Лишаев введение в философию

Лишаев введение в философию thumbnail



Лишаев введение в философию

КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Номер15-03-00705

НазваниеФилософия возраста в горизонте герменевтической феноменологии

РуководительЛишаев Сергей Александрович, Доктор философских наук Профессор

Организация финансированияЧастное образовательное учреждение высшего образования “Самарская гуманитарная академия”, Самарская обл

Года выполнения2015 – 2017

КонкурсОсновной конкурс 2015 года

Тип проектаа – проект проведения научных исследований, выполняемых научными коллективами или отдельными учеными

Область знания, код классификатора03 – ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, 03-180 – Философия, теория культуры. Философская антропология

Ключевые словафилософия возраста антропология герменевтическая феноменологии бытие время историчность расположенность детство молодость зрелость старость возрастной этос

Код ГРНТИ02.15.51

Номер государственной регистрации

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ

АннотацияПредмет исследовательского проекта – динамически-временной аспект человеческого существования. Его актуальность обусловлена трансформацией европейской философии и культуры. Если классическая мысль оперировала понятиями «универсального субъекта», «человека как такового» и стремилась к познанию его сущности, то в последние десятилетия философия нацелена на то, чтобы там, где прежде она видела тождество, рассмотреть и исследовать различия. Данная стратегия актуальна и для проблемного поля философской антропологии. Но если тема различия мужского и женского (гендерная проблематика) уже давно обратила на себя внимание философов, то о проблематике возраста этого сказать нельзя. В данном тематическом пространстве наблюдается преобладание психологических и социологических исследований. Работ, посвященных отдельным возрастам мало, а трудов по философии возраста в целом – единицы.
Данный проект – первый опыт построения философии возраста в методологическом пространстве герменевтической феноменологии М. Хайдеггера. Реализация этого опыта предполагает продумывание концептуальных оснований исследования возраста в перспективе экзистенциальной аналитики. Отправляясь от сущностной взаимосвязи экзистенциальности и фактичности в бытии Dasein, предполагается исследовать связь между трансформациями человеческой телесности (собственной и других людей) и возрастным самосознанием (тем, как человек понимает свой возраст и взаимодействует с ним). В фокусе нашего внимания будет находиться то, как по-разному Dasein (присутствие) набрасывает себя на разные возраста и на один и тот же возраст. Предполагается также эксплицировать, как модусы темпоральной идентичности влияют на сознание и поведение человека, и как при этом меняются базовые схемы его взаимодействия с собой и с окружающим миром.
Возраста как особые способы присутствия будут рассмотрены не только в их условной статике (детство, молодость, зрелость, старость), но и в их динамике (переход от возраста к возрасту, внутривозрастная динамика, возрастные кризисы). Анализируется временная конституция возрастов как разных модусов историчности присутствия, разных способов набрасывания себя на свои возможности. Важнейшим концептуальным инструментом в анализе бытия-ребенком, бытия-стариком и т.д. будет понятие возрастной расположенности Dasein.
В рамках проекта предполагается также исследовать возрастные этосы молодости, зрелости и старости, уделив особое внимание вариативности этоса в рамках одного возраста. Будет показано, что эта вариативность обусловлена тем, как человек «работает» со своим возрастом. Кроме того, в ходе исследования предполагается эксплицировать основные социальные и культурные причины трансформации возрастного самосознания человека в посттрадиционном обществе.
Философская актуальность и новизна проекта определяется (одновременно) тем, что в нем разрабатывается область философской антропологии, делающая первые шаги к своему дисциплинарному самоопределению, и тем, что ее изучение впервые реализуется в методологическом горизонте герменевтической феноменологии (экзистенциальной аналитики).
Результаты исследования предполагается опубликовать в виде серии статей. Они будут иметь значение для философской антропологии, феноменологически ориентированной онтологии, философии культуры, культурологии, психологии и педагогики, социологии. В практическом плане эти результаты могут использоваться в работе психологических служб, в педагогической деятельности (система среднего и высшего и образования, учреждения соцзащиты, дома престарелых, центры семьи и т.д.), а также в органах государственной власти и управления, работающих с разными возрастными группами и учитывающих разнообразие их возможностей, интересов и экзистенциальных запросов.

Ожидаемые результаты

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА

Краткая аннотация полученных результатовРезультатом работы над проектом стало построение философской теории возраста в методологическом горизонте герменевтической феноменологии. Историческая ретроспектива философской рефлексии над возрастной структурой жизни позволила выявить причины, по которым тема возраста, впервые обратившая на себя внимание в античности, в качестве особой области философского знания заявила о себе только в последние десятилетия. Было показано, что конституирование философии возраста как раздела философской антропологии обусловлено характерным для посттрадиционного общества смещением общественного внимания (как и внимания интеллектуалов) от целого к частям, от ставшего – к становящемуся, от сущности – к существованию. Разрушение представлений о неизменной сущности человека вывело из тени возрастную структуру жизни и привлекло внимание к отдельным возрастам как особым, относительно самостоятельным его образам.
Если фундаментальная онтология ориентирована на трансцендентальную аналитику Dasein (Присутствия), то в аналитике возраста внимание фокусируется на временных модусах жизни в их соотнесенности с основоструктурами Dasein. Исследование возраста в экзистенциально-аналитической традиции показало, каким образом темпоральность Присутствия (временение как экзистенциал) соотносится с временными дифференциалами человеческого тела. Различные конфигурации таких соотношений лежат в основе возрастных расположений. Экстатически-горизонтальное единство временности характеризует Присутствие в трансцендентальном аспекте его экзистенциального устройства, а его фактичность, зависимость от параметров тела определяет возрастную неоднородность в реализации единства будущего-настоящего-прошлого в разные периоды жизни.
В основу философской теории возраста положена нетождественность размерности (величины) векторов временения на разных этапах жизни. Периодизация жизни, выстроенная на основе неравенства временных векторов по их величине и экзистенциальной значимости, многослойна и включает в себя возраста первого, второго и третьего уровней. Определяющее значение для различения возрастов первого уровня (детства и взрослости) имеют понятия «ситуативного» и «надситуативного» временения. Для периодизации взрослости (молодости, зрелости, старости) критериальное значение имеют изменения в соотношении величин надситуативных будущего, настоящего и прошлого. На третьем уровне периодизации (например, при периодизации молодости) определяющим оказывается то, каким образом человек воспринимает доминирующий временной вектор и/или темпоральный расклад жизни в целом. В рамках проекта рассмотрены возраста детства и взрослости, а также возраста молодости и зрелости.
Детство понимается как при-другом-бытие (бытие-при), оноимеет разную конфигурацию в возрастных расположенностях второго уровня. Периодизацию детства определяет анализ вхождения ребенка в Присутствие и то, как им овременяется его существование. В младенчестве ребенок как присутствиеразмерное сущее еще не вошел в режим Dasein«от себя». Бытие-при имеет здесь форму в-другом-бытия. Младенец есть в Присутствии обращенных к нему взрослых. Его существование овременяется не им, а его близкими. Бытие ясельного ребенка – это Присутствие без присутствующего, это не-при-себе-бытие (бытие-через-другого). Ребенок понимает в происходящем, владеет речью и выражает свое «так есть» в форме бытия через то/того, что/кого он встречает в мире. Отсутствие самости не позволяет ему освоить временение. Этос «анонимного распорядителя» – это этос ясельного ребенка. Начиная с периода игрового детства, ребенок овременяет свое существование на ситуативном уровне, его бытие индивидуализируется. Присутствие обретает форму из-себя-бытия (бытия от первого лица). Структуру временения в пассивном залоге ребенок – первоначально – осваивает в общении со взрослыми, которые учат его «считать время». Способностью к активному временению он овладевает, участвуя в сюжетно-ролевых играх. Его этос можно определить как игровой. В отрочестве формируется способность жить в режиме для-себя-бытия. Бытие от первого лица упрочивается за счет формирования рефлексивной функции сознания и активного временения во внеигровых ситуациях. Появление отсроченных заданий запускает генератор ситуативной заботы, формирует навыки самоконтроля и самоорганизации на экзистенциальной площадке учебных и домашних заданий. При этом отроческий этос остается адаптивным.
Переход от детства к взрослости осмысливается как переход от при-другом-бытия к для-себя-бытию и к бытию-ради-другого. Адаптивная (ситуативно обусловленная) забота вмещается в рамку надситуативной заботы о жизни в целом. Специфику молодости определяют разные способы обживания будущего, которое молодые люди стремятся определить. Прошлое и настоящее осмысливаются ими через образы будущего. Самоопределение через будущее осуществляется по-разному. Надситуативное будущее подростков неопределенно, оно для них – противовес возрастному прошлому (детству). Подросток борется за право распоряжаться собой в настоящем, за то, чтобы замкнуть возможности (будущее) на себе. Подростковый этос – это борьба за бытие от первого лица, за приватизацию желаний, действий и их последствий (за приватизацию будущего). Экзистенциальная конституция юности определяется волей к содержательной конкретизации будущего при сохранении его открытости для поиска и для апробации вариантов определения своей самости. Юные озабочены постановкой больших (долгосрочных) целей и их примеркой в персональном опыте испытания и себя, и целей. Этос юности – поисковый. Возмужалость мыслится как переход от апробации возможного будущего к принятию решений, определяющих его на годы вперед. Будущее здесь сохраняет перевес над настоящим и прошлым, а новое – над известным и привычным. Этос поздней молодости характеризует обязывающий выбор и действия, закрепляющие направление движения и образ жизни.
Зрелость – период исполнения долговременных целей и обязательств, их воплощения в результатах и в образе жизни. Ее экзистенциальную конституцию определяет возрастное настоящее, ее динамика обусловлена равнодействующей привычек, организующих повседневность по модели циклического времени, и логикой линейного времени, воспроизводимой в актах надситуативного временения в горизонте долгосрочных целей. Этос зрелости определяется балансом между линейным и циклическим временем, постоянством в следовании принципам и целям и волей к новым рубежам на избранном пути. В проекте описаны линейная и нелинейная модели внутривозрастной динамики среднего возраста.
Показано, что специфика старости обусловлена доминированием прошлого и отсутствием возрастного будущего. Переход от зрелости к старости связан с признанием человеком своего возраста. В негативных сценариях старости человек признает себя старым, но своего возраста не принимает и пассивно или активно противодействует ему. В позитивных сценариях он или завершает-осмысляет жизнь (старость завершения), или оставляет «большую заботу» и выходит из надситуативного временения, обживая режим чистого присутствия (этос созерцательной старости).
Завершает проект рассмотрение корреляции между скоростными параметрами восприятия времени и возрастной динамикой жизни. Показано, что эффект ускорения времени в каждом из возрастов взрослости определяется надситуативной заботой. Выявлена зависимость ускорения/замедления времени от изменения темпоральных доминант в разных возрастах взрослости и от изменения в способах производства прошлого.
Задачи, поставленные в рамках трехгодичного исследовательского проекта, выполнены в полном объеме и обнародованы в 16-ти статьях.

Читайте также:  Лечения красного плоского лишаю

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА

Научная статья: Лишаев С.А.
, О критериях возрастной периодизации (материалы к философии возраста), Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия «Философия»., Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, 2015, 4, 2, 66 – 76- Русский
Научная статья: Лишаев С.А.
, Периодизация зрелости, Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: «Философия. Филология»., Самарская гуманитарная академия, Самара, 2017, 1, 21, 3 – 24- Русский
Научная статья: Лишаев С.А.
, Этос молодости (три способа обращения с будущим), Mixtura verborum’2015: образы настоящего: Философский ежегодник, Самарская гуманитарная академия, Самара, 2016, 82 – 98- Русский
Научная статья: Лишаев С.А.
, Ускользающий возраст (зрелость как предмет философской рефлексии), Перспективные информационные технологии (ПИТ 2017) труды Международной научно-технической конференции., Самарский научный центр РАН, Самара, 2017, 1163 – 1167- Русский
Научная статья: Лишаев С.А.
, Возраст в истории европейской философии (историческое введение в философию возраста), Mixtura verborum’ 2014: жизнь в параллельных мирах: Философский ежегодник., Самарская гуманитарная академия, Самара, 2015, 172 – 200- Русский
Научная статья: Лишаев С.А.
, Четыре возраста детства, Вестник Ленинградского государственного ун-та им. А. С. Пушкина. Серия «Философия»., Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, 2016, 3, 2, 145 – 156- Русский
Научная статья: Лишаев С.А.
, От детства к зрелости (феномен пролонгации молодости и современность), Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: «Философия. Филология»., Самарская гуманитарная академия, Самара, 2016, 2, 20- Русский
Научная статья: Лишаев С.А.
, Возраст и время, Вестник Русской христианской гуманитарной академии, Издательство РХГА, Санкт-Петербург, 2015, 4, 16, 46 – 55- Русский
Научная статья: Лишаев С.А.
, Эстетика времени и возрастной этос, Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология., Самарская гуманитарная академия, Самара, 2015, 2, 18, 99 – 111- Русский
Научная статья: Лишаев С.А.
, Эластичное время: возрастные параметры ускорения и замедления, Mixtura verborum’2017: человек и время : философский ежегодник, Самарская гуманитарная академия, Самара, 2017- Русский
Научная статья: Лишаев С.А.
, К феноменологии старости, История. Семиотика. Культура: сборник материалов Всероссийской конференции с международным участием, Самарская гуманитарная академия, Самара, 2017, 206 – 2017- Русский
Научная статья: Лишаев С.А.
, Философия возраста в пространстве экзистенциальной аналитики: экзистенциальная аналитика и региональная онтология, Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология., Самарская гуманитарная академия, Самара, 2015, 1, 17, 33 – 42- Русский
Научная статья: Лишаев С.А.
, К феноменологии зрелости, Вестник русской христианской гуманитарной академии, Издательство РХГА, Санкт-Петербург, 2017, 3, 18, 95 – 107- Русский
Научная статья: Лишаев С.А.
, Герменевтика молодости: жизнь на просторе, Вестник Русской христианской гуманитарной академии, Издательство РХГА, Санкт-Петербург, 2016, 4, 16, 41 – 52- Русский
Научная статья: Лишаев С.А.
, Детство в философии возраста, Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: «Философия. Филология»., Самарская гуманитарная академия, Самара, 2016, 1, 19, 73 – 83- Русский
Научная статья: Лишаев С.А.
, К типологии старческого этоса, Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: «Философия. Филология»., Самарская гуманитарная академия, Самара, 2017, 2, 22, 13 – 23- Русский
Читайте также:  Что означает слово лишать

Источник

Фролов И.Т. и др.

Введение в философию

Учеб. пособие для вузов

Авторский коллектив:

И. Т. Фролов – академик РАН, профессор (руководитель авторского коллектива) (Предисловие; разд. II, гл. 4:2-3; Заключение); Э. А. Араб-Оглы – доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 8:2-3; гл. 12); В. Г. Борзенков – доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 7:2; разд. II, гл. 2:1; гл. 3); П. П. Гайденко – член-корреспондент РАН, профессор (разд. I, часть I, гл. 1-4; гл. 5:1-4; часть IV, гл. 1:3; гл. 2:2); М. Н. Грецкий – доктор философских наук, профессор (разд. I, часть I, гл. 5:5; часть IV, гл. 6:1-2); Б. Л. Губман – доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 5:1); В. И. Добрынина – доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 1:1, 2, 4, 6); М. А. Дрыгин кандидат философских наук, доцент (разд. I, часть IV, гл. 5:3); В. Ж. Келле – доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 6:3 (4); разд. II, гл. 9); М. С. Козлова – доктор философских наук, профессор (Введение; разд. I, часть IV, гл. 3); В. Г. Кузнецов – доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 2:3); В. А. Лекторский член-корреспондент РАН, профессор (разд. II, гл. 5:4; гл. 6); Н. Н. Лысенко – кандидат философских наук, доцент (разд. I, часть IV, гл. 1:5; гл. 2:4); В. И. Молчанов – доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 2:1); Н. В. Мотрошилова – доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 1); А. Н. Мочкин – кандидат философских наук, доцент (разд. I, часть I, гл. 5:7); А. Л. Никифоров – доктор философских наук, профессор (разд. I, часть I, гл. 5:6; часть IV, гл. 4:1-4, 6); A. П. Огурцов – доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 6:3 (1-3); Е. Л. Петренко – доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 6:4); B. Н. Порус – доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 4:5); В. В. Сербиненко – доктор философских наук, профессор (разд. I, часть III; часть IV, гл. 5:2); Д. А. Силичев – доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 7:1); Э. Ю. Соловьев – доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 4:1, 4; гл. 11); М. Т. Степанянц – доктор философских наук, профессор (разд. I, часть II); В. С. Степин – академик РАН, профессор (разд. II, гл. 2:2-4; гл. 10:1-5); В. Н. Шевченко – доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 8:1); В. С. Швырев – доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 5:1-3; гл. 7); Б. Г. Юдин член-корреспондент РАН, профессор (разд. II, гл. 10:6).

Читайте также:  У кота стригущий лишай что делать

“Введение в философию”, подготовленное коллективом известных отечественных специалистов, впервые было опубликовано в 1989 г. в качестве учебника для высших учебных заведений. Его авторитет среди преподавателей и студентов и поныне остается высоким. Новое издание “Введения” существенно переработано и дополнено. Оно вводит читателей в одну из важнейших областей духовной культуры человечества, знакомит его с опытом мировой философской мысли в исследовании всеобщих проблем бытия человека и общества, в осмыслении реальностей современной эпохи, фундаментальных задач науки; в систематическом виде представлены основные понятия философии и наиболее важные ее проблемы, в том числе дискуссионные.

Издание рассчитано не только на студентов, аспирантов и преподавателей вузов, но и на всех интересующихся философией.

Авторский коллектив посвящает издание этой книги памяти академика Ивана Тимофеевича Фролова

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ:

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ 7

1. Мировоззрение 7

В преддверии философии 7

Понятие мировоззрения 8

Мироощущение и миропонимание 9

Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание 11

2. Истоки философии 13

Миф 13

Любовь к мудрости 15

Раздумья философов 16

3. Философское мировоззрение 18

Мир и человек 18

Основной вопрос философии 19

Философское познание 21

Познание и нравственность 22

4. Проблема научности философского мировоззрения 23

Спор о познавательной ценности философии 23

Философия и наука: родство и различие познавательных функций 27

5. Предназначение философии 28

Общественно-исторический характер философской мысли 28

Философия в системе культуры 30

Функции философии 31

Природа философских проблем 34

Раздел I

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 37

Часть I

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 40

Глава 1

ГЕНЕЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ 40

Глава 2

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: КОСМОЦЕНТРИЗМ 42

1. Космологизм ранней греческой философии 43

2. Онтологизм античной классики 43

3. Проблема бесконечности и своеобразие античной диалектики. Апории Зенона 44

4. Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело 45

5. Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея 46

6. Критика учения об идеях. Бытие как реальный индивид 47

7. Понятие сущности (субстанции) у Аристотеля 47

8. Понятие материи. Учение о космосе 48

9. Софисты: человек – мера всех вещей 50

10. Сократ: индивидуальное и надындивидуальное в сознании 51

11. Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели 51

12. Проблема души и тела у Платона 52

13. Платонова теория государства 53

14. Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом 54

15. Учение Аристотеля о душе. Пассивный и деятельный разум 55

16. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца 55

17. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм 56

18. Неоплатонизм: иерархия универсума 57

Глава 3

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: ТЕОЦЕНТРИЗМ 58

1. Природа и человек как творение Бога 59

2. Средневековая философия как синтез двух традиций:

христианского откровения и античной философии 60

3. Сущность и существование 60

4. Полемика реализма и номинализма 61

5. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики 61

6. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом 62

7. Специфика средневековой схоластики 64

8. Отношение к природе в средние века 64

9. Человек – образ и подобие Бога 65

10. Проблема души и тела 66

11. Проблема разума и воли. Свобода воли 67

12. Память и история. Сакральность исторического бытия 68

13. Философия в Византии (IV-XV века) 69

Глава 4

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 71

1. Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности 71

Источник