Уход за кожей и слизистыми ребенка при кори

Уход за кожей и слизистыми ребенка при кори thumbnail
Уход за кожей и слизистыми ребенка при кори

БИБЛИОТЕКА

МАНИПУЛЯЦИИ

ЗАБОЛЕВАНИЯ

БАЗОВЫЕ ВОПРОСЫ

КУРОРТОЛОГИЯ

ССЫЛКИ

О САЙТЕ

Категория: Уход в педиатрии

Корь – острое инфекционное вирусное заболевание с высоким уровнем восприимчивости, которое характеризуется высокой температурой (до 40,5 °C), воспалением слизистых оболочек полости рта и верхних дыхательных путей, конъюнктивитом и характерной пятнисто-папулёзной сыпью кожных покровов, общей интоксикацией.

Диета: пища механически, химически, термически щадящая.

Режим:постельный во время лихорадочного периода.

Тактические предписания:

  • обеспечить доступ свежего воздуха;
  • соблюдать масочный режим;
  • исключить попадание яркого света в глаза ребёнка;
  • влажная уборка помещения ежедневно;
  • ухаживать за кожей и слизистыми:
    • регулярно проводить туалет кожных покровов;
    • глаза несколько раз в день промывать чаем или кипячённой водой. Можно закапывать масляным раствором витамина А, или 0,25% раствором левомицетина;
    • после каждого приёма пищи полоскать рот ребёнка. Ребёнку до одного года можно давать пить или орошить рот ребёнка;
    • оберегать ребёнка от сопутствующих инфекций, так как у больного развивается иммунодефицитное состояние.

Техника разведения и введения противокоревой вакцины

  • собрать 1 или 2 – граммовый шприц;
  • набрать шприцем с длинной иглой 0,5 мл растворителей;
  • перенести в ампулу с сухой коревой вакциной 0,5 мл растворителя;
  • набрать 0,5 мл коревой вакцины;
  • поменять иглу на тонкую;
  • проверить проходимость иглы;
  • обработать кожу под лопаткой ватным тампоном, смоченным 70° спиртом;
  • захватить левой рукой кожу в складку;
  • в основание складки ввести п/к под углом 45° вакцину;
  • извлечь иглу.

Мероприятия в очаге кори

  • изолировать больного в мельцеровский бокс (можно оставить дома), срок изоляции – до 5 дня высыпания (то есть 4 дня с момента высыпания);
  • послать экстренное извещение в СЭС;
  • контактных изолировать на 21 день с момента контакта;

Примечание: при точном установлении времени контакта – разобщение проводится с 8 дня. Карантин накладывается на все детские учреждения.

  • контактным детям (не болевшим и не привитым) в/м ввести противокоревой гамма-глобулин;

Помнить! Надо вводить гамма-глобулин не позднее 6 дня от контакта с больными. Гамма-глобулин предохраняет от заболевания в течении 1 месяца.

  • заключительная дезинфекция не проводится.

Саенко И. А.

Источники:

  1. Бисярина В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста – Москва: Медицина, 1981.
  2. Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М Сестринское дело в педиатриии. Серия ‘Медицина для вас’. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

© Злыгостев А. С., подборка материалов, статьи, разработка ПО 2010-2019

Саенко Инна Александровна, автор статей

При копировании материалов проекта обязательно ставить активную ссылку на страницу источник:

https://m-sestra.ru/ ‘M-Sestra.ru: Сестринское дело’

Источник

Êëèíèêà. Ëå÷åíèå. Ïðîôèëàêòèêà. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè êîðè. Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ïàöèåíòà. Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ðîäèòåëåé. Ýêñïåðòíàÿ êàðòà ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè êîðè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

https://monax.ru/order/ – ðåôåðàòû íà çàêàç (áîëåå 2300 àâòîðîâ â 450 ãîðîäàõ ÑÍÃ).

2

ÀÐÇÀÌÀÑÑÊÎÅ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÎÅ Ó×ÈËÈÙÅ

ÐÅÔÅÐÀÒ

ÒÅÌÀ: «Êîðü. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè êîðè».

Ðàáîòó âûïîëíèëè:

Ñòóäåíòêè ãð. Ñ-301

Åæîâà Þ., Äÿäèíà Ê., Ìèðîíîâà Í., Êóðåíêîâà Þ., Ðÿçàíöåâà Ë.

Ïðîâåðèëà: Ñèãàë Í.À..

Àðçàìàñ 2004ã.

ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ

1. ÊÎÐ܅………………………………………………………………3

1.1 Êëèíèêà………………………………………………………….3

1.2 Ëå÷åíè充……………………………………………………5

1.3 Ïðîôèëàêòèêà…………………………………………………..6

1.4 Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè êîð腅………………………………8

ÊÎÐÜ.

Âîçáóäèòåëåì êîðè ÿâëÿåòñÿ ôèëüòðóþùèé âèðóñ, êîòîðûé êðàéíå ÷óâñòâèòåëåí ê äåéñòâèþ ôèçè÷åñêèõ ôàêòîðîâ âíåøíåé ñðåäû. Âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà âèðóñ áûñòðî ïîãèáàåò.  ñâÿçè ñ ýòèì, êðîìå ïðîâåòðèâàíèÿ, íèêàêèå ìåðû çàêëþ÷è-òåëüíîé äåçèíôåêöèè íå ïðèìåíÿþòñÿ.

Íàðÿäó ñ ìàëîé ñòîéêîñòüþ äëÿ êîðåâîãî âèðóñà õàðàêòåðíà «ëåòó÷åñòü» (ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ñ ïîòîêîì âîçäóõà ÷åðåç çàìî÷íûå ñêâàæèíû, ùåëè, ÷åðåç çàçîðû âîêðóã îòîïèòåëüíûõ òðóá ñ íèæ-íèõ íà âåðõíèå ýòàæè).

Ìàêñèìóì çàáîëåâàíèé ïðèõîäèòñÿ íà âîçðàñò îò 1 ãîäà äî 5 ëåò. Äåòè äî 1 ãîäà è øêîëüíîãî âîçðàñòà çàáîëåâàþò êîðüþ ñðàâíèòåëüíî ðåæå.

Èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ïðè êîðè ÿâëÿåòñÿ òîëüêî áîëüíîé ÷å-ëîâåê, êîòîðûé çàðàçåí ñ ïåðâîãî äíÿ ïðîäðîìàëüíîãî ïåðèîäà è â òå÷åíèå 4 äíåé ïîñëå ïîÿâëåíèÿ ñûïè. Çàðàæåíèå ïðîèñõîäèò âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì. ×åðåç òðåòüå ëèöî êîðü, êàê ïðàâèëî, íå ïåðåäàåòñÿ. Èììóíèòåò ðàçâèâàåòñÿ â ðåçóëüòàòå ïåðåíåñåííî-ãî çàáîëåâàíèÿ è ñîõðàíÿåòñÿ íà âñþ æèçíü. Ñëó÷àè ïîâòîðíîãî çàáîëåâàíèÿ ðåäêè.

Êëèíèêà. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä êîðè ïðîäîëæàåòñÿ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ. 9–10 äíåé, èíîãäà îí ìîæåò óäëèíÿòüñÿ äî 17 äíåé (ïðè ñî÷åòàíèè ñ äðóãèìè çàáîëåâàíèÿìè — ñêàðëàòè-íîé, òóáåðêóëåçíûì ìåíèíãèòîì è äð.). Ó äåòåé, ïîäâåðãøèõñÿ ñåðîïðîôèëàêòèêå, èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ìîæåò óäëèíÿòüñÿ äî 21 äíÿ. Ïîäîáíîå óäëèíåíèå ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ó äåòåé, êîòîðûå ëå÷èëèñü ïåðåëèâàíèåì êðîâè èëè ïëàçìû.

Ïðîäðîìàëüíûé ïåðèîä äëèòñÿ 3–4 äíÿ, â ýòî âðåìÿ îòìå÷à-åòñÿ ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, íàðóøåíèå îáùåãî ñîñòîÿíèÿ, ïî-ÿâëåíèå êàòàðîâ ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê íîñà (ðèíèò ñåðîçíûé, ãíîé-íûé), ãîðòàíè (ëàðèíãèò âïëîòü äî ëîæíîãî êðóïà), ãëàç (êîíúþíêòèâèò, ñâåòîáîÿçíü, èíîãäà áëåôàðîñïàçì).

Õàðàêòåðåí äëÿ êîðè ñèìïòîì Âåëüñêîãî-Ôèëàòîâà–íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê ïðîòèâ âòîðûõ íèæíèõ ðåçöîâ ïîÿâëÿ-þòñÿ íåæíûå ìåëêèå áåëûå ïÿòíûøêè, îêðóæåííûå êðàñíûì îáîäêîì. Ýòî ñàìûé ðàííèé è áåññïîðíûé ñèìïòîì, ïîÿâëÿåòñÿ îí çà 2–3 äíÿ äî ïîÿâëåíèÿ ñûïè è èñ÷åçàåò íà 1–2-é äåíü âû-ñûïàíèÿ. Âòîðîé âàæíûé ñèìïòîì — ýíàíòåìà — êðàñíûå ïÿò-íûøêè íà áëåäíîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ìÿãêîãî è òâåðäîãî íåáà.

Ïîìèìî ýòèõ ñèìïòîìîâ, ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà îòìå÷àþò-ñÿ ó÷àù¸ííûé æèäêèé ñòóë, íàðóøåíèå ñíà, àïïåòèòà, ðàçäðàæè-òåëüíîñòü, êàïðèçû. Ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà â êîíöå ïðîäðî-ìàëüíîãî ïåðèîäà ïîÿâëÿþòñÿ ãîëîâíàÿ áîëü, ðàçáèòîñòü, íåðåä-êî ðâîòà, íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ, ðàçëèòûå áîëè â æèâîòå.

Читайте также:  Уход а комбинированной кожей

Ïåðèîä âûñûïàíèÿ íà÷èíàåòñÿ íà 4–5-é äåíü áîëåçíè ñ íîâî-ãî ïîäúåìà òåìïåðàòóðû (äî 39–40°Ñ), óñèëåíèÿ èíòîêñèêàöèè è êàòàðîâ ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê. Ñûïü èìååò ïÿòíèñòî-ïàïóëåçíûé õàðàêòåð, ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ñâåðõó âíèç, îñòàâëÿåò ïîñëå ñåáÿ ïèãìåíòàöèþ (äåðæèòñÿ 5–8 äíåé).  ïåðâûé äåíü ñûïü ïîêðû-âàåò ëèöî, ãîëîâó, øåþ, íà âòîðîé äåíü –òóëîâèùå, íà òðåòèé — êîíå÷íîñòè. Êîæà ïðè ýòîì âëàæíàÿ, ïîòîîòäåëåíèå è ñåêðå-öèÿ ñàëüíûõ æåëåç óñèëåíû. Çàòåì òåìïåðàòóðà êðèòè÷åñêè èëè êðèòè÷åñêè ïàäàåò, óëó÷øàåòñÿ îáùåå ñîñòîÿíèå, îñëàáåâàþò êàòàðû.

Äëÿ ëåãêîé ôîðìû êîðè õàðàêòåðíû óêîðî÷åíèå ïðîäðîìàëü-íîãî ïåðèîäà äî 1–2 äíåé, îòñóòñòâèå èëè ìàëàÿ âûðàæåííîñòü èíòîêñèêàöèè, êàòàðîâ, ñóáôåáðèëüíàÿ òåìïåðàòóðà. Ñèìïòîìà Âåëüñêîãî–Ôèëàòîâà ìîæåò íå áûòü; ñûïü ÷àùå áûâàåò ñêóäíîé, ïèãìåíòàöèÿ áûñòðî èñ÷åçàåò. Òå÷åíèå ãëàäêîå, îñëîæíåíèÿ ðåä-êè, ÷àùå âñòðå÷àåòñÿ ó äåòåé 4–5 ìåñ.

Òÿæåëàÿ ôîðìà êîðè ÷àùå íàáëþäàåòñÿ ó äåòåé ñòàðøå 4– 5 ëåò, ñîïðîâîæäàåòñÿ ÿðêî âûðàæåííîé îáùåé èíòîêñèêàöèåé, èíîãäà ýíöåôàëèòè÷åñêèì èëè ìåíèíãîýíöåôàëèòè÷åñêèì ñèí-äðîìîì, óïîðíûìè íîñîâûìè êðîâîòå÷åíèÿìè.

Ìèòèãèðîâàííàÿ ôîðìà êîðè âñòðå÷àåòñÿ ó äåòåé, ñâîåâðåìåí-íî ïîëó÷èâøèõ ïðîòèâîêîðåâóþ ïðèâèâêó. Äëÿ íåå õàðàêòåðíî óäëèíåíèå èíêóáàöèîííîãî ïåðèîäà (äî 21 äíÿ), îòñóòñòâèå èëè óêîðî÷åíèå (1–2 äíÿ) ïðîäðîìàëüíîãî ïåðèîäà, íîðìàëüíàÿ èëè ñóáôåáðèëüíàÿ òåìïåðàòóðà, ñëàáàÿ ñòåïåíü êàòàðîâ ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, õîðîøåå ñàìî÷óâñòâèå, ãëàäêîå òå÷åíèå. Ñèìïòîì Âåëüñêîãî–Ôèëàòîâà ÷àñòî îòñóòñòâóåò, ñûïü ñêóäíàÿ, ïèãìåí-òàöèÿ äåðæèòñÿ îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî 1–2 ñóò. Ñî ñòîðîíû êðîâè â êîíöå èíêóáàöèè íàáëþäàåòñÿ ëåéêîöè-òîç, íåéòðîôèë¸ç; è ïðîäðîìàëüíîì ïåðèîäå è âî âðåìÿ âûñûïà-íèÿ — ëåéêîïåíèÿ, ëèìôîöèòîâ; ÑÎÝ óâåëè÷åíà.

Ïðè êîðè íàèáîëåå ÷àñòûìè îñëîæíåíèÿìè ÿâëÿþòñÿ ëàðèíãèò, ïíåâìîíèÿ, ñòîìàòèòû, îòî-àíòðèòû, ýíöåôàëèòû, êåðàòèòû, ðåòèíèòû. ×àñòîòà ýòèõ îñëîæíåíèè â ïîñëåäíèå ãîäû çíà÷èòåëüíî ñíèçèëàñü, è îíè ÿâëÿþòñÿ åäèíñòâåííîé ïðè÷èíîé ëåòàëüíî-ñòè ïðè êîðè.

Ïðè òèïè÷íûõ ôîðìàõ äèàãíîç êîðè íå ïðåäñòàâëÿåò çàòðóä-íåíèé.  òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ÷àñòü õàðàêòåðíûõ ñèìïòîìîâ îòñóò-ñòâóåò (ëåãêàÿ, ìèòèãèðîâàííàÿ ôîðìà), äèàãíîç çàòðóäíåí, è ïðåæäå âñåãî ïðîõîäèòñÿ äèôôåðåíöèðîâàòü ñ êðàñíóõîé.

 ñâÿçè ñ øèðîêèì ïðèìåíåíèåì àíòèáèîòèêîâ íåðåäêî ó äå-òåé íàáëþäàåòñÿ êîðåïîäîáíàÿ ìåäèêàìåíòîçíàÿ òîêñèêî-àëëåðãè÷åñêàÿ ñûïü. Òåìïåðàòóðà òåëà ïðè ýòîì íîðìàëüíàÿ, ñûïü ïîëèìîðôíà, ïîÿâëÿåòñÿ ñðàçó íà âñåì òåëå, âûñûïàíèå áåñïîðÿ-äî÷íîå, ëèìôàòè÷åñêèå óçëû ìîãóò áûòü óâåëè÷åííûìè, êàòàðû ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ñëàáî âûðàæåíû. ßâëåíèÿ áûñòðî èñ÷åçàþò ïîñëå îòìåíû àíòèáèîòèêîâ.

Ëå÷åíèå. Íåîáõîäèìî îðãàíèçîâàòü ïðàâèëüíûé ðåæèì, êóäà âõîäèò: øèðîêîå ïîëüçîâàíèå ñâåæèì âîçäóõîì (÷àñòîå ïðîâåòðèâàíèå ïîìåùåíèÿ), ðåãóëÿðíûå (â îäíè è òå æå ÷àñû) ïðèåìû ïèùè ñîîòâåòñòâåííî âîçðàñòó. Ïèùà äîëæíà áûòü ëåãêî-óñâîÿåìîé, îáîãàùåííîé âèòàìèíàìè À, Â1 Ñ. Äëÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè — ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå, ôðóêòîâûå è îâîùíûå ñîêè.

 îñòðîì ïåðèîäå êîðí íåîáõîäèì òùàòåëüíûé óõîä çà ãëàçà-ìè è ïîëîñòüþ ðòà.

 ãëàçà ñëåäóåò çàêàïûâàòü ïî 1–2 êàïëè ñòåðèëüíîãî ðûáüåãî æèðà èëè âàçåëèíîâîãî ìàñëà 2–4 ðàçà â ñóòêè; óòðîì è âå÷åðîì ïðîèçâîäèòü òóàëåò ãëàç (ïðîìûâàíèå 2% ðàñòâîðîì áîðíîé êèñëîòû). Ðåêîìåíäóåòñÿ ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè ïîëîñêàòü ðîò èëè äàâàòü ïèòü âîäó. Ïðîòèðàíèå ðòà è íîñà ïðîòèâîïîêàçàíî.  íîñ ëó÷øå çàêàïûâàòü îñòóæåííîå ðàñòè-òåëüíîå èëè âàçåëèíîâîå ìàñëî, à ïðè îáèëüíûõ âûäåëåíèÿõ — 2% ðàñòâîð ýôåäðèíà.

 òå÷åíèå âñåãî çàáîëåâàíèÿ íåîáõîäèìî äàâàòü âèòàìèíû: âèòàìèí Ñ â âèäå àñêîðáèíîâîé êèñëîòû ïî 0,1–0,2 ã 2–3 ðàçà â äåíü; âèòàìèí B1 ïî 0,005 ã 2 ðàçà â äåíü âíóòðü; âèòàìèí À ïî 1–2–3 êàïëè â ñóòêè.

Î÷åíü âàæåí óõîä çà êîæåé (ãèãèåíè÷åñêèå âàííû, îáòèðàíèÿ, óìûâàíèÿ).

Ïðè ìó÷èòåëüíîì êàøëå íàçíà÷àþò êîäåèí (0,001ã íà ãîä æèçíè íà ïðèåì), ïðè áåñïîêîéñòâå — ôåíîáàðáèòàë (0,01 0,03 ã íà ïðèåì äåòÿì äî 3 ëåò) èëè áðîìóðàë (0,05–0,1 ã íà ïðèåì). Îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà äàâàòü íå ðåêîìåíäóåòñÿ. Äå-òÿì ìîëîæå 2 ëåò, îñîáåííî ïðè îòÿãîùåííîì àíàìíåçå è íàëè÷èè èçìåíåíèé â ëåãêèõ, ïîêàçàíî ðàííåå ïðèìåíåíèå àíòèáèîòèêîâ.

Ëå÷åíèå îñëîæíåíèé è ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé ïðîâîäèò-ñÿ ñîîòâåòñòâåííî èõ õàðàêòåðó.

Ïðîôèëàêòèêà. Ê îáùèì ìåðîïðèÿòèÿì îòíîñÿòñÿ âñå ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèå ïðàâèëà, ñïîñîáñòâóþùèå ëîêàëèçàöèè èí-ôåêöèè è ïðåãðàæäàþùèå ïóòü ê åå ðàñïðîñòðàíåíèþ (ýêñòðåí-íîå èçâåùåíèå, âçàèìíàÿ ñèãíàëèçàöèÿ, ðàçîáùåíèå, îêàçàíèå íà äîìó ëå÷åáíîé ïîìîùè âñåì îñòðî çàáîëåâøèì, ïðàâèëüíàÿ îð-ãàíèçàöèÿ ïðèåìà äåòåé âî âñå ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèå ó÷ðåæ-äåíèÿ è ò. ä.). Ê ñïåöèàëüíûì ìåðîïðèÿòèÿì îòíîñèòñÿ ñåðîïðî-ôèëàêòèêà êîðè, êîòîðàÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðèìåíåíèåì ãàììà-ãëîáóëèíà âñåì äåòÿì â âîçðàñòå îò 3 ìåñ äî 4 ëåò, íå áîëåâøèì êîðüþ è èìåâøèì êîíòàêò ñ êîðåâûì áîëüíûì â òå÷åíèå çàðàçè-òåëüíîãî ïåðèîäà. Ïðèâèâêè îáÿçàòåëüíû äëÿ áîëüíûõ äåòåé è ðå-êîíâàëåñöåíòîâ íåçàâèñèìî îò âîçðàñòà. Ãàììà-ãëîáóëèí â äîçå 3 — 6 ìë ââîäèòñÿ âíóòðèìûøå÷íî â áîêîâóþ ïîâåðõíîñòü áåäðà èëè â çàäíå-âåðõíèé êâàäðàíò ÿãîäèöû. Äëèòåëüíîñòü äåéñòâèÿ ïðåïàðàòà 3 — 4 íåä; ïðîòèâîïîêàçàíèé äëÿ åãî ââåäåíèÿ íå èìå-åòñÿ. Ïðè ïîÿâëåíèè çàáîëåâàíèÿ êîðüþ ÷åðåç 3–4 íåä íåáîëåâ-øèì äåòÿì äîïîëíèòåëüíî ââîäÿò 2 ìë ãàììà-ãëîáóëèíà.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ïðîâîäèòñÿ àêòèâíàÿ èììóíèçàöèÿ æèâîé îñëàáëåííîé êîðåâîé âàêöèíîé äåòåé, äîñòèãøèõ 10-ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà è íå áîëåâøèõ êîðüþ. Ïðèâèâêó ïðîâîäÿò îäíîêðàòíî ïóòåì ïîäêîæíîãî ââåäåíèÿ â îáëàñòü ïëå÷à èëè ïîä ëîïàòêó 0,5 ìë âàêöèíû, ðàçâåäåííîé ðàñòâîðèòåëåì. Ó íåêîòîðûõ äåòåé ìîæåò áûòü âàêöèíàëüíàÿ ðåàêöèÿ â âèäå ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòó-ðû òåëà, íåîáèëüíîé êîðåïîäîáíîé ñûïè, êàòàðà íîñîãëîòêè, êîíúþíêòèâèòà.

Äåòè, ïîëó÷èâøèå ïðîôèëàêòè÷åñêóþ ïðèâèâêó ïðîòèâ îäíîé èíôåêöèè, â òîì ÷èñëå è ïðîòèâ êîðè, ìîãóò áûòü ïðèâèòû ïðîòèâ äðóãîãî çàáîëåâàíèÿ íå ðàíåå ÷åì ÷åðåç 2 ìåñ.

Читайте также:  Секреты звезд по уходу за кожей лица

Äåòè ñòàðøå 2 ëåò, íå áîëåâøèå è íå ïðèâèòûå ðàíåå, áûâøèå â êîíòàêòå ñ áîëüíûì êîðüþ, ïîäëåæàò â ñðî÷íîì ïîðÿäêå ïðè-âèâêàì êîðåâîé âàêöèíîé ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé.

Ïîñëå ââåäåíèÿ ãàììà-ãëîáóëèíà ñ ëå÷åáíîé ïëè ïðîôèëàêòè-÷åñêîé öåëüþ ââåäåíèå êîðåâîé âàêöèíû äîïóñêàåòñÿ íå ðàíåå ÷åì ÷åðåç 6 íåä. Ïîñëå ââåäåíèÿ æèâîé êîðåâîé âàêöèíû ïðèìå-íåíèå ãàììà-ãëîáóëèíà äîïóñêàåòñÿ íå ðàíåå ÷åì ÷åðåç 2 íåä.

Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè êîðè.

Ñâîåâðåìåííî âûÿâëÿòü íàñòîÿùèå, ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû è íàðóøåííûå æèçíåííî âàæíûå ïîòðåáíîñòè ïàöèåíòà è ÷ëåíîâ åãî ñåìüè.

Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ïàöèåíòà:

* íàðóøåíèå ïèòàíèÿ èç-çà ñíèæåíèÿ àïïåòèòà;

* íàðóøåíèå ñíà;

* ñóõîé, ãðóáûé, íàâÿç÷èâûé êàøåëü;

* ñíèæåíèå èíòåðåñà, ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè;

* äåôèöèò æèäêîñòè â îðãàíèçìå;

* ñíèæåíèå äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè;

* íàðóøåíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ îòïðàâëåíèé (æèäêèé ñòóë);

* ïñèõîýìîöèîíàëüíàÿ íåóñòîé÷èâîñòü;

* áåñïîêîéñòâî ïî ïîâîäó âíåøíåãî âèäà èç-çà îäóòëîâàòîñòè ëèöà è ïîÿâëåíèÿ ýêçàíòåìû;

* íåñïîñîáíîñòü ðåáåíêà ñàìîñòîÿòåëüíî ñïðàâèòüñÿ ñ òðóäíîñòÿìè, âîçíèêøèìè âñëåäñòâèå çàáîëåâàíèÿ, äåôèöèò ñàìîóõîäà;

* äåôèöèò îáùåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè;

* ñòðàõ ïåðåä ãîñïèòàëèçàöèåé, ìàíèïóëÿöèÿìè è äð.

Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ðîäèòåëåé:

* ñòðàõ çà ðåáåíêà, íåóâåðåííîñòü â èñõîäå çàáîëåâàíèÿ;

* äåôèöèò çíàíèé î çàáîëåâàíèè è óõîäå;

* èçìåíåíèå ñòåðåîòèïà æèçíè ñåìüè;

* ïñèõîýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå â ñåìüå;

* íåàäåêâàòíàÿ îöåíêà ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà;

* óãðîçà èíôèöèðîâàíèÿ ÷ëåíîâ ñåìüè.

Èíôîðìèðîâàòü ðîäèòåëåé è ðåáåíêà (åñëè ïîçâîëÿåò åãî âîçðàñò) î ïðè÷èíå ðàçâèòèÿ êîðè, êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèÿõ, îñîáåííîñòÿõ òå÷åíèÿ, ïðèíöèïàõ ëå÷åíèÿ, ìåðàõ ïðîôèëàêòèêè, ïðîãíîçå.

Îáåñïå÷èòü èçîëÿöèþ ïàöèåíòà íà 5 äíåé ñ ìîìåíòà âûñûïàíèÿ ñûïè, à ïðè ïðèñîåäèíåíèè îñëîæíåíèé ñðîê èçîëÿöèè óäëèíèòü äî 10 äíåé. Îðãàíèçîâàòü ïàöèåíòó ïîñòåëüíûé ðåæèì â òå÷åíèå âñåãî ëèõîðàäî÷íîãî ïåðèîäà. Îñîáîå âíèìàíèå íåîáõîäèìî óäåëèòü ÷èñòîòå âîçäóõà è ïîñòîÿííîìó ïðîâåòðèâàíèþ ïîìåùåíèÿ. Ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû ðåáåíêà íå ðàçäðàæàë ÿðêèé ñâåò, íå ïîïàäàëè ïðÿìûå ñîëíå÷íûå ëó÷è (â îòíîøåíèè ê êîðè ñóùåñòâóþò âðåäíûå ïðåäðàññóäêè ñðåäè íàñåëåíèÿ – ðåáåíêà áîÿòñÿ óìûâàòü è êóïàòü, çàíàâåøèâàþò îêíà òåìíûìè èëè êðàñíûìè øòîðàìè, íåîáõîäèìî óáåäèòü ðîäèòåëåé íå äåëàòü ýòîãî).

Îñóùåñòâëÿòü ìîíèòîðèíã çà æèçíåííî âàæíûìè ôóíêöèÿìè, îñîáåííî, ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè êîðè (òåìïåðàòóðîé, ïóëüñîì, ×ÄÄ, ñîñòîÿíèåì êîæè, ñëèçèñòûõ, ôèçèîëîãè÷åñêèìè îòïðàâëåíèÿìè).

Íàó÷èòü ðîäèòåëåé óõîäó çà áîëüíûì ðåáåíêîì. Òÿæåëîáîëüíûì è ìàëåíüêèì äåòÿì 2-4 ðàçà â äåíü íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü òóàëåò ïîëîñòè ðòà, íîñà, ãëàç: î÷èùàòü äåñíû, ãóáû è ÿçûê âëàæíîé ñàëôåòêîé, ñìî÷åííîé êèïÿ÷åíîé âîäîé èëè ñòåðèëüíûì ôèçèîëîãè÷åñêèì ðàñòâîðîì, îðîøàòü ïîëîñòü ðòà íàñòîÿìè èç òðàâ; ãóáû ñìàçûâàòü ñòåðèëüíûì ðàñòèòåëüíûì ìàñëîì; íîñîâûå õîäû ïðî÷èùàòü âàòíûìè æãóòèêàìè, çàêàïûâàòü â ëàçà èíäèôôåðåíòíûå êàïëè; ãëàçà ïðîìûâàòü êèïÿ÷åíîé âîäîé, ôèçèîëîãè÷åñêèì ðàñòâîðîì, çàêàïûâàòü â ãëàçà 20% ðàñòâîð íàòðèÿ ñóëüôàöèëà è ðàñòâîð âèòàìèíà À äëÿ ïðåäîõðàíåíèÿ ñêëåð îò âûñûõàíèÿ. Ñòàðøèå äåòè (åñëè ïîçâîëÿåò èõ ñîñòîÿíèå) äîëæíû ñàìè ÷èñòèòü çóáû è ïîëîñêàòü ðîò íåñêîëüêî ðàç â òå÷åíèå äíÿ íàñòîÿìè èç òðàâ.

Îáåñïå÷èòü ðåáåíêà ïîëíîöåííûì ïèòàíèåì â ñîîòâåòñòâèè ñ åãî âîçðàñòíûìè ïîòðåáíîñòÿìè, çà èñêëþ÷åíèåì ïåðèîäà èíòîêñèêàöèè, êîãäà àïïåòèò ðåçêî íàðóøåí è óãíåòåíà ôåðìåíòàòèâíàÿ ôóíêöèÿ ïèùåâàðèòåëüíûõ æåëåç.  ýòîò ïåðèîä íóæíî óìåíüøèòü ðàçîâûé îáúåì ïèùè è óâåëè÷èòü ÷èñëî êîðìëåíèé. Ïèùà äîëæíà áûòü âèòàìèíèçèðîâàííîé, ïîëóæèäêîé, òåðìè÷åñêè, õèìè÷åñêè è ìåõàíè÷åñêè ùàäÿùåé (áåç ãðóáûõ êîìî÷êîâ, êîòîðûå ìîãóò áûòü àñïèðè-ðîâàíû âî âðåìÿ êàøëÿ). Ïåðåä íà÷àëîì êàæäîãî êîðìëåíèÿ íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü ñàíàöèþ äûõàòåëüíûõ ïóòåé (îòñàñûâàòü ñëèçü, çàêàïûâàòü ôèçèîëîãè÷åñêèé ðàñòâîð). Îáåñïå÷èòü àäåêâàòíûé ïèòüåâîé ðåæèì çà ñ÷åò äîïîëíèòåëüíîãî ââåäåíèÿ æèäêîñòè (îòâàðà øèïîâíèêà, ÷àÿ ñ ëèìîíîì, ðàçáàâëåííûõ íåêèñëûõ ñîêîâ, ìîðñîâ, äåãàçèðîâàííîé ùåëî÷íîé ìèíåðàëüíîé âîäû è ïð.).

Îáúÿñíèòü íåîáõîäèìîñòü ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ðåáåíêà âî âðåìÿ áîëåçíè ÷ëåíàìè ñåìüè, îáåñïå÷èòü åãî äîñóã ñïîêîéíûìè èãðàìè, ïðîñëóøèâàíèåì ìóçûêè, ÷òåíèåì êíèã è ïð.

Óáåäèòü ðîäèòåëåé â ïåðèîäå ðåêîíâàëåñöåíöèè ïðîäîëæèòü äèíàìè÷åñêîå íàáëþäåíèå çà ðåáåíêîì âðà÷îì – ïåäèàòðîì â òå÷åíèå 1 ìåñÿöà.

Ýêñïåðòíàÿ êàðòà ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè êîðè.

Íàðóøåííûå ïîòðåáíîñòè, íàñòîÿùèå è ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû ðåáåíêà è åãî ðîäèòåëåé

Êðàòêîñðî÷íûå è äîëãîñðî÷íûå öåëè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà

Ïëàíèðîâàíèå è ìîòèâàöèÿ ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ

Ïðîôèëàêòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ

Ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ â î÷àãå

Источник

высококонтагиозное инфекционное заболевание, для которошо характерны лихорадка, поражение верхних дыхательных путей, конъюнктивит, пятнисто-популёзная сыпь на коже.

Этиология. Возбудителем кори является вирус. Он обладает выраженной летучестью – способен распространяться с током воздуха на значительные растояния: в соседние комнаты, через коридоры и лестничные площадки в другие квартиры, по вентиляционной системе с нижнешо этажа на верхний.

Эпидемиология. Источником инфекции является больной, заразный в течение всего катарального периода и первые 4 дня с начала высыпания. Восприимчивость к кори чрезвычайно высоко. До месяуев жизни заболевание встречается редко в связи с наличем пассивного имунитета, полученгог от матери. После перенесённой инфекции вырабатывается прочный имунитет.

Патогинез. Внодными воротами для вируса служат слизистые оболочки верхних дыхательных путей и конъюнктивы. Проникновение возбудителя в кровь вызывает общую интоксикацию и порожение различных органов. Вирус кори имеет особый тропизм к ЦНС, дыхательному и пищеварительному тракту.

Клиническая картина. Инкубационый период продолжается от 7 до 17 дней, при введении иммуноглобулина может увеличиваться до дня.

В клинической картине выделяют три периода: катаральный (продромальный), период высыпания и период пигментации (реконвалесценции).

Катаральный период продолжается 3-4 дня. Начало заболеванием температуры тела до 38 – 39 оС, появлением обильных выделений из носа, сухого навязчивого кашля, признаков конъюнктивита: светобоязни, гиперемии слизистой, слезотечения. Нарушается общее состояние. Нарушается общее состояние. Ребёнок становится вялым, плаксивым, беспокойным, ухудшается аппетит и сон. У детей раннего возраста может развиться синдром крупа. На мягком и твёрдом небе возникает энантема в виде мелких розовато-красных пятен. В последующем они становятся едва различимыми на фоне яркой гиперемии слизистой оболочки ротоглотки. На 2 – 3-й день заболевания на слизистой оболочке щёк напротив малых корённых зубов появляется характерный для кори симптом – пятна Бельского-Филатова-Коплика. Они представляют собой мелкие пятнышки белого цвета, окружённые узкой каймой гиперемии.

Читайте также:  Отзывы об уходе за кожей

Период высыпания начинается новым подъёмом температуры и характеризуется появлением пятнисто – папулёзной сыпи величиной от 2 – 3 до 4 – 5 мм в диаметре. при нарастании высыпаний пятна и папулы нередко сливаются между собой. Свободные от сыпи участки кожи имеют обычный фон. Для кори характерна этапность высыпания. Сыпь постепено в течение трёх дней распространяются сверху вниз. Первые элементы сыпи появляются на лбу и за ушами. В течении суток сыпи покрывает лицо, включая область носогубного треушольника и шею, на 2 – й день туловище, на 3 – й конечности.

В период высыпания общие симптомы интоксикации и катаральные явления нарастают. Лицо ребёнка приобретает характерный вид: оно стоновится одутловатым, с опухшими веками, отмечается гиперемия конъюнктивы, инъекция сосудов склер, обильные выделения из носа.ё

Период пигментации начинается с 3 – 4 –шо дня от начала высыпания. При отсуствии осложнений нормализуется температура тела, уменьшаются катаральные явления, постепенно угасает сыпь. Она исчезает в той же последовательности, в какой появилась, и оставляет после себя пигментацию, котороя сохраняется в течение 1 – 2 недель. Часто при изчезновении сыпи отмечается мелкое отрубевидное шелушение. В период реконвалесценции наблюдается повышенная утомляемость, вялостёь, раздражительность, сонливость, снижение сопротивляемости к инфекциям.

По степени выраженности клинических симптомов выделяют типичную и атипичную формы кори. Атипичными формами являются митигированная корь, корь у привитых и детей первого полугодия жизни. К атипичной форме относится также редко встречающаяся: гипертоксическая и геморрагическая корь.

Митигированной корью болеют дети, которым с профилактической целью вводился иммуноглобулин, переливалась плазма или кровь. Атипичные формы заболевания – митигированная корь, корь у привитых и детей первого полугодия жизни – характеризуется более длительным инкубационным периодом, протекают легко при нормальной температуре или небольшой кратковременной лихорадке. Катаральный период и период высыпания укороченны. Пятна Бельского-Филатова-Коплика часто отсутствуют. Катаральные явления выражены слабо. Элементы сыпи малочисленны, нарушен этап их высыпания. Заболевание протекает без осложнений.

Для корь характерны осложнения, связанные с порожением органон дыхания и пищеварения: пневмонии, бронхиты, коревой круп, отиты, стоматиты. У детей раннего возраста могут развиваться острые расстройства пищеварения. К редким осложнениям относятся энцефалиты, менингиты. Возможно развитие блефаритов, кератитов.

Лабораторная диагностика. Для спецыфической дсагностики используются серологические методы (РПГА, РН и РСК). Подтверждает диагноз корь нарастание к 10 – 14-му дню болезни титра коревых антител в 4 и более раз.

Лечение. Больные корью лечатся но дому. Госпитализация проводится по эпидимиологическим показаниям, при тяжёлом течении заболевания, развитии осложнений, а также детей первого года жизни. Лечение предусматривает создание хороших санитарно-гигиенических условий, организацию ухода, рациональное питание, проведение симптоматической терапии. В остром периоде заболевания необходимо соблюдать постельный режим. Назначается полноценная легкоусвояемая диета, обогащённая витаминами. Больной должен получать достатчное количество жидкости. Для питья рекомендуются чай, фруктовые соки, компоты, отвары липы, мяты, мать-и-мачехи, багульника. Показоно назначение антигистаминных препаратов, аскорбиновой кислоты, витамина А. Проводится симптоматическая терапия. По показаниям назначаются антибиотики (детям раннего возраста, часто и длительно болеющим, с хроническими очагами инфекции, при тяжелом течении заболевания, наличии осложнений). Лечение осложнений проводится с учётом характера и тяжести вторичного инфицирования.

Уход. Больному необходимо обеспечить постянный приток свежего воздуха. Учитывая наличие конъюнктивита, кровать больного ставят так, чтобы прямой свет не попадал в глаза. Важное значение при организации ухода имеет гигиеническое содержание кожи и слизистых оболочек. Необходимо несколько раз в день промывать глаза тёплой кипячёной водой или 2 % раствором натрия гидрокарбоната. При выраженном конъюнктивите после предварительного удалёния гнойного отделяемого и корок глаза закапывают 20% раствором сульфацила натриа, раствором витамина А. Сухие, потрескавшиеся губы смазывают вазелином. При необходимости нос прочищают ватными, смоченными тёплым вазелиновым маслом. Следует регулярно полоскать рот кипячёной водой, отваром кры луба, цветков ромашки. Ребёнка необходимо чаще поить.

Профилактика. Ведущая роль в профилактике заболевания принадлежит активной иммунизации. дЛя предупреждения распространения кори в детских колективах необходима ранняя диагностика и своевременная изоляция больного. Больного корью изолируют на срок до пяти дней от начала высыпания, при наличии осложнений – до 10-го дня.

Мероприятия в очаге. Дети, бывшие в контакте, разобщаются на 17 дней, при введении имуноглобулина -–на 21 день. Заними устанавливается медицинское наблюдение с ежедневной термометрией, осмотром кожи и слизистых оболочек. Всем контактным, не болевшим корью и не вакцинированным против неё, вводят живую коревую вакцину. Имеющем противопаказания к вакцинации и детям в возрасте до 12 месяцев проводится иммунизация иммуноглобулином в дозе 3 мл. В очаге необходимо проветривание, обязательна влажная уборка с использованием мыльно-содового раствора.

Источник