ненужного загара.

После естественного фарфорового цвета кожи в тренде была выбеленная кожа с помощью специальных белил. Они изготавливались из измельченного мела, смешанного с яичным белком и уксусом. Несмотря на то что врачи предупреждали девушек о том, что это вещество довольно токсично, косметическое средство все равно пользовалось невероятной популярностью.

В середине XIX века состоятельные европейские дамы стали наведываться к лекарям, которые снабжали их кремами и розовой водой для лица. Последнюю делали из лепестков роз и серной кислоты, затем смесь разминали и настаивали. Затем убирали лепестки, а полученную воду наносили на кожу в качестве тоника.

Красотки также использовали и аммиак в качестве очистки кожи и отбеливания. А спирт им был необходим вместо капель для глаз, чтобы придать им блеска.

Маска для лица

Маркиза де Помпадур наносила на лицо взбитый белок с ложкой сахара, который держала на лице 10−15 минут. Эта маска позволяла ее лицу быть сияющим и увлажненным.

Патчи

Если вы думаете, что патчи появились около 5 лет назад, вы очень ошибаетесь. В 1700-х годах патчи уже существовали, однако использовали их не как SOS-средство, способное увлажнить кожу в считаные минуты, а как украшение на лице. Скорее они были больше похожи на наклейки, которые были самых разных форм. Самые популярные – звезды, луна, сердце.

Тональные средства

Уже в XIX веке женщины задумывались о том, как скрыть покраснения на лица или веснушки. Тогда же и были созданы целых три средства, которые могли их замаскировать: порошок риса, окись цинка и жемчужный порошок, который был очень дорогим.

Румяна

Чтобы щеки были румяными, женщины использовали примитивные румяна. Некоторые наносили на скулы всем известную красную охру, а другие пользовались таким бьюти-средством, которое оставалась на коже примерно несколько дней. Делали его из смеси марены, мирры, ладана и шафрана.

Хайлайтер

Желая стать неотразимыми, женщины не отказывались и от порции мышьяка. Как объяснялось, яд способствовал тому, что кожа лица была сияющей и здоровой, а глаза буквально блестели. Стоило ли это таких жертв – неизвестно.

Парики. Ближе к концу XVIII века появились высокие и вычурные парики, которые всегда ассоциируются с Марией Антуанеттой. Наверное, можно не рассказывать о том, какая антигигиена была в те времена и какая именно живность скрывалась под париком.

Маска для волос. В то же время женщины придумывали рецепты масок для волос, которые позволяли их шевелюре выглядеть роскошно. Императрица Елизавета Австрийская наносила на волосы два желтка с небольшим количеством коньяка и столовой ложкой яблочного уксуса. Этот рецепт мы используем и сейчас.

Читайте также:  Уход за кожей овец

Все для похудения

Чтобы фигура была более точеной, в XIX веке женщины не изнуряли себя диетами и не утруждали тренировками, они носили корсет. Он выглядел как широкий пояс с тугими пластинами из стали или дерева, которые находились внутри него. Сзади или сбоку находилась шнуровка. Благодаря ему живот женщины выглядел худым, а талия – невероятно тонкой.

Источник

Различная косметика используется с самого начала истории человечества, но широкое распространение она обрела в 1800-х годах. А к концу 19-го века красота уже превратилась в крупный бизнес. Сейчас прилавки магазинов пестрят всеми цветами, поражая невообразимым разнообразием косметической продукции.

Красота – мощная сила

Каждая женщина хочет быть красивой. Косметика предназначена для того, чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. Любая представительница прекрасного пола может обрести уверенность в себе благодаря правильному макияжу. Никто не отправляется на важную встречу или свидание без использования косметики. Такие средства помогают ухаживать за кожей, заботиться о волосах. Применение подобной косметики распространено и среди мужчин. А раньше ее использовали, чтобы выделиться на фоне других. Однако лет двести назад это выглядело довольно странным образом.

Уход за кожей в 19 веке

Уход за кожей

Женщины начали уделять особое внимание уходу за кожей с начала 19-го века. Тогда в составе увлажняющих и очищающих средств были жиры животного происхождения, душистая розовая вода и подобные ингредиенты. Это помогало сохранить кожу чистой и мягкой. Использовались и домашние рецепты с молоком, клубникой и огурцами.

Помимо косметических средств пользовались и некоторыми хитростями. Чтобы защититься от солнечных ожогов, загара и нежелательного появления веснушек, избегали нахождения на солнце. В то время для дневных прогулок использовали кружевные, ажурные зонтики. Женщинам рекомендовали заниматься спортом на открытом воздухе, чтобы лицо приобретало здоровый румянец.

Уход за кожей в 19 веке

Цвет лица

В 18-м веке в моде был белый цвет лица, такой макияж использовали аристократы, что отличало их от неприлично розовощеких простолюдинок. Однако к следующему веку это уже вышло из моды. Хоть тонированные основы еще остались, их применение уже не было популярно, особенно среди дам с хорошей репутацией.

Припудриваться могли лишь представительницы высших сословий, что они делали с помощью порошка из рисовой муки. Такой вариант считался приемлемым. Более дорогие порошки включали перламутр. Но макияж должен был быть легким, в противном случае это всегда ассоциировалось с проституцией.

Румяна

Пусть румяные щеки и не всегда были в моде, однако они свидетельствовали о хорошем здоровье. Вот только натуральный их цвет сложно было найти в обществе. Щеки то присыпали пудрой, то натирали румянами. В 19-м веке румяна использовались повсеместно, в то время они стали самой популярной косметикой.

Они были представлены не только в порошках, но и в виде жидкости, крема и даже пропитанной креппированной ткани. В домашних условиях эффекта румяных щек добивались разными способами. Использовали в этих целях красные цветы, фрукты. Русские девушки натирали щеки свеклой.

Уход за кожей в 19 веке

В косметологии начали использовать красный краситель, который получали из карминовой кислоты. Сейчас кармин применяют и в качестве пищевой добавки, добывают его из кислоты, производимой насекомыми (кошенильным червецом).

Глаза и губы

В 19-м веке больше уделяли внимания цвету кожи, румянцу. А вот глаза и губы тогда красили редко. Подводка для глаз, тушь или тени могли быть созданы с помощью масла, сажи и свинца, смешанных с водой. Но это не пользовалось большой популярностью, потому как эффект получался неестественным. Вредные вещества быстро впитывались в кожу, что могло привести к печальным последствиям.

Зато было модно закапывать в глаза капли белладонны, чтобы впечатлить других необычным блеском. Вслед за итальянками красавку стали использовать и русские женщины. Они тоже капали в глаза капли для расширения зрачка, что казалось в то время эффектом, придающим особый шарм. Румянами подкрашивали и губы, позже в магазинах появились бальзамы с красным и розовым оттенком.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник

В XVIII веке макияж — и женский, и мужской — превратился в целое искусство. Дамы пользовались белилами и румянами, нередко сурьмили брови, пудрили лица и парики. Мужчины не пренебрегали тональными средствами и тоже посыпали парики пудрой. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся макияж с допетровских времен до начала XIX века.

Неизвестный автор. Портрет Натальи Нарышкиной. Конец 17 в. Ярославский художественный музей

Дмитрий Левицкий. Портрет Александра Голицына. 1772. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Государственная Третьяковская галерея, Москва

О том, что женщины в России пользовались косметикой еще в допетровские времена, осталось немного свидетельств. Сохранились некоторые парсуны — например, портрет Натальи Нарышкиной, матери Петра I, — и письменные источники. В «Путешествии в Московию» 1661 года австрийский дипломат Августин Мейерберг писал о русских женщинах так: «Все они натирают всё лицо с шеей белилами, а для подкраски щек и губ прибавляют еще румян». Так что с реформами царя Петра в России стали новинками европейские платья, но никак не белила и румяна. Ими пользовались и бабушки, и прапрабабушки модниц XVIII века. Хотя, конечно, со временем изменялись и сами средства, и их ассортимент.

В 1753 году обер-церемониймейстер императрицы Елизаветы привез из Италии очень дорогие и качественные жемчужные белила. Дамы, которым не хватило заграничной новинки, обращались к юной Анастасии Голицыной: ее старший брат, Александр Голицын, в ту пору находился в Гааге и мог выслать косметическую диковинку в Петербург. Голицына написала брату трогательное письмо, в котором извинялась за то, что отвлекала его от государственной службы, и умоляла купить и прислать «памаду, катороя называетца жемчужной» и «делает великую белизну». Судя по ранним портретам Александра Голицына, где тот изображен с легким, но заметным румянцем, он тоже мог пользоваться косметикой. Щеголи в ту эпоху нередко прибегали к макияжу — белилам, румянам — и обязательно пудрили парики.

Давид Людерс. Портрет Анны Яньковой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дмитрий Левицкий. Портрет графини Урсулы Мнишек.1882. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Читайте также:  Как подобрать уход за кожей лица в 30 лет

Алексей Антропов. Портрет княгини Татьяны Трубецкой. 1761. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Рокотов написал портрет Екатерины II в 1762 году — через год после того, как она взошла на российский престол. В день, когда Екатерина выходила замуж, императрица Елизавета Петровна посоветовала ей не злоупотреблять косметикой, чтобы подчеркнуть юную красоту. Однако будущую жену Петра III все-таки немного нарумянили: на портрете кисти Рокотова искусственный румянец хорошо заметен. В ту эпоху обходиться без белил, пудры и румян, особенно дамам с высоким положением в обществе, было нельзя. С одной стороны, косметика помогала скрыть дефекты и добиться эффекта гладкой, ровной, сияющей белой кожи с ярким или нежным румянцем. С другой — это был своеобразный культурный код, который указывал на статус женщины.

Дворянка Елизавета Янькова — ее воспоминания записал и издал внук Дмитрий Благово — описывала времена своей молодости, которые пришлись на последнюю четверть XVIII века: «…пудра очень всех красила, а женщины и девицы вдобавок еще румянились, стало быть, зеленых и желтых лиц и не бывало. С утра мы румянились слегка, не то что скрывали, а для того, чтобы не слишком было красно лицо; но вечером, пред балом в особенности, нужно было побольше нарумяниться. Некоторые девицы сурьмили себе брови и белились, но это не было одобряемо в порядочном обществе, а обтирать себе лицо и шею пудрой считалось необходимым».

Белила тех лет были губительны для здоровья: в них добавляли свинец. И тем не менее подобный «макияж» продолжали использовать. Были и менее вредные средства: на основе висмута, мела или крахмала, — но они не так хорошо маскировали недостатки. Понимая, что краски в любом случае не улучшают кожу, современники составляли руководства по уходу за лицом. В них советовали перед нанесением макияжа использовать специальные притирания и лосьоны, а перед сном белила и румяна стирать. Если оказывалось, что слой «тонального крема» получился слишком толстым, можно было воспользоваться специальным ножом, чтобы соскрести излишки, — так художник соскребает с холста лишнюю краску.

Иван Вишняков. Портрет Степаниды Яковлевой. 1756. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной. 1770. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Дамам пудра тоже была необходима: ее использовали и для лица, и для волос. Графиня Урсула Мнишек на портрете кисти Дмитрия Левицкого красуется с высокой и пышной прической в стиле начала 1780-х. На такую могло уйти полкилограмма пудры и даже больше — правда, значительная часть при этом просыпалась на пол. Чтобы напудрить волосы, прибегали не только к пуховкам, но и к воздуходувкам, а чтобы не обсыпаться при этом с головы до ног, надевали специальное неглиже и даже маски. А если косметического средства оказывалось больше необходимого, его счищали неострым ножом и специальной кисточкой. Пудру — белую и различных оттенков — обычно делали из пшеничной муки. На портрете графини она светло-серая, так что волосы кажутся седыми — тогда считалось, что такой цвет подчеркивает свежий цвет лица.

Высокие прически в XVIII веке женщины носили не так и долго — только в 1770–80-х годах. В остальное время в моде были аккуратные укладки, как на портрете княгини Трубецкой. Еще больше на картине привлекают внимание не белые напудренные волосы, а алеющие щеки: румяна стали самым ярким во всех смыслах косметическим средством той поры. По воспоминаниям Яньковой, «не нарумянившись, куда-нибудь приехать значило бы сделать невежество». На изготовление румян шла киноварь — более дешевый и вредный вариант, — или более дорогой кармин. Позже начали использовать шафран: это не вредило коже и давало возможность создавать разные оттенки, от ярко-красных до бледно-розовых.

Алексей Антропов. Портрет Анастасии Измайловой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Аргунов. Портрет Варвары Ушаковой. 1810-е. Частное собрание

Красились не только знатные дамы. Женщины из купеческих семей и крестьянки использовали самые примитивные и недорогие румяна, известные еще со Средних веков — свеклу. На портрете Степаниды Яковлевой работы Ивана Вишнякова молодая женщина из купеческой семьи изображена при полном параде. Цвет ее лица отличается от цвета рук и, скорее всего, она набелена, а щеки — щедро нарумянены. Политический деятель из Венесуэлы Франсиско де Миранда, который побывал в России 1786–1787 годах, так описывал женщин из купеческих семей: «Лица у всех искусно накрашены, хотя, сказать по правде, они в этом нимало не нуждаются, ибо природа наделила их весьма привлекательной внешностью».

Щеки неизвестной дамы на портрете Федора Рокотова гармонируют с ее розовым платьем. Однако румяна наносили не только на щеки, но и под глаза, чтобы те казались ярче, и на виски, и возле губ. Этот цветовой акцент был завершающим штрихом в сложном процессе дамского туалета. В разное время дня использовались разные оттенки. Обычно дамы не стеснялись поправлять макияж публично. Де Миранда писал: «Есть тут туалетные комнаты, где дамы то и дело обновляют краску на лице… Одна девушка усердно предавалась своему занятию на глазах у всех».

В использовании румян этикет не налагал «ограничений по возрасту». Их применяли и юные девицы, и пожилые дамы. При полном макияже художник Алексей Антропов изобразил статс-даму императрицы Елизаветы — Анастасию Нарышкину. Изготовляли румяна, как и сегодня, в разной форме — в виде порошка, который наносили кисточкой, в виде густой помады, или же это могли быть небольшие окрашенные кусочки ткани или бумаги, которыми терли лицо.

Ближе к концу XVIII века в моду входила натуральность. Белила и румяна уступили место естественности. И даже если дама пользовалась косметикой, она стремилась к тому, чтобы это не бросалось в глаза.

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны. 1795. Дворец-музей Павловск

Однако многие дамы не отказались от румян и в XIX веке, когда яркие краски уже вышли из моды. Варвара Ушакова, жена тверского губернатора, позировала Николаю Аргунову в 1810-х, уже будучи в летах, но цвет лица у нее свежий и здоровый. Михаил Пыляев в книге «Замечательные чудаки и оригиналы» описал немало дам, на щеках которых «играл румянец, правда, искусственный, по моде прежнего времени».

Автор: Марьяна Скуратовская

Источник