Урок по теме уход за кожей 8 класс
Урок-конференция
«Гигиена кожи»
Урок по биологии
разработала учитель
I квалификационной категории
Полиенко Я.А.
г. Таганрог
урок-конференция
«Гигиена кожи»
(8 класс)
Задачи:
Развивать гигиенические понятия о гигиене одежды, обуви, кожи.
Цели:
Образовательная: проверить понимание связи микро- и макростроения кожи, дать анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи, использования одежды и обуви, моющих средств.
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, память, умение мыслить, расширять кругозор учащихся.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение оказать первую помощь при ожогах и обморожениях.
Оборудование: коллекция средств ухода за волосами, кремы, фильтровальная бумага для определения типа кожи.
Эпиграф: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов).
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы изучали тему «Кожа – наружный покровный орган», сегодня у нас урок – конференция. Запишите число и тему урока: «Гигиена кожи, одежды и обуви».
Сегодня вашему вниманию предлагаю тему, которая для нас не является совершенно новой: правила личной гигиены.
Надо ли говорить о здоровье, физическом самочувствии молодым людям-юношам и девушкам, которые обычно здоровы? Безусловно, надо. Ведь здоровье человека во многом зависит от разумного, бережного отношения к нему в детстве и юности.
А чаще всего люди начинают проявлять интерес к своему здоровью только тогда, когда у них что-нибудь заболит. Хочется привести слова академика К.М. Быкова: «Беда наша в том, что мы впервые задумываемся о своем здоровье только в том случае, когда начинаем терять его, когда уже «поломан» механизм и нужно думать о его починке». «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».
Поэтому, чтобы не оказаться под колпаком болезни, надо настойчиво и регулярно, изо дня в день «зарабатывать» здоровье во имя собственной жизни – полноценной, долгой и счастливой.
Невозможно сохранить здоровье, не выполняя правил личной гигиены. Вы скажите, это прописные истины, надоевшие всем наставления… Но давайте сегодня мы на них взглянем под несколько иным углом.
Итак, давайте с вами вспомним а как же устроена кожа?
Первая станция «Свет, мой зеркальце, скажи»
Что такое красота? Это прежде всего здоровье, ухоженная, сияющая и упругая кожа. Она является «лакмусовой бумажкой нашего организма». Волдыри, сыпи, язвы – это как кожная проба, показывает общее состояние организма.
Чтобы кожа могла справляться с возложенными на нее обязанностями, за ней, прежде всего, нужно ухаживать, потому что она как пограничная ткань, подвергается воздействию огромного количества внешних и внутренних раздражителей.
Послушайте выступление медицинской сестры, которая вас познакомит с правилами ухода за кожей.
Уход за кожей
Нормально выполнять свою функцию может лишь здоровая кожа. Правильный уход за кожей предотвращает ее заболевание и преждевременное старение (снижение эластичности, образование морщин и складок, ухудшение цвета). С поверхности кожи необходимо регулярно удалять выделения потовых и сальных желез.
Умываться следует водой комнатной температуры, так как горячая вода снижает эластичность кожи, делает ее дряблой, а холодная нарушает нормальный отток выделений сальных желез, способствует закупорке их выводных протоков и образованию угрей.
В подростковом и юношеском возрасте усиливается потоотделение. Нередко пот за некоторое время приобретает неприятный запах. Поэтому необходимо регулярно мыть потеющие места. Потение ног нередко связано с плоскостопием, тесной, неудобной обувью. Нерегулярная мытье ног, редкая смена чулок и носков, а также употребление в пищу острых и пряных продуктов способствует потению ног и появлению неприятного запаха. Кроме того , при постоянном увлажнении и раздражении потом разрыхляется и частично повреждается эпидермис, возникают потертости и трещины, через которые в дерму могут проникнуть болезнетворные микробы. При этом образуются волдыри, язвы, проявляется зуд, жжение и боль, а также повышается утомляемость при ходьбе. Необходимо следить, чтобы обувь была сухой и не тесной. При сильном потении ног следует пользоваться имеющимися в аптеке специальными средствами ухода за кожей ног, содержащие смягчающие, вяжущие, дубящие вещества.
После такого интересного сообщения, я вам предлагаю определить тип соей кожи.
Опыт. Определение типа кожи.
Оборудование: фильтровальная бумага или бумажная салфетка.
Закрываем лицо фильтровальной бумагой и промокаем лоб, виски, нос, щеки, подбородок и другие части лица. Затем разворачиваем бумагу и рассматриваем получившийся отпечаток лица. На участках, соприкасавшихся с жирной кожей, остались жирные пятна.
Рекламная пауза.
Наша кожа любит все натуральное: витамины, экстракты трав.
Календула – мощный природный антисептик. Календула превосходно смягчает и успокаивает кожу. Настой календулы снимает излишнюю жирность кожи, он также используется для лечения и профилактики угревой сыпи.
Хорошо действуют на сухую кожу умывания отваром ромашки, перечной мяты, алоэ, календулы, окопника. Лицо можно протирать отваром льняного семени или настоем корня алтея. Настои и отвары готовятся просто: надо залить столовую ложку травы стаканом кипятка и настоять в течение 15 минут.
«Модные идеи: пирсинг»
Пирсинг. Что это? Лёгкая косметическая процедура, или же опасное внедрение металла в кожные покровы.
Мода на пирсинг – прокалывание носа, губ, сосков, пупка и даже гениталий, стала настоящим увлечение для молодежи.
Брови – в этом случаи прокол опасен, так как на расстоянии полусантиметра или сантиметра от наружного края бровей проходи нерв, который можно повредить.
Нос. В области крыльев носа скапливается жир и грязь, и этом случаи основная проблема – развитие инфекции.
Губы. Эта область особенно богата кровеносными сосудами, и при повреждении их возможно кровотечение.
Сосок. Эта зона содержит множество чувствительных нервных окончаний. У женщин прокалывание сосков может вызвать потерю чувствительности и в дальнейшем проблемы при кормлении грудью.
Пупок. В этой области необходимо соблюдение особой осторожности и стерильности, так как в непосредственной близости расположены важные органы брюшной полости.
Осторожно! Прокалывая нос, сосок и иные части тела и вставляя сережку или другие предметы, вы рискуете своим здоровьем.
Учитель: Что является производной нашей кожи? (волосы и ногти) Знаете ли Вы, что ноготь полностью возобновляется от корня до свободного края, как правило, за 170 дней. У молодых людей ногти растут быстрее, чем у пожилых. У мужчин быстрее, чем у женщин. Летом быстрее, чем зимой. Так вот, если человек болен, рост ногтей у него замедляется.
А о каких проблемах нашего здоровья нам поведают наши ногти? Итак, проведем мини – исследование.
Оказывается, по ногтям можно судить об изменениях происходящих в организме. Если на ногтях появились белые пятна – вы где-то сильно ушиблись. Продольные полоски – авитаминоз, цветные полосы говорят о том, что организм пересыщен лекарствами, которые достаточно долго принимаете.
Желтый цвет ногтей – признак анемии, коричневый оттенок – не в порядке с почками, красный – свидетельствует о повышенном давлении, сахарном диабете, ревматизме.
Учащиеся выполняют практическую работу по инструктивным карточкам на столах и делают вывод о состоянии своего здоровья.
Репортаж из салона красоты: и руки и ноги в порядке.
Уход за ногтями и волосами.
Если нерегулярно обрезать ногти и не следить за их чистотой, то под ними скапливается огромное количество болезнетворных микроорганизмов. Поэтому ногти на руках и ногах должны быть аккуратно обрезаны.
Внешность человека во многом зависит от состояния волос. Здоровые волосы мягкие, эластичные, имеют естественный блеск. Основной способ ухода за волосами – регулярное мытье.
Для улучшения роста волос полезно время от времени немного подрезать их концы, особенно если они начинают расщепляться. На питание, а следовательно, и на росте волос неблагоприятно отражается переохлаждение: происходит сужение поверхностных кровеносных сосудов и ухудшение кровоснабжения.
В среднем мы пять раз обходим вокруг Земли, накручивая километр за километром. Однако, заботясь о волосах и коже, до пяток «руки доходят», как правило, тогда, когда они напоминают о себе дискомфортом и усталостью. Неудобная колодка, слишком узкая обувь, высокие каблуки – вот наша благодарность ногам за то, что они верой и правдой служат нам всю жизнь.
Если вам пришлось много ходить или стоять, и вечером ноги гудят от усталости, обязательно побалуйте их ванночками, добавляя в воду специальные составы, которые предлагают косметические фирмы. Однако можно справиться и собственными силами.
Приготовьте настой мяты – четыре столовых ложки мяты на три литра кипятка. Настаивать 30–40 минут, затем добавит воду.
Для улучшения кровообращения полезно применять смесь поваренной соли и хвои ели – по одной столовой ложке на литр кипяченой воды.
После ванны смажьте ноги смягчающими кремами, содержащими витамины А и Е. кожа ступней станет эластичной.
Учитель:Каждый мечтает об одежде, которая не промокала бы под самым сильным дождём, но свободно пропускала бы воздух. Чтобы она не выцветала, не мялась и не рвалась, и её можно было бы носить хоть сто лет. И такая необыкновенная одежда существует. Это наша кожа. А какая одежда ей подойдет, нам расскажут наши консультанты.
(«Модные акценты»)
Одежду из льняной ткани называют «естественным кондиционером», за её потрясающую способность «дышать». Одежда изо льна мало пачкается, прекрасно впитывает влагу, при этом быстро высыхает. Японские медики определили, что лен лечит. У людей прикованных к постели, не бывает пролежней, если они лежат на льняных простынях. Если носить льняную одежду, проходят многие кожные болезни – от элементарной кожницы до хронических экзем.
Ткань их хлопка – очень прочная, удобная в носке, хорошо переносит воздействия высоких температур. Хлопок не греет, поэтому это идеальная ткань для пошива летней одежды. Однако хлопок быстро впитывает пот, по этому вещи из этого материала быстро пачкаются.
Учитель: Всё знать конечно невозможно. Но некоторые сведения об уходе за кожей знать необходимо всем!
В завершении, чтобы проверить себя, свои знания об уходе за кожей определите какие высказывания истинные, а какие ложные.
Задание: 1.Сухую кожу надо чаще мыть с мылом (ложь – мыло смывает защитный слой, вырабатываемый кожными железами).
2.Наше настроение не влияет на состояние кожи и волос (ложь – стресс – нарушение обмена веществ).
3. Жирная пища являются причиной прыщей (правда – хорошо сбалансированная пища важна для состояния кожи).
4.Использование косметических средств может ухудшить состояние кожи (ложь/правда – молодой коже, в период полового созревания, лучше оставаться открытой).
5.Употребление поливитаминов зимой улучшает состояние кожи (правда).
6.Летом нужно ходить в синтетической одежде, это красиво и не жарко (ложь – не пропускает воздух, тело потеет – тепловой удар).
7.Кожа становится сальной при занятиях спортом и физической работой? (нет, при занятиях спортом, физической культурой улучшается кровоснабжение кожи и всех органов тела, поэтому кожа будет здоровой, упругой).
8.Чтобы кожа выглядела красивой, надо совсем исключить из рациона жиры? (нет, нельзя исключать из рациона жиры, питание должно быть сбалансированным, иначе кожа будет тусклой, невзрачной).
9.Выдавливание угрей поможет быстрее избавиться от них? (нет, выдавливание прыщей может привести к возникновению и распространению инфекции, вплоть до заражения крови, На коже могут остаться раневые рубцы).
10.Закаливание влияет на состояние кожи, она становится упругой и эластичной? (да, так как улучшается кровоснабжение кожи).
11. Если ходить зимой без шапки, то волосы будут закаливаться и выглядеть красиво? (нет, от мороза сосуды суживаются, нарушается кровоснабжение волос, они становятся ломкими и выпадают).
Учитель: А сейчас я хочу предложить вам решить биологический кроссворд (устная, фронтальная работа).
Наружный слой кожи (эпидермис);
Второе название кожи (дерма);
Заболевание, проявляющееся в избыточном росте волос (гипертрихоз);
Раздел медицины, изучающий строение и функции кожи (дерматология);
Возрастная «апельсиновая» корка на коже (целлюлит);
Самая тонкая кожа расположена на… (веки)
Учитель: К сожалению, сегодня, не все способы и средства по уходу за кожей были названы. Надеюсь, что какие-то практические советы наших консультантов Вы возьмете себе на вооружение? А если у вас возникли вопросы, напишите нам. В заключении я предлагаю составить свод правил по уходу за кожей. И не забывайте Ваше здоровье в ваших руках.
Домашнее задание.
Разработать свод правил по уходу за кожей и ее производными.
Приложение.
Рабочий лист учащегося.
Определение типа кожи (Практическая работа)
Гигиена кожи «Старые истины на новый лад»
Фамилия__________________________ Имя____________________
1. Практическая работа « Определение типа кожи»
Цель работы: определить свой тип кожи.
Оборудование: бумажная салфетка.
Ход работы.
Прижмите к коже лица тонкую бумажную салфетку.
Кожа
жирная
сальный секрет отпечатался лишь
на Т-образной зоне (лоб, нос, подбородок)
Кожа
комбинированная
салфетка осталась чистой
Кожа
сухая
сальные пятна едва заметны по всей поверхности
Кожа
нормальная
Мини -исследование
2. Исследование ногтей на пальцах рук.
Цель: узнать о возможных изменениях, происходящих в организме.
3. Ваши правила по уходу за кожей.
4. На Заметку.( Какой практический совет Вы возьмете на заметку для дальнейшего применения)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Хочу проконсультироваться. (Какой вопрос Вы хотели бы задать нашим консультантам?)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Тема урока:
«Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.»
Цели:
обучающая – сформировать представление о правилах ухода за кожей и её производными – ногтями и волосами; знания о гигиенических требованиях по уходу за кожей с точки зрения её анатомических и физиологических особенностей; выявить причины и признаки кожных заболеваний и травм кожи: ожогов и обморожений;
развивающая – развивать память, логическое мышление, воображение с помощью мыслительных приёмов: анализ, синтез, обобщение и систематизация, установление аналогии; продолжить формирование практических навыков в процессе исследования;
воспитывающая – воспитывать культуру здорового образа жизни.
Планируемые результаты обучения:
учащиеся должны знать:
- элементарные правила личной гигиены
- причины и признаки кожных заболеваний
- причины и признаки трав кожи
учащиеся должны уметь:
- определять тип кожи
- распознавать кожные заболевания
- оказывать первую доврачебную- помощь
Личностные УУД: формировать навыки, способствующие применение биологических знаний в повседневной жизни развить умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.
Метапредметные УУД: коммуникативные – проявлять исследовательскую деятельность, распределять роли в группе; регулятивные – работать по плану, сверять свои действия с целью; познавательные – выявлять причины и следствия простых явлений.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: интерактивная доска, компьютер.
Методы: наглядные, практические, проблемного изложения, частично поисковый, поисково-исследовательский.
Оборудование: салфетки, лупы.
Ход урока:
I. Организационный этап
Предлагаю определить готовность к уроку, создаю положительный настрой на урок. Здравствуйте! Как настроение? Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов в работе.
II. Актуализация опорных знаний.
- Фронтальный опрос.
- Из каких слоёв состоит наша кожа?
- Какие функции выполняет кожа?
- Почему образуется загар?
- Работа на интерактивной доске.
- Назвать три слоя кожи и обозначить их на рисунке.
- Указать цифры, которыми на рисунке обозначены составные части кожи.
III. Этап подготовки учащихся к изучению нового материала
Одеяло убежало,
улетела простыня.
А подушка как лягушка,
ускакала от меня.
Я за свечкой –
свечка в печку.
Я за книжкой –
та бежать и взвалилась под кровать.
Демонстрируется предметы личной гигиены: мыло, шампунь, мочалка, ножницы, расчёска, крем.
– Посмотрите на эти вещи. Каким одним словом мы можем их объединить? (ученики называют тему урока).
Сегодня поговорим на тему, которая для вас не является совершенно новой: о правилах личной гигиены.
Предлагаю ученикам озвучить цели урока:
1. Знать: как ухаживать за кожей, волосами, ногтями, степени ожогов и обморожений.
2. Уметь: оказывать первую помощь при обморожениях и ожогах.
3.Научиться: ухаживать за кожей, волосами, ногтями, одеждой.
Надо ли говорить о здоровье, физическом самочувствии молодым людям, которые обычно здоровы? Безусловно, надо. Ведь здоровье человека во многом зависит от разумного, бережного отношения к нему в детстве и юности. А чаще всего люди начинают проявлять интерес к своему здоровью только тогда, когда у них что–нибудь заболеет.
Хочется привести слова академика К. М. Быкова: «Беда наша в том, что мы впервые задумываемся о своём здоровье только в том случае, когда начинаем терять его, когда уже поломан механизм и нужно думать о его починке». Вот уж поистине что имеем – не храним, потерявши – плачем. Поэтому, чтобы не оказаться в плену у болезни, надо настойчиво и регулярно, изо дня в день «зарабатывать» здоровье во имя собственной жизни – полноценной, долгой и счастливой. Нельзя сохранить здоровье, не выполняя правил личной гигиены.
Чтобы достичь поставленных нами целей, вам необходимо дружно работать на уроке. Некоторым ученикам было дано опережающее задание: приготовить сообщения и презентации по теме урока.
IV. Изучение нового материала
– А что же на ваш взгляд является показателем вашей внешней красоты? (Здоровье, ухоженная сияющая и упругая кожа).
На коже 250 тыс. холодовых и 30 тыс. тепловых рецепторов.
Температура кожи различна:
36,60 – в подмышечной впадине
340 – на животе
20-250 – на лице
37,5-380 – кровь, внутренние органы
Уход за кожей.
Нормально выполнять свою функцию может лишь здоровая чистая кожа. Правильный уход за кожей предотвращает ее заболевания и преждевременное старение (снижение эластичности, образование морщин и складок, ухудшение цвета). С поверхности кожи необходимо регулярно удалять выделения сальных и потовых желез. Умываться следует водой комнатной температуры, так как горячая вода снижает эластичность кожи, делает ее дряблой, а холодная нарушает нормальный отток выделений сальных желез, способствует закупорке их выводных протоков и образованию угрей.
В подростковом и юношеском возрасте усиливается потоотделение. Нередко пот за какое-то время приобретает неприятный запах. Поэтому необходимо регулярно мыть потеющие места.
Потение ног нередко связано с плоскостопием, тесной, неудобной обувью. Нерегулярное мытье ног, редкая смена чулок и носков, а также употребление в пищу острых и пряных продуктов способствуют потению ног и появлению резкого неприятного запаха. Кроме того, при постоянном увлажнении и раздражении потом разрыхляется и частично повреждается эпидермис, возникают потертости и трещины, через которые в дерму проникают болезнетворные микроорганизмы. При этом образуются волдыри, язвы, появляются зуд, жжение и боль, а также повышенная утомляемость при ходьбе.
Необходимо следить, чтобы обувь всегда была сухой и не тесной. При сильном потении ног следует пользоваться имеющимися в аптеке специальными средствами ухода за кожей ног, содержащими смягчающие, вяжущие, дубящие вещества.
Практическая работа « Определение типа кожи»
Цель работы: определить свой тип кожи.
Оборудование: бумажная салфетка.
Ход работы:
-Какие типы кожи вам известны?
-Различают 4 основных типа кожи: нормальная, сухая, жирная и комбинированная.
-Прижмите к коже лица тонкую бумажную салфетку.
-Теперь рассмотрите вашу салфетку. Что вы заметили?
-Попробуйте самостоятельно определить ваш тип кожи.
Кожа жирная, если на всех участках салфетки остались явно выраженные жирные пятна.
Кожа комбинированная, если сальный секрет отпечатался, лишь на Т-образной зоне (лоб, нос, подбородок)
Кожа сухая, если салфетка осталась чистой.
И, наконец, кожа считается нормальной, если сальные пятна едва заметны по всей поверхности.
-И так мы с вами определили свой тип кожи. А теперь самое время узнать, что подходит для нашей кожи, а что нет.
-Какими средствами по уходу за кожей вы пользуетесь?
Уход за ногтями и волосами (сообщение)
Если нерегулярно обрезать ногти и не следить за их чистотой, под ними скапливается огромное количество болезнетворных микроорганизмов. Поэтому ногти на руках и ногах всегда должны быть аккуратно обрезаны.
Внешность человека во многом зависит от состояния волос. Здоровые волосы мягкие, эластичные, имеют естественный блеск. Основной способ ухода за волосами — регулярное мытье.
Для улучшения роста волос полезно время от времени немного подрезать их концы, особенно если они начинают расщепляться. На питании, а следовательно, и на росте волос неблагоприятно отражается переохлаждение: происходит сужение поверхностных кровеносных сосудов и ухудшение кровоснабжения.
Ежедневно выпадает до 100 волос, столько же вырастает.
Волосы головы вырастают на 15 см/год.
Цвет волос определяется количеством пигмента.
- мыть волосы не реже 1 раза в 6 дней
- защита от солнца = пересыхают, ломкие, выпадают
- не охлаждать = увеличение слоя ПЖК = нарушение кровоснабжения = облысение
-Как вы думаете, за какой срок возобновляется ноготь?
Ноготь полностью возобновляется от корня до свободного края, как правило, за 170 дней. У молодых людей ногти растут быстрее, чем у пожилых. У мужчин быстрее, чем у женщин. Летом быстрее, чем зимой. Так вот, если человек болен, рост ногтей у него замедляется.
Гигиена одежды и обуви.
Одежда должна быть легкой и не стеснять движений. Плотные, не пропускающие воздух синтетические материалы оправдывают себя лишь в виде ветрозащитной наружной зимней куртки, надеваемой поверх теплого шерстяного свитера. Ни одним из требований гигиены одежды нельзя пренебрегать ради моды. Следует помнить, что истинно модная одежда разумна и никогда не вступает в противоречие с интересами сохранения здоровья.
Обувь должна быть сухой, а зимняя — и теплой, так как охлаждение ног способствует возникновению простудных заболеваний. Тесная обувь сдавливает ногу, деформирует стопу, усиливает склонность кожи к потоотделению. Если обувь на резиновой подошве, в нее следует вложить войлочную стельку и регулярно следить, чтобы она не была влажной. Вредна обувь на очень высоком каблуке, так как неправильное положение стопы с опорой преимущественно на пальцы ведет к их деформации, резко уменьшает площадь опоры и устойчивость тела. В обуви на высоком каблуке легче потерять равновесие и подвернуть ногу, особенно если каблук тонок. Многие травмы ног связаны с неудобной обувью.
Причины кожных заболеваний (сообщение)
Неправильное питание. Избыточное питание ведет к тому, что кожа краснеет и приобретает сальный вид. Потребление алкогольных напитков и табака ведет к отечности и дряблости кожи, так как нарушается состояние кожных сосудов.
Недостаток витаминов. На состоянии кожи сказывается и недостаток витаминов. Так, при гиповитаминозе А кожа становится сухой, шероховатой. Недостаток витамина В2 приводит к трещинам в углах рта («заедам»), ногти становятся ломкими. При недостатке витамина С возможны мелкоточечные кровоизлияния, связанные с повышенной проницаемостью мелких кровеносных сосудов.
Гормональные нарушения. Состояние кожных покровов в большой степени зависит от состояния эндокринной системы. У подростков в связи с половым созреванием может изменяться состав секрета сальных желез. Он становится более вязким и легко закупоривает отверстия выводных протоков этих желез. При попадании в них болезнетворных микробов происходит воспаление — образуются угри. Чтобы угрей было меньше, следует избегать жирной и горячей пищи, острых приправ, а также лучше следить за чистотой кожи.
Грибковые и паразитарные заболевания кожи. Стригущий лишай — одно из распространенных грибковых заболеваний кожи. Свое название он получил потому, что волосы на пораженных местах обламываются у корней и создается впечатление, будто бы их выстригли. Существуют две формы этой болезни. Одна поражает лишь верхние слои кожи и встречается только у человека. Другая форма болезни более тяжелая, бывает и у людей, и у животных, причем наиболее часто люди заражаются ею от больных кошек и собак. Болезнь требует обязательного лечения. Стригущий лишай очень заразен. Общее полотенце, чужая одежда, общение с больными животными могут стать причиной заражения.
Внутрикожный паразит — чесоточный зудень является возбудителем заразной и очень опасной болезни — чесотки. Самки клещей после спаривания прогрызают подкожные ходы и откладывают там яйца. Вылупившиеся личинки питаются тканями кожи. Наиболее часто поражаются промежутки между пальцами, кожа живота и ягодиц. В случае заболевания необходимо срочно обратиться к врачу. Чесотка излечима.
Травмы (презентация)
Среди повреждений кожи чаще всего встречаются ожоги и отморожения. Ожоги бывают химические и термические. Химические ожоги вызываются попаданием на нее различных едких веществ. Если ожоги возникли от попадания на кожу кислоты или щелочи, то прежде всего необходимо смыть реактив большим количеством воды. Затем, если ожог был от кислоты, полезно пораженную часть кожи промыть 2%-м раствором соды. Если кожа пострадала от щелочи, то лучше воспользоваться 1%-м раствором уксусной или лимонной кислоты.
Термические ожоги бывают четырех степеней. При ожоге I степени кожа краснеет. При ожогах II степени на месте ожога образуются пузыри, наполненные тканевой жидкостью. При ожогах III степени возникают более серьезные нарушения. При IV степени ожога кожа даже обугливается.
При ожогах I и II степени пораженное место достаточно промыть холодной водой, а потом обработать спиртом или одеколоном. При ожогах более высоких степеней необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку и отправить пострадавшего в медицинское учреждение.
Обморожения( (презентация)
Переохлаждение кожи вызывает сужение ее кровеносных сосудов, что проявляется побелением кожных покровов. Кожа при этом теряет чувствительность.
При обморожении слабой степени достаточно растереть кожу мягкой тканью до покраснения и восстановления чувствительности. При более сильном обморожении следует сделать теплоизолирующую повязку и дать пострадавшему горячее питье. Важно, чтобы отогревание тканей происходило изнутри за счет восстановления кровообращения. Теплоизолирующую повязку готовят так: отмороженный участок обкладывают ватой и тщательно укутывают, например теплым платком.
V. Этап проверки усвоения знаний
Памятка по уходу за кожей, ногтями и волосами:
- ежедневно мыть с мылом кожу лица и тела водой комнатной температуры;
- для предупреждения появления подростковых угрей воздерживаться от жирной, горячей, острой пищи, умывания холодной водой;
- регулярно обрезать ногти и следить за их чистотой;
- регулярно мыть волосы в зависимости от их жирности;
- не допускать переохлаждения волос, чтобы не нарушались их питание и рост;
постоянно подрезать концы волос для уменьшения их расщепления.
Использование кейс – метода.
Задача №1
Девочки – первокурсницы из кулинарного техникума – Валя и Рита собираются на дискотеку.
Рита говорит Вале: «Твоя голубая кофточка так подходит к моей юбочке. Можно я сегодня её одену на дискотеку?»
Валя ответила: Конечно можно, а я можно надену твои серёжки, они так мне нравятся». «Одевай» – ответила Рита. Объясните поведение девочек с точки зрения гигиены.
Задача №2
Ученик 8 класса Витя после соревнований по баскетболу пришёл домой. Родители сказали, что они приглашены к знакомым в гости. Витя быстро переоделся в чистую одежду, вылил на себя полфлакона туалетной воды и сказал родителям: «Я готов».
На это мама ему сказала: «В гостях мне за тебя будет стыдно». Почему так сказала мама?
Задача №3
Общежитие. Комната мальчиков.
Коля вбегает в комнату и говорит: «Какой на улице дождь! У меня промокли ноги .»
Он быстро снял носки и бросил их на горячую батарею, затем одел тёплые носки Сергея, чтобы ноги согрелись. Всё ли верно сделал Коля?
Задача №4
При попадании кислоты на кожу необходимо смыть кислоту под струёй воды и обработать поражённое место 1-%-ным раствором уксусной кислоты. Верно ли это?
Задача №5
Саша обжёг руку кипятком. Бабушка сразу же смазала место ожога гусиным жиром.
Верно ли это?
Задача №6
Катя зашла в комнату к старшей сестре и попросила массажную расчёску. Сестра ответила: «Нет».
Почему сестра ей отказала?
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Будем составлять кластер. Перед каждой группой лежит чистый лист бумаги, в центре мы пишем ключевое слово «кожа», а от него в разных направлениях должны рассыпаться основные понятия темы в виде слов, схем, рисунков.
VII. Этап информации учащихся о д/з: п. 40, выучить памятку, полученную на уроке и провести эксперимент с шампунем ( задание №3 на странице 262 учебника).
Источник