Лишаев с а эстетика руины

Лишаев с а эстетика руины thumbnail

Выбрать главу

Поскольку эстетическое расположение предполагает данность Другого через восприятие онтически другого, то вся область эстетических данностей может быть разделена на эстетику пространства и эстетику времени в зависимости от того, явило ли себя Другое пространственно (во-первых, через определенную пространственную форму, во-вторых, через восприятие пространства-среды)[10] или же было дано в переживании временного аспекта существования через пространственную форму и модуляции пространства-среды в их временной динамике, в их становлении «другим». В любом акте эстетического восприятия акцент делается или на пространственных, или на временных аспектах, воспринимаемого предмета. И это накладывает отпечаток на эстетическое расположение, на способ данности Другого. Эстетика времени, в противоположность эстетике пространственной формы, исходит не из опыта вещи как «чтойности», а из опыта существования, из опыта временности сущего.

Расположения, которые могут быть отнесены к «эстетике времени», распадаются на две группы. Одни из них принадлежат к безусловной, а другие — к условной (относительной) эстетике. К безусловной эстетике времени может быть отнесена эстетика «ветхого» и «юного», «мимолетного». Условная эстетика времени подразделяется на расположения, входящие в эстетику циклического времени (эстетику «времен года»), и на расположения, входящие в эстетику линейного (исторического) времени (в эстетику «возрастов»).

В «Эстетике Другого» подробно рассматривается онтологическая и онтическая конституция таких эстетических феноменов, как «ветхое», «юное», «мимолетное», «молодое», «старое», «зрелое», как модусы циклического времени (времена года), а также: «беспричинно радостное», «затерянное», «маленькое», «большое», «безобразное», «уродливое», «ужасное», «страшное», «тоскливое», «скучное» и др. Задача, которую мы ставим перед собой в этой книге, состоит не в исследовании эстетических расположений в обозначенных вчерне областях эстетического опыта, а в концептуальной проработке (с опорой на общие принципы феноменологии эстетических расположений) новой для нас области эстетического анализа — эстетической деятельности[11].

1.2. Феноменология эстетических расположений и эстетическая деятельность (Эстетика как картография)

Следование методологической установке на феноменологически конкретное описание эстетических расположений ведет к созданию карты эстетических феноменов. Процесс картографирования расположений радикально отличается от попыток создания — с помощью дедукции — непротиворечивой системы эстетических категорий, выведенных из первопонятия. Картографирование предполагает описание расположений как соседствующих друг с другом, как рядоположенных феноменов. Такая эстетика может быть определена (по аналогии с гео-графией, космо-графией, палео-графией и т. п.) как эстето-графия. Картографический характер онтологической эстетики можно рассматривать как следствие ее антиэссенциализма и ориентации на Другое. Встреча с Другим, событие чувственной данности Другого формирует эстетический ландшафт подобно тому, как геологическое событие (например, извержение вулкана) меняет ландшафт географический. По отношению к событию философ только и может, что занять позицию картографа. Он занят анализом, описанием и интерпретацией разнородных форм чувственно-конкретного переживания человеком онтологического различия и нанесением контуров этих форм на эстетическую карту.

Эстетические расположения первого и второго порядка.

На эстетическую карту могут и должны быть нанесены не только те эстетические расположения, в которых человек «вдруг», «внезапно» оказывается (определим их как эстетические расположения первого порядка), но и те, которые специально подготавливаются людьми, выполняющими ряд действий, нацеленных на преэстетическую подготовку перехода от стертости повседневного бывания к событийной выделенности эстетического расположения. Подготовленные в ходе специальной деятельности расположения — это эстетические расположения второго порядка, которые следует отличать от эстетических расположений первого порядка. Расположения второго порядка включают в себя эстетические феномены, сопряженные как с рецептивной, так и с креативной деятельностью. Эстетическая деятельность — это активность, нацеленная не на результат, который имел бы утилитарное, познавательное или этическое значение, а на подготовку эстетического события.

вернуться

10

К настоящему моменту наши представления о делении расположений в зависимости от характера их внешнего референта претерпели определенные изменения. Если в этой работе речь идет о временных и пространственных расположениях, то теперь мы говорим о трех областях эстетического опыта. Вместо эстетики пространства мы предлагаем говорить об эстетике тела (формы) и эстетике пространства. Подробнее см.: Лишаев С. А. (У? тела к пространству: данность и возможность в эстетическом опыте // Mixtura verborum’2010: тело и слово. Философский ежегодник. — Самар, гуманит. акад. — Самара, 2010; Лишаев С. А. Анализ отдельных расположений эстетики пространства см. в работах: Пространство простора // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». № 2.2010; Лишаев С. А. Любовь к дальнему (эстетика дали в кратком изложении) // Международный журнал исследований культуры. Выпуск 2. Свое и Чужое в культуре. СПб., № 1 (2) 2011. URL: https://www.culturalresearch.ru/ru/curr-issue; Лишаев С. А. Эстетика пространства в культурно-историческом и экзистенциальном контексте // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2011. № 1 (9). С. 52-70; Лишаев С. А. Сверху вниз (пропасть как эстетическое расположение) // Mixtura verborum’2011: Метафизика старого и нового. Философский ежегодник. — Самар, гуманит. акад. — Самара, 2011; Лишаев С. А. Феноменология выси // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Научный журнал. Серия «Философия». 2011. № 4. Том 2.

Читайте также:  Картинки стригущий лишай у собаки

вернуться

11

Что касается онтолого-эстетической характеристики некоторых из описанных в «Эстетике Другого-1» расположений, то с ними читатель может познакомиться в Приложении 1, помещенном в конце этой книги.

Источник

Сергей Лишаев.

Эстетика пространства

Предисловие

Может ли восприятие пространства быть источником особенного переживания? Думаю, что большинство читателей ответят на этот вопрос утвердительно. О волнующих встречах с пространством мы знаем из собственного опыта. Длинная витая нить с нанизанными на нее бусинами воспоминаний… Каждая из разноцветных бусинок напоминает об одной из манифестаций пространства, встреча с которым когда-то (памятным весенним утром или прохладным осенним вечером) поразила нас и вывела из невнятности повседневного среднечувствия. Трудно представить себе человека, который, оказавшись на краю скального выступа, нависшего над глубоким ущельем, или на узкой тропе, вьющейся над обрывом, остался бы равнодушным при виде открывшегося перед ним пространства. Какому горожанину, истомленному скитаниями по каменным лабиринтам, не знакома радость от соприкосновения с простором? И много ли тех, кто хотя бы однажды не поддался очарованию голубоватой дали, не внял ее зову?

Однако если читатель пожелает (а вдруг?) прояснить свои впечатления от рандеву с пространством («что это было? что меня взволновало?») и отправится на поиски литературы, которая могла бы удовлетворить его любопытство, он рискует вернуться с пустыми руками. Серьезных философских (эстетических, философско-антропологических) исследований по данному вопросу он не обнаружит.

Впрочем, тот, кто заинтересован в прояснении собственного опыта, и в такой ситуации в одиночестве не останется. У него будет возможность опереться на описания эстетической действенности пространства, оставленные другими людьми. Имеется множество текстов (в эпистолярном, мемуарном и дневниковом жанрах, а также в художественной прозе и в поэзии), свидетельствующих о впечатлении, которое пространство производит на человека. Однако все эти описания и рефлексии располагаются за пределами дисциплинарной философии, соответственно, не дают философско-эстетической дескрипции таких впечатлений.

На протяжении своей жизни человек встречается с различными эстетическими феноменами, однако для эстетики они остаются неопознанными, немыми… Их или определяют по ведомству классической эстетики (рассматривают в терминах красивого или величественного), или не замечают, или оставляют на усмотрение коллег с психологического, культурологического, филологического (и др.) факультетов. Если классическая философия интересовалась преимущественно прекрасным, то следует ли отсюда, что и современная мысль должна ограничить себя предметностью такого рода? Ответ напрашивается сам собой: делать этого не следует. Жизнь за последние два столетия заметно изменилась. Другими стали общество и культура, искусство и философия. Современная гуманитарная мысль осознает себя как «неклассическая» («постклассическая») или даже как постнеклассическая. Новая культурная и экзистенциальная ситуация (как и наш опыт) побуждает обратить внимание на феномены, связанные с восприятием пространства и времени.

Интерес к рассмотрению пространства в эстетическом горизонте стал пробуждаться около ста лет назад. Причем его эстетическая действенность рассматривалась не напрямую, а через преломление в художественном творчестве (репрезентация пространства в живописи, литературе, в пространственной организации архитектурных ансамблей, садов и парков, etc.). Речь идет о так называемом «художественном пространстве». В XX веке усилия исследователей фокусировались на пространственной (а также временной) организации художественных произведений[1]. Однако в последнее время появились работы, свидетельствующие о тенденции к превращению пространства в самостоятельный предмет эстетической рефлексии[2].

Полагаем, что все условия для построения эстетики пространства сегодня имеются, и пришло время наметить ее концептуальные координаты. Наша книга как раз и представляет собой попытку реализовать эту задачу В ней мы, во-первых, приложим усилия к осмыслению причин уклонения европейских мыслителей от анализа эстетического восприятия пространства, во-вторых, произведем концептуальную разметку феноменального поля эстетики пространства и, в-третьих, дадим аналитическое описание некоторых из ее феноменов в методологической перспективе феноменологии эстетических расположений (эстетики Другого).

Читайте также:  Чем вывести лишай быстро

Эстетика пространства в концептуальном поле эстетики Другого. Обычное состояние человека – быть занятым. Его сознание всегда чем-то наполнено: мыслями, представлениями, образами, символами[3]… Чаще всего оно загружено (занято) предметами повседневной озабоченности, однако бывает и так, что его внимание привлекают странные (метафизические) «объекты»: Бог, свобода, добро, время, бытие, ничто, мир… Они – давний предмет философского вопрошания. Но не только они. Не меньший интерес для философа представляют особенные, метафизически углубленные чувства и состояния. Причем иногда метафизический «элемент» углубляет восприятие пространства. Исследование метафизически особенных состояний, возникающих по ходу созерцания пространства, продолжает многолетнюю работу по концептуальному профилированию эстетики Другого (эстетики как феноменологии эстетических расположений). И прежде чем приступить к разметке феноменального поля эстетики пространства, следует напомнить о методологических принципах эстетики Другого[4].

Без артикуляции основных понятий этой эстетики многое в книге осталось бы для читателя «подвешенным в воздухе» и привело бы к неправильному пониманию ее содержания. Поэтому мы, работая над «Эстетикой пространства», посчитали необходимым подготовить ее к автономному плаванию, оснастив «корабль» навигационным оборудованием. Для этого нам придется время от времени совершать экскурсы в эстетику Другого. Ниже мы попытаемся кратко сформулировать основные, наиболее общие ее положения.

Замысел эстетики Другого предполагает сохранение связи с классической эстетикой и одновременно радикальное переосмысление ее категорий с новых методологических позиций. Такой подход позволяет инсталлировать в предметное поле эстетического познания те формы чувственного опыта, которые до настоящего времени в нем не рассматривались. Возможность расширения тематического горизонта эстетического анализа объясняется тем, что в границах феноменологии эстетических расположений эстетическое не связывается (на первом шаге) ни с какой-либо определенной предметностью, ни с какими-то особенными способностями субъекта, ни с какой-то его специализированной деятельностью. Феноменология (онтология) эстетических расположений исходит из того, что эстетическое разворачивается в точке события чувственной данности особенного, Другого. Эстетическое событийно, непроизвольно, автономно. Оно не производится специфическими свойствами предмета. Доступ к нему не гарантируется эстетической деятельностью. И предмет с его особенными свойствами, и деятельный субъект с его способностями создают лишь условия для свершения эстетического события, но сами по себе произвести его не могут. Лишь постфактум, уже после того, как событие свершилось, предмет и субъект, вовлеченные в его силовое поле, обретают эстетическую определенность (эстетическую качественность).

Источник

Прежде
чем приступить к исследованию руины во
временной перспективе есть смысл
остановиться на расположениях, с которыми
они ближайшим образом соотносятся. Речь
пойдет о старом и ветхом119.
И хотя на первый взгляд различие между
старым и ветхим кажется незначительным,
на деле оно существенно.

Эстетика
старого.

В созерцании старого мы воспринимаем
зримое
прошлое
.
Прошлое оказывается тем особенным
нашего восприятия, которое мы переживаем
как то, что само по себе заслуживает
внимания. Предметом переживания
оказывается здесь прошлое-в-настоящем.
Вещь воспринимается не как нечто наличное
(дерево, камень, дом, человек), не как
что-то отличное от других вещей по своей
«чтойности» или «этости», не как подручное
сущее, а в аспекте существования,
присутствия: в старом нам дана
долговременность существования,
его насыщенность прошлым
.
Когда нас влечет и волнует прошлое, мы
имеем дело со старым как эстетическим
феноменом. Когда вещь воспринята как
старая, мы обращены к
уже осуществившимся возможностям
.
Чтойность вещи в расположении старого
отступает на второй план, на первый план
выходит ее существование, мерой которого
оказывается время, в данном случае –
время прошедшее, отложившееся в доступном
созерцанию облике вещи.

Другое,
особенное дано в эстетике старого в
утверждающем человеческое присутствие
модусе (Другое-как-Бытие). При этом
особенное старого всегда условно,
относительно. Старое – это то, что может
стать еще старее. Старое сохраняет
способность старения (у ветхого такой
возможности нет). Время в его условных
модусах (прошлое, настоящее, будущее)
связывается чтойностью вещи. Восприятие
формы вещи в аспекте ее чтойности не
отделимо (в опыте старого) от переживания
«давности существования» этой-вот вещи.
Давность существования не способна
полностью вытеснить из области внимания
чтойность вещи, связь с которой
сохраняется, хотя и отступает на второй
план. Самый заурядный в архитектурном
отношении дом может привлечь нас своей
стариной, однако переживание
прошлого-в-настоящем трудно отделить
мыслей о том, что происходило в доме и
вокруг него 50 (80, 100, 150) лет тому назад,
иначе говоря, трудно отделить старость
как прошедшее от того, что
старо, от его истории, вписанной в историю
семьи, города, народа, человечества.

Читайте также:  Средства для лечения красного плоского лишая

Ветхое.
От старого следует отличать ветхое.
Ветхим называют то, что воспринимается
как существующее на грани бытия и
небытия. Ветхое – это то, что не может
быть иным (не может стать еще старее). У
него только одна возможность – не быть.
В фокусе внимания в данном случае
находится еще-существование вещи, а не
ее прошлое, не то, что с ней было, не то,
чему она служила и т.д. Пребывая на
границе самотождественности, такая
вещь оказывается отделена – в ее
переживании – от ее сущности, от формы,
которую она (пока еще) сохраняет. В центре
внимания находится не то, что
перед
нами (дом, забор, лавка, человек), а сама
конечность,
временность
существования
.

Ветхость
– это не
объективная характеристика

вещи, не ее свойство, это встреча с ее
конечностью. Для рациональной оценки
возможности существования даже очень
старой вещи нет объективного показателя,
который позволил бы оценить ее как
ветхую. Для внешнего (рационально
настроенного) наблюдателя вещь, какой
бы старой не была, может еще немного
состариться (на годы, месяцы, дни или
минуты)120.
Восприятие вещи как ветхой – это
эстетическое событие, в силовом поле
которого она переживается, как утратившая
возможность изменяться без утраты своей
обособленности, экземплярности. Это
вещь на острие стрелы времени.

Существование
открывается здесь как веществование.
Без формы вещь не существует как отдельная
единица, а без вещества она остается
всего лишь представлением, образом.
Смысловая определенность (понятие,
идея) не стареет и не ветшает. Вещь –
это ветшающая форма. Обнаружившаяся в
ветхом временность, конечность сущего,
а, стало быть, и временность человеческого
существования, не должна, казалось бы,
сопровождаться чувством удовольствия.
Однако опыт свидетельствует, что при
встрече с ветхим мы испытываем влечение
к нему.

В
чем же источник удовольствия от созерцания
ветхого? Переживание конечности сущего
дает возможность прочувствовать то,
благодаря чему сущее открыто человеку
в модусах настоящего, прошлого и будущего.
Такое переживание сопрягается с выходом
за пределы восприятия времени в
пространственно-подобном разделении
на прошлое, настоящее и будущее. Конечность
ставит человека не перед каким-то
временем, а перед тем, что позволяет ему
находить сущее (и себя как сущее), и
находить его как данное в том или ином
временном модусе. Переживание конечности
открывает человеку (в)не-временное как
начало временного, дает почувствовать
Другое как дистанцирующее от временного.

Данность сущего
на острие стрелы времени (переживание
конечности сущего) в силовом поле
эстетического события соединяется с
переживанием безусловно Другого,
не-сущего в его утверждающем Присутствие
(Dasein) модусе (модусе Бытия). Таким образом,
удовольствие от созерцания ветхого
сопряжено с откровением (на уровне
переживания) Другого как вневременного,
причастность к которому воссоздает в
человеке человека как чело (начало)
того, что временно, конечно.

Преэстетические
характеристики вещи и эстетическое
расположение.

Особо следует подчеркнуть то обстоятельство,
что старое и ветхое как эстетические
расположения не следует отождествлять
со старыми и ветхими вещами. Эстетическими
расположениями они становятся в момент,
когда мы захвачены переживанием старости
или ветхости как особенным. Граница
между обыденным и эстетически нагруженным
восприятием «изъеденной временем» вещи
устанавливается
не объективно и не субъективно, а
событийно
.
При этом возможность эстетического
восприятия обусловлена
внешним обликом воспринимаемой вещи.
Чтобы вещь была воспринята как старая
или ветхая, она должна производить
впечатление давно существующей.
Способность воспринимаемого нами
объекта предрасполагать к тому или
иному эстетическому событию относится
к предметным условиям такого события.
Они связаны и с характеристиками объекта
восприятия (форма, свойства, конфигурация).
(Разумеется столь же важна и расположенность
субъекта восприятия, его настроенность).
Характеристики воспринимаемого предмета
не детерминируют свершения эстетического
события, но ощутимо ему способствуют.
У предмета (у предметной среды, у
конфигурации пространства) имеются
определенные количественные и качественные
параметры, которые способствуют его
вхождению в состав одних эстетических
расположений, и исключают его участие
в других расположениях. Способность
сущего предрасполагать к тем или иным
эстетическим событиям-расположениям
мы называем его преэстетическими
характеристиками

или, иначе, его эстетическим
потенциалом
.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник