Правило ухода за кожей окружающий мир 4 класс

Правило ухода за кожей окружающий мир 4 класс thumbnail

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: познакомить учащихся со
свойствами кожи и её строением, рассказать о её
значении для организма и необходимости ухода за
кожей.

Оборудование: учебник “Окружающий мир 4
класс” Н.В.Виноградова, тетрадь “Рабочая
тетрадь “Окружающий мир №1”, презентация “Кожа
человека. Значение и строение кожи”

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного
  3. Сообщение темы и целей урока
  4. Практическая работа
  5. Работа с учебником “Окружающий мир 4 класс, 1
    часть ” с.30 – 33 и таблицей “Строение кожи”
  6. Физ. минутка
  7. Беседа о правилах ухода за кожей
  8. Физ. минутка
  9. Работа в тетради “Рабочая тетрадь №1” с.13, №36
    (работа в парах)
  10. Итог урока
  11. Домашнее задание

Ход урока

Организационный момент

– Тема сегодняшнего урока очень важная для
каждого из нас.

Попробуйте отгадать загадку, чтобы понять о чем
мы с вами будем сегодня говорить на уроке:

Мы в нее зимой и летом 
С головы до ног одеты, 
Даже на ночь снять не можем, 
Потому что это…

(ответ: кожа)

2. Повторение пройденного

– На прошлых уроках мы говорили, как человек
воспринимает окружающий мир. Познакомились с
органами чувств человека.

– Итак, сколько у человека органов чувств?

– Перечислите их.

– С помощью какого органа вы видите, что
написано или нарисовано в книге?

– Расскажите о том, как беречь зрение.

– Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов,
духов?

– Когда обоняние может ухудшиться?

– С помощью какого органа вы узнаете, что звенит
звонок, играет музыка?

– Что нужно делать, чтобы сохранить хороший
слух?

-С помощью какого органа вы отличаете сладкую
пищу от горькой, солёную от кислой?

(выслушиваются ответы детей)

3. Сообщение темы и целей урока. (слайд
№2, 3)

– Сегодня мы поближе познакомимся еще с одним
органом чувств человека – кожей. Познакомимся со
строением и свойствами кожи, узнаем каково её
значение для организма; убедимся в необходимости
ухода за нашей кожей.

– Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  • Какая у нас кожа?
  • Зачем человеку кожа?
  • Как человек заботится о своей коже?

4. Практическая работа. (слайд № 4,5,6)

– Кожа – это живая защитная оболочка нашего тела.
Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая
тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая
толстая на подошвах ног -около 4 мм.

– Давайте проведем наблюдение за нашей кожей.
Определим:

А) “Какая у нас кожа?”

– Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она?

– Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте
согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки?

– Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу.
Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры.
Как вы думаете. Для чего они?

– Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к
стеклу. Что видите? Зачем коже жир?

(выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная,
гладкая. Складки нужны, чтобы не затруднять
движение. Без складок на коже – руки и ноги не
смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает
свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир
смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает её
мягкой и эластичной.

Б) “Зачем человеку кожа?”

– Положите на руку сначала теплый предмет, а
затем холодный. Что вы почувствовали?

– Слегка уколите палец иголкой. Что вы
почувствовали? ( выслушиваются ответы детей и
делается вывод)

Вывод: кожа помогает человеку чувствовать
тепло и холод, мороз и жару, боль и даже заменяет
нам глаза.

Работа с учебником “Окружающий мир 4 класс”
с.30-33 (слайд №7-11)

( ученики читают текст самостоятельно, а затем
обсуждают статью)

Представьте. Что вы стали совсем маленькими,
такими, что можете проникнуть даже через кожу.
Вот что мы там увидим. слайд “Строение кожи”)

– Какое строение имеет кожа? Назовите составные
части кожи?

(в ходе ответов на слайде появляются названия
частей кожи)

– Зачем человеку волосы на голове и теле? выслушиваются
ответы детей)

– На всем ли теле человека есть волосяной
покров? Рассмотрите кожу рук или губ.

(выслушиваются ответы детей)

– Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного
покрова, на других же участках тела растут
волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки,
ноги, подмышечные впадины и др.

Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело
человека покрыто волосками в количестве от 200 000
до 1 миллиона.

– По всей поверхности кожи расположены потовые
железы. На что похож пот?

– Зачем и когда человек потеет?

(выслушиваются ответы детей)

– Потоотделение осуществляется на стопах ног,
ладонях, лбу, груди и в подмышечных впадинах.
Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и
мыться с мылом. Человек  выделяет 21 л пота в
месяц. На 1 м2 кожи содержится 1 миллион
потовых желез!

– Какова нормальная температура тела человека?
Всегда ли она одинакова? (выслушиваются

ответы детей)

– Температура колеблется в течение суток -во
время сна и пищеварения она повышается.

Критической температурой тела считается 42°и 25°

– Какое значение имеет для организма наша кожа?
(выслушиваются ответы детей делается вывод)

  • Защищает внутренние органы от повреждения
  • Не пропускает в организм микробы
  • Не пропускает в организм воду
  • Удаляет с потом вредные вещества
  • Защищает организм от жары и холода
  • Дышит

Физкультминутка (слайд №12)

На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берёт,
Мордочку ежонку трет.

Только спину, только спину
Не потрешь родному сыну
Ходит по росе лесной
Он с немытою спиной.

Вот как посудите сами,
Дело обстоит с ежами.
Хорошо , ребята, всё ж,
Что никто из вас не ёж! (Т. Виеру) (дети имитируют
движение)

Беседа о правилах ухода за кожей (слайд №13-17)

Читайте также:  Средства для ухода за кожей при псориазе

– Попробуем разгадать кроссворд. Отгадайте:

1. Мягкое, пушистое, то, чем вытираются, …
называется (полотенце)

2. Нужно, чтобы у каждого было… (мыло)

3.

Ею руки, ноги, спину трут и … зовут (мочалка)
Гладко, душисто, моет чисто,

4.

Берега над озером,
Словно снег, белеют.
Захочу – и озеро
Сразу обмелеет. (ванна)

5.

Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
Зубаста, а не кусается,
Как она называется? (расческа)

6. Костяная спинка, на брюшке щетинка (щетка)

7.

Мудрец в нем видел мудреца
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нем видела овца.
И обезьяну – обезьяна. (зеркало)

– Как можно назвать эти предметы? (предметы
личной гигиены)

– Для чего они нужны? Почему у каждого человека
они должны быть личными?

(Рассказ учителем отрывка из мифа “Гигиена и
Панацея”)

– У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея.
Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда
возникло слово “гигиена” и выражение “панацея
от всех бед”, то есть спасительное средство от
хворей и прочих неприятностей.

– Что появляется на грязной коже? (бактерии и
микробы)

– Бактерии и микробы могут размножаться на коже
человека. Поэтому минимум раз в неделю надо
принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый
день. Твой организм и сам борется с бактериями,
пытающимися проникнуть через его защитные
преграды. Например, возникающие на коже прыщи и
фурункулы — чаще всего следствия борьбы
организма с бактериями стафилококками.

– Почему нужно следить за чистотой кожи?

– Как следует сохранять кожу в чистоте?

– Какие повреждения кожи могут быть?

– ожог

– обморожение

– грязь в ране

– укусы насекомых

– мозоли

– ходьба босиком

– грибковые заболевания ног

– грязная одежда

– неосторожность при работе с режущими
предметами

– Чем они опасны?

– Давайте сформулируем правила ухода за кожей.
(выслушиваются ответы детей)

  • Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом
  • Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с
    мылом. Два раза в день чистить зубы.
  • Надо регулярно подстригать ногти и волосы
  • Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.
  • Нужно закаляться
  • Отказаться от вредных привычек (курение,
    алкоголь, наркотики)
  • Заниматься спортом

8. Физкультминутка

– Очень полезен для кожи массаж.

Антистрессовый массаж:

1. Массаж пальцев рук (круговыми движениями и
движениями свержу вниз)

2. Массаж запястьев круговыми движениями

3. Массаж рук (“Моем руки”)

4. Массаж лба (погладить лоб, щеки)

5. Массаж плеч (пощипывание плеч от шеи вниз)

6. Массаж затылка и головы (указательными
пальцами массируем снизу вверх)

7. Массаж ушей (пощипывание уха сверху вниз)

9. Работа в тетради “Рабочая тетрадь №1”
с.13, №36 (работа в парах)

10. Итог урока(слайд №19,20)

– Подведем итог урока: Игра “Выбери ответ”

– Кожа – это…

  1. Важный орган человека
  2. Скелет человека
  3. Наружный покров тела человека

– Какие функции выполняет кожа?

  1. Защищает от ран и грязи
  2. Переваривает пищу
  3. Дышит
  4. Выделяет пот
  5. Очищает кровь

– Через что выделяется жир и пот в организме
человека?

  1. Через поры кожи
  2. Через легкие
  3. Через кишечник

– Какую роль играет жир, выделяемый кожей?

  1. делает кожу мягкой и упругой
  2. делает кожу крепкой и сильной
  3. делает кожу ловкой и стройной

– В жизни много интересного:

– Например, под микроскопом на поверхности кожи
видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются.
Полное обновление происходит дней за 20. За всю
жизнь человек в среднем теряет около 18 кг
отмерших клеток кожи.

Отпечатки пальцев у каждого человека
уникальны. Оставленные на месте преступления
отпечатки помогают опознать преступника.

  • Что вам сегодня понравилось?
  • Что нового узнали?
  • Что интересного расскажите родителям сегодня?
    (выслушиваются ответы детей)

11. Домашнее задание: учебник с. 30-33
прочитать, подготовить рассказ на тему:
“Значение кожи для организма”, выполнить
практическое задание в рабочей тетради.

Источник

Слайд 1

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по УМК «Начальная школа ХХI века» Исаева Наталья Ивановна учитель начальных классов МОУ «СОШ №5» г. Балаково

Слайд 2

Наша кожа

Слайд 3

Цели урока Познакомиться со строением и свойствами кожи, выяснить её значение для организма; убедиться в необходимости ухода за кожей. КАКАЯ У НАС КОЖА? ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ КОЖА? КАК ЧЕЛОВЕК ЗАБОТИТСЯ О СВОЕЙ КОЖЕ?

Слайд 4

Кожа – это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая толстая на подошвах ног -около 4 мм.

Слайд 5

Наблюдение «Какая у нас кожа?» Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она? Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки? Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они? Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? Зачем коже жир? Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная, гладкая. Складки нужны, чтобы не затруднять движение. Без складок на коже- руки и ноги не смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной.

Читайте также:  Уход за кожей до после депиляции

Слайд 6

Практическая работа «Зачем человеку кожа?» Закройте глаза. Пусть кто-нибудь положит вам на ладонь сначала тёплый предмет, потом холодный. Что вы почувствовали? Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? Вывод: кожа помогает человеку чувствовать тепло или холод, жару, мороз, боль.

Слайд 7

Строение кожи Дерма Волос Волосяная луковица Нервные окончания Кровеносные сосуды Эпидермис Потовые железы

Слайд 8

Волосы и волосяной покров Волосы защищают кожу головы от повреждений, охлаждения и вредного воздействия солнечных лучей. Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др. Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело человека покрыто волосками в количестве от 200 000 до 1 миллиона.

Слайд 9

Потоотделение Потоотделение позволяет избежать перегрева организма и освободиться от шлаков. Потоотделение осуществляется на стопах ног, ладонях, лбу, груди и в подмышечных впадинах. Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и мыться с мылом. Человек выделяет 21 л пота в месяц На 1 м 2 кожи содержится 1 миллион потовых желез!

Слайд 10

Температура кожи Температура человеческого тела обычно колеблется в диапазоне между 36,5 и 37,2 градусами по Цельсию. При потении избыток тепла удаляется. Температура колеблется в течение суток -во время сна и пищеварения она повышается. Критической температурой тела считается 42°и 25° .

Слайд 11

Значение кожи Защищает внутренние органы от повреждения Не пропускает в организм микробы Не пропускает в организм воду Защищает организм от жары и холода Удаляет с потом вредные вещества

Слайд 12

Физминутка На заре в лесу спросонок Умывается ежонок. Мать-ежиха таз берёт, Мордочку ежонку трет. Только спину, только спину Не потрешь родному сыну Ходит по росе лесной Он с немытою спиной. Вот как посудите сами, Дело обстоит с ежами. Хорошо , ребята, всё ж, Что никто из вас не ёж! ( Т. Виеру)

Слайд 13

Кроссворд о ч а л к а

Слайд 14

Гигиена и Панацея У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово «гигиена» и выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей. Дизентерия, холера, гепатит — примеры болезней, возбудители которых могут проникнуть в тело человека с водой и пищей.

Слайд 15

Гигиена кожи Бактерии могут размножаться и на коже человека. Поэтому минимум раз в неделю надо принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый день. Твой организм и сам борется с бактериями, пытающимися проникнуть через его защитные преграды. Например, возникающие на коже прыщи и фурункулы — чаще всего следствия борьбы организма с бактериями стафилококками.

Слайд 16

Причины повреждения кожи – ожог -обморожение – грязь в ране -укусы насекомых -мозоли -ходьба босиком -грибковые заболевания ног -грязная одежда -неосторожность при работе с режущими предметами

Слайд 17

Правила ухода за кожей Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов. Ногти надо регулярно подстригать, для того чтобы не создавать под ними для бактерий бесплатный санаторий. Закаляться

Слайд 18

Игра «Выбери ответ» Кожа – это… Какие функции выполняет кожа? Через поры кожи Через легкие Через кишечник Через что выделяется жир и пот в организме человека? Какую роль играет жир, выделяемый кожей? Важный орган человека Скелет человека Наружный покров тела человека делает кожу мягкой и упругой делает кожу крепкой и сильной делает кожу ловкой и стройной Защищает от ран и грязи Переваривает пищу Дышит Выделяет пот Очищает кровь

Слайд 19

Это интересно Под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются. Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи. Отпечатки пальцев у каждого человека уникальны. Оставленные на месте преступления отпечатки помогают опознать преступника.

Слайд 20

Рефлексия Что вам сегодня понравилось? Что нового узнали? Что интересного расскажите родителям сегодня?

Слайд 21

Спасибо за работу!

Слайд 22

Ресурсы Виноградова Н.В. «Окружающий мир 4 класс» М.- «Вентана-граф» 2008 Коллекция рисунков Mikrosoft Office Обухова Л.А. Лемяскина Н.А.«Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» М. «ВАКО»2007 Современная детская мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия

Источник

Ι. Актуализация знаний и постановка
учебной проблемы.

Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка).

– Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить ему живую кожу. Почему?

Высказывают гипотезы:

Кожа защищает наш организм, дышит, выделяет вредные вещества. Человек погибает, потому что нарушаются эти процессы.

– Прочитайте диалог Лены и Миши на с. 12. О чём они рассуждают? Какой у вас возникает вопрос?

– Как могут мёртвые клетки защитить наш организм?

– О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О коже.)

– Какие знания нам пригодятся?

1. Из каких частей состоит организм животного? человека?

2. Как называется наименьшая часть живого организма?

3. Какую роль в организме играет покровная ткань? у каких организмов

она имеется?

4. Чем отличаются покровы земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей?

5. Какова роль перьев и шерсти в жизни птиц и зверей?

Читайте также:  Белая коляска эко кожа уход

– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1. Беседа.

– Давайте ознакомимся со строением кожи. Рассмотрите рис. на с. 12.

– Сколько и какие слои кожи выделены? (Два слоя, наружный и внутренний, и жировая ткань.)

– Какова роль наружного слоя? (Он защищает клетки внутреннего слоя.)

– Что располагается во внутреннем слое? (Живые клетки. В этом слое располагаются: волосяная сумка и волос, сальная и потовая железы, нервные окончания.)

– Что мы встречаем во всех слоях кожи? Почему? (Кровеносные сосуды – по ним

передаются питательные вещества и кислород; нервные окончания – они воспринимают различные ощущения.)

2. Практическая работа.

– Давайте определим, какая у нас кожа. Для этого проведём наблюдение: оттяните пальцами кожу на кисти (руке) и отпустите, сожмите и отпустите. Что

происходит с кожей? Почему?

Выполняют работу. (Кожа мягкая, эластичная, хорошо растягивается, сжимается и принимает первоначальную форму.)

3. Работа с учебником.

– Вы ознакомились со строением и свойствами кожи. Какую же роль она выполняет? Рассмотрите рисунки и выполните задания на с. 13, 14.

(Кожа защищает организм от трения, ударов, проникновения вредных веществ или микроорганизмов, высыхания.)

– Как мы ответим на вопрос урока? (Мёртвые клетки наружного слоя кожи защищают живые клетки внутреннего слоя, которые выполняют очень важную роль в организме.)

– Как вы понимаете название темы урока: «Кожа – “пограничник” организма»?

(Кожа защищает организм от проникновения в него вредных веществ и микробов, через кожу выделяются лишние соли и вода.)

– Кто быстрее найдёт правильный ответ на этот вопрос? (Работа с текстом учебника на с. 14.)

– Как кожа предохраняет наш организм от перегрева? (Кожа сохраняет постоянной температуру тела: работают потовые железы, при испарении пота организм охлаждается.)

– Зачем нам нужны волосы и ногти? (Волосы защищают от перегрева и переохлаждения, ногти защищают чувствительные кончики пальцев.)

– Что слепым заменяет зрение? (Кожа – орган осязания. В её внутреннем слое есть чувствительные нервные окончания, которые воспринимают все неровности поверхности.)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

1. Обсуждение вопросов 1–4 на с. 15 (в случае затруднения рекомендуется работа с учебником).

Важно обратить внимание на вопрос 3 – обсуждение гигиенических правил ухода за кожей. Можно предложить ребятам разработать памятку по уходу за кожей.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Выполнение заданий из рабочей тетради.

Возможные ответы на задания рабочей тетради.

При выполнении задания 1учащиеся должны найти ошибку в подписях к рисунку: перепутаны обозначения кровеносного сосуда и нерва, потовой и сальной желёз.

В задании 2даётся «разумный совет» чаще мыть руки, чтобы уменьшить количество болезнетворных микробов.

Задание 3также посвящено гигиене. Ребята самостоятельно записывают «разумный совет»: «Надо промыть рану, смазать кожу вокруг неё йодом или зелёнкой, чтобы убить микробов, и забинтовать пораненное место».

В задании 4школьники должны отметить знаком «+» левый верхний и правый нижний рисунки (в жару потовые железы выводят на поверхность кожи избыток воды, та испаряется, и тем самым организм охлаждается).

При выполнении задания 5учащиеся должны подчеркнуть слова детский крем, вазелин.

Задание 6*посвящено загару. Должна получиться следующая фраза: «На солнце кожа темнеет от загара, что делает кожу менее прозрачной. Зимой, при недостатке солнца, загарисчезает».

В задании 7необходимо соединить изображение по-летнему одетого Миши с правым рисунком с расширившимися сосудами под кожей, изображение Миши зимой – с левым рисунком. Текст с правильно вставленными словами должен выглядеть следующим образом:

«В жару кожа краснеет. Расположенные под кожей кровеносные сосуды расширяютсяи наполняются кровью. Кровь отдаётлишнее тепло, и организм охлаждается. На холоде происходит всё наоборот. Кожа белеет, так как её сосуды сужаются. Кровь не отдаётлишнее тепло, и организм согревается».

V. Итог урока.

– Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Почему кожу называют нашей природной одеждой?

– Кожа – это природный покров, который защищает наш организм от воздействия внешней среды. То же самое делает одежда.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Источник