Уход за кожей школьников
Беседа «Маленькие чистюли».
Цель занятия: выяснить, что правила гигиены помогают человеку быть здоровым, веселым, активным, что в основе человеческой красоты лежит еще и опрятность, чистота. Воспитывать в детях желание соблюдать правила гигиены.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели и задач
Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила. Гигиена – это те действия, выполнения которых, поддерживают свое тело и жилище в чистоте, и не болеют. Этой теме и посвящен «Урок здоровья»
3. Основная часть
-Как вы думаете, что значит «личная гигиена»?
– Правильно, личная гигиена школьника – это значит уход за своим телом, содержание его в чистоте. Насколько это важно и необходимо, мы узнаем на уроке.
2. Чтение и анализ стихотворения М.Стельмах «Аист моется».
По воде под ивняком
Ходит аист босиком,
Потому что эта птица
По утрам привыкла мыться.
Клювом трогает лозу,
На себя трясет росу.
И под душем серебристым
Моет шею чисто – чисто,
И не хнычет: «Ой, беда,
Ой, холодная вода!»
– Что рассказал поэт про аиста?
– А что такое, ребята, «тело»?
– Чем покрыто наше тело?
– Рассмотрите кожу на своих руках, обратите внимание на то, что кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движениях.
Кожа – надежная защита организма.
Кожа равномерно покрывает все тело, но это не только оболочка, а сложный орган со многими функциями. Кожа состоит из трех слоев. Первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные и потовые железы. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
Кожа защищает наше тело от болезней. Когда мы бегаем, нам становится жарко, на коже появляются капельки пота. На коже есть тонкий слой жира. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир, пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой, она перестает защищать наше тело. Грязная кожа может принести вред здоровью. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания.
Уход за кожей.
Главный способ ухода за кожей – мытье. Тогда с кожи удаляются пыль, жир, пот, микробы. Мыть тело надо 1-2 раза в неделю. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется 1,5 млрд. микробов.
Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею, кожу подмышечных впадин.
Как правильно умываться.
– При нормальной коже надо умываться ежедневно.
– С мылом умываться 2 – 3 раза в неделю, так как частое умывание с
мылом обезжиривает кожу.
– Нельзя умываться холодной водой, так как сужаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой.
– Нельзя умываться все время очень теплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее, кожа становится вялой.
– Надо умываться то горячей, то холодной водой.
– После умывания надо тщательно вытирать лицо. Иначе кожа будет обветриваться, шелушиться
Памятка
1.Подготовка к умыванию (мыло, полотенце).
2.Умываться лучше всего раздетым до пояса.
3.Сначала хорошо с мылом вымыть руки под струей воды, проверить чистоту ногтей.
4.Затем уже чистыми руками мыть лицо, уши, шею.
5. После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем
Игра «Отгадай загадки»
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло)
Горяча и холодна,
Я всегда тебе нужна.
Позовешь меня – бегу,
От болезней сберегу. (Вода)
Когда едим – они работают.
Когда не едим – они отдыхают.
Не будем их чистить – они заболят. (Зубы)
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
– Ребята, особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради ит.д., беретесь за дверные ручки, притрагиваетесь к различным предметам в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая для глаз. С немытыми руками эта грязь попадает сначала в рот, а затем в организм. Необходимо соблюдать «Правила личной гигиены» и тогда вы будете здоровы.
Стихотворение «Это полезно знать!»
Гигиену очень строго
Надо соблюдать всегда…
Под ногтями грязи много,
Хоть она и не видна.
Грязь микробами пугает;
Ох, коварные они!
Ведь от них заболевают
Люди в считанные дни.
Если руки моешь с мылом,
То микробы поскорей
Прячут под ногтями силу
И глядят из-под ногтей.
И бывают же на свете,
Словно выросли в лесу,
Непонятливые дети:
Ногти грязные грызут.
Не грызите ногти, дети,
Не тяните пальцы в рот.
Это правило, поверьте,
Лишь на пользу вам пойдет.
А сейчас я предлагаю вам прослушать песню “Улыбка” из мультфильма “Крошка Енот”. Прослушивание песни.
– Почему дружба начинается с улыбки?
– А всегда ли приятно смотреть на улыбающегося человека?
– Какую роль здесь играют зубы?
Рассказ учителя о происхождении зубной щетки.
Зубной щетке уже много лет. Придумал ее еще первобытный человек. Выглядела она
совсем не так. Это была обыкновенная палочка с разжеванным концом. До сих пор в Индии на базарах продают щетки такого типа веточки дерева нем. Для чистки зубов достаточно веточку зачистить от коры и пожевать. Зубы очищаются, а сок, который при этом выделяется, хорошо укрепляет зубы и десны. Древние египтяне в качестве зубного порошка использовали золу. Использовали золу в качестве зубного порошка и партизаны во время войны. Ученый, который изобрел микроскоп, придумал чистить зубы солью. Он прожил 91 год, и у него никогда не болели зубы. Но такой порошок не всем нравится. Во времена Петра I в России зубы чистили влажной тряпочкой, макая ее в толченный мел. И только в 20-е годы XIX века на смене тряпочке пришла зубная щетка. Она была необычной формы: щетинки находились с двух сторон, и держать ее приходилось посередине. В порошок стали добавлять немного воды, вещества, которые убивают микробов. Так появилась зубная паста.
Выведение правил гигиены.
– Для чего нужно соблюдать правила гигиены?
– Какие еще правила гигиены нужно соблюдать, чтобы быть красивым, здоровым, опрятным?
(Записать на доске.)
Красота, здоровье, опрятность:
– чистить зубы 2 раза в день;
– мыть руки перед едой;
– соблюдать режим дня;
– заниматься спортом;
– закаляться;
– содержать вещи в чистоте;
– соблюдать правила культуры поведения.
4. Подведение итогов
Источник
Цель: Воспитанники ознакомятся с особенностями правил личной гигиены и ухода за кожей лица в период подросткового возраста.
Задачи:
— формирование простейших навыков ухода за кожей лица; коррекция сознания воспитанников по отношению к своей внешности; развитие эстетического вкуса.
– создание творческого поля деятельности, воспитание культуры здоровья.
Орг.момент.
Тематическая беседа.
Начну я наше занятие словами древнего философа Цицерона: « Лицо зеркало души»
-Как вы понимаете данное выражение? (ответы детей)
Совершенно верно, наше лицо показывает все то что мы чувствуем, все наши переживания и даже, то как мы питаемся.
А вот еще одно понятие для размышления Гигиена.
Как вы понимаете это слово? (ответы детей)
Давайте обратимся к Векипедии- интернет энциклопедии. (Волков Гриша)
Гигие́на — (греч. hygieinos здоровый) область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая правила, направленные на предупреждение заболеваний, укрепление здоровья и продление жизни.
Таким образом, гигиена- это правила как предупреждать болезни, укреплять здоровье для того, чтобы жить долго и счастливо.
– Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить? Правильно, речь сегодня пойдет об уходе за лицом. Мальчики сейчас подумали, «а нам- то это зачем?». Я отвечу, затем, что проблемы подросткового возраста, к сожалению, есть и у мальчиков.
– Что сейчас (в подростковом возрасте) происходит с вашим организмом, с вашим лицом?
Подростковый период не зря считают одним из самых непростых этапов. Взросление и перестройка организма происходят по всех фронтам, вызывая физиологические и эмоциональные трудности. Гормональная буря не оставляет незамеченной и кожу. Активная работа сальных желез провоцируют жирность кожи, что зачастую приводит к закупориванию пор, прыщам и угрям.
До этого классного часа вы написали свои проблемы связанные с вашим лицом, которые вас беспокоят. Я эти проблемы свела в таблицу, и сегодня мы с вами попробуем разобраться и решить их.
Для того чтобы выбрать уход, необходимый именно твоей коже, следует сначала определить ее тип. Давайте определим свой тип кожи с помощью специальных средств.(раздача тестеров) Существует четыре основных типа кожи: нормальный, сухой, жирный и комбинированный. Нормальная кожа лица: Для нормальной кожи характерен ровный, гладкий тон, мягкая текстура, отсутствие явных дефектов, покраснений и шелушений. Поры не расширены, поверхность кожи не сухая и не жирная.
Ухаживать за такой кожей просто, надо по утрам очищать (т.е умываться) кожу обычной водой, пенкой или детским мылом. И увлажнять специальным кремом.
Сухая кожа лица: Сухую кожу можно определить по тусклости, шелушению, зуду и абсолютно невидимым порам. Умываться таким людям рекомендуется отстоянной 8-12 часов водой, отфильтрованную или смягченную содой. Сухая кожа лица нуждается в постоянном увлажнении и питании, для того чтобы повысилось сопротивление кожи.
Жирная кожа лица: Жирная кожа характеризуется открытыми порами, жирным блеском, прыщами и угрями. Такая кожа наиболее подвержена образованию прыщей. Некоторые специалисты полагают, что стресс, вызванный, например, экзаменами, может усугубить ситуацию с прыщей. Очищать кожу лица с повышенной жирностью необходимо три раза в день, но уж утром и вечером это делать просто обязательно
Комбинированная кожа лица: Для комбинированной кожи характерно наличие повышенной жирности в так называемой Т-зоне (лоб, нос, подбородок) и сухости на других участках. Основной уход заключается в том, что с помощью специального средства для умывания вы отчищаете кожу. Оно должно соответствовать комбинированному типу, поскольку использование для нормальной или сухой кожи даст недостаточное очищение, а применение очищающего средства для жирного типа кожи будет очень подсушивать ее.
Таким образом, делаем вывод. Что для каждого типа кожи существует свое средство по уходу.
И чтобы закрепить результат, мы с играем в игру, которая называется «Найди свое средство» . Для этого я попрошу выйти, ко мне двух человек. Их задача заключается в том, чтобы из всего множества баночек с кремами и лосьонами выбрать, то средство, которое, вы считаете, подходит к вашему типу лица.
– Почему ты выбрал это средство?
Игра.
– Молодцы! Но мы говорим о подростковой коже, о ее проблемах. А какие проблемы, еще раз проговорим, беспокоят подростков. Прыщи, угревые точки.
Причины проблем с кожей.
Неправильный уход за кожей, нехватка витаминов, неполноценный сон и неправильное питание (чипсы, газированные напитки, сладкие соки, кириешки, лапша), курение, алкоголь значительно усугубляют состояние кожи.
И каждому, столкнувшемуся с этой проблем, рано или поздно приходит мысль, а как же избавиться от прыщей и успокоить раздраженный кожный покров?
В косметологии представлен целый ряд средств для проблемной кожи, так же существуют различные мази от угревой сыпи. Очень много средств народной медицины, которые помогают справится с этой проблемой. Но прежде чем мы перейдем к практической части, надо немного отдохнуть.
Физминутка.
Игра «Самый внимательный»
Встаньте те у кого в имени есть буква М
Присядьте те, у кого комбинированная кожа.
Поднимите правую руку мальчики
Поднимите правую ногу девочки
Погладьте себя по голове хорошие дети
Повернитесь к окну, те у кого серые глаза.
Повернитесь к соседу с лева и улыбнитесь.
Практическая часть
А вот теперь давайте приступим к практической части нашего занятия. И дня начала мы познакомимся с простыми правилами ухода за лицом. Я прошу выйти ко мне одного добровольца.
- очищение;
- отшелушивание
- тонизирование
- увлажнение
Как мы уже говорили сейчас очень много разных средств для ухода за проблемной кожей, но я вас познакомлю с простыми, недорогими средства, которые можно приготовить из простых продуктов. Я предлагаю вам еще одну игру «Салон красоты». Разделитесь, пожалуйста, на две группы. Я вам раздам карточки с рецептами простых масок для ухода за лицом, а вы должны будите приготовить ее группой.
Рецепт 1. Дрожжевая маска.
Подростковая маска должна обладать бережным и в то же время эффективным воздействием на кожу, чтобы снять воспаление и подсушить угревую сыпь. На отлично справится с такой задачей дрожжевая маска. Для её приготовления растворите столовую ложку сухих дрожжей в небольшом количестве теплой воды до получения густой массы, напоминающей по консистенции сметану. В приготовленную смесь добавьте 1 чайную ложку свежего сока лимона и тщательно размешайте. Маску нанесите ровным слоем на 15-20 минут. Смойте теплой водой. Процедуру повторяют 2-3 раза в неделю курсом 10-15 масок.
Рецепт 2. Маска на основе соды.
Еще один рецепт подростковой маски, который поможет остановить воспалительный процесс и подсушить прыщи. Необходимо заметить, что воздействие данной маски достаточно агрессивно, поэтому её не рекомендует применять ежедневно, не смотря на очевидную эффективность. Частота её использования не должна превышать 2-х раз в неделю. Для приготовления маски пищевую соду в равных количествах смешивают с мелкой кухонной солью (по 1 чайной ложкой), и добавляют к полученной массе 1 чайную ложку очищенной воды или обыкновенного тоника. Маску аккуратными движениями наносят на кожу, не травмируя её. Особое внимание удаляют проблемным участкам лица. После того, как маска на лице подсохла (5-10 минут), её также бережно удаляют с помощью влажного диска. Курс содовых масок не должен превышать 10-15 процедур, после чего необходимо сделать перерыв, или сменить рецепт подростковой маски на другой.
Рецепт 3. Яично-белковая маска для подростковой кожи
Взбить яичный белок, растереть его с сахарным песком (чайной ложкой) и снова взбить. Половину получившейся смеси нанести на лицо и дождаться её полного высыхания, а затем уже нанести поверх застывшей маски повторный слой.
Игра.
– Маски вы приготовили, а сейчас мы будем учиться на как правильно наносить их на лицо. Для этого в группе выберите модель и по массажным линиям наносите маску, стараясь не попадать на область глаз и рта. Маску мы подержим на лице примерно 10-15 минут, затем смоем. После этого нанесем крем. Эти маски способствую подсушиванию прыщей, питают и увлажняют кожу.
Рефлексия .
-Давайте подведем итог. Что необходимо помнить при уходе за лицом?
1. Обязательно умываться два раза в день
2.Помнить четыре шага ухода за кожей:
-очищение;
-отшелушивание
-тонизирование
-увлажнение или питание.
3. для каждого типа кожи существует свое средство по уходу
4. Правильно питаться
5. Отказаться от вредных привычек
Сегодня на нашем занятии я постаралась помочь вам в решении ваших проблем с кожей лица. Надеюсь, мои советы вам пригодятся. И нынешние проблемы в дальнейшем вас не побеспокоят. Я вам подарю небольшие памятки «Как ухаживать за лицом». В конце я хочу вернуться к эпиграфу занятия «Лицо зеркало души». Очень хочу, чтобы ваши лица излучали только счастье и красоту. Спасибо вам за урок.
Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 8 вида 16»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора По воспитательной работе _______И.И.Стогова «__»__________2015г. |
Открытое занятие в ГПД 7 «б»
«Как ухаживать за своим лицом»
Автор – составитель:
Н.Ю. Кочнева
воспитатель ГПД
7 «б» класса
г.Николаевск-на-Амуре
Источник
Гульдана
Лекция «Правила личной гигиены школьника»
«Правила личной гигиены школьника»
1 Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.
2 Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.
3 Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета. При пользовании туалетом
учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, соблюдать правила личной гигиены.
4 Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.
5 Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.
6 Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные
стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.
7 Следите за чистотой своей одежды, обуви.
8 Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома. Дома носите мягкую
домашнюю обувь, для спортивных занятий используйте спортивную обувь.
9 Помогайте учителю и дежурным в поддержании порядка в классе, помогайте родным в
домашней уборке.
10 Важным элементом личной гигиены является правильная организация режима дня. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует
сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих режим дня, наблюдают отставание в умственном и физическом развитии. Соблюдение режима дня — это не только условие формирования хорошего психического и физического здоровья, но и выработки стереотипа поведения во время работы и отдыха. Соблюдайте режим дня!
Режим дня – это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток. Основной его целью является обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования.
Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма.
Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до13 часов.
Второй подъём в 16-18 часов более низкой интенсивности и продолжительности.
Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору.
В школьный период у ребенка наблюдаются процессы роста, сложная перестройка
обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга, эти процессы связаны с окончательным созреванием и формированием взрослого человека.
Режим питания школьников зависит от особенностей обучения в школе, нагрузки школьника, занятий спортом, общественной работой и других моментов.
Неотъемлемой частью режима питания школьников является горячее питание, поэтому не следует замещать горячее питание буфетной продукцией.
В недельный режим школьникадолжны быть включены:
приём ванны или посещение бани, обрезание ногтей на руках и ногах и очистка ногтевого ложа, стрижка и мытьё волос.
Каждый ребёнок должен иметь личные принадлежности: полотенца, зубную щётку, мочалку, губку, носовые платки и т. д.
После купания надо менять нательное и пастельное бельё, ежедневно менять носки.
Одежда школьника должна быть чистой, опрятной, лёгкой, соответствовать размерам тела, времени года, погоде, типу занятий, предохранять от переохлаждения и перегревания, обувь -мягкой, чистой, отдельной для помещения и улицы, соответствовать размеру стопы.
Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте.
Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.
Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером. К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз;
• Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею
или плечи, т. к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и
грязным;
• Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке;
• Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или
кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и
между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей;
Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши;
• После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого
ребенка должно быть свое полотенце.
Перед сном необходимо мыть ноги потому, что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытье ног, ношение грязных носков, чулок способствует
появлению опрелостей и потертостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям. По этой причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. В бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки.
После мытья ноги нужно тщательно вытирать специальным полотенцем. Чулки и носки
менять не реже, чем через день. Дома переодевать домашние туфли или тапочки.
Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют не только гигиеническое, но и
закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому
засыпанию.
Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирать тело мочалкой с мылом. После мытья следует одеть чистое белье.
Очень тщательно нужно промывать волосы, т. к. на них и между ними накапливается
много кожного жира, грязи и пыли.Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше
промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.
Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в 2 недели их необходимо
аккуратно подстригать потому, что под длинными ногтями обычно скапливается грязь,
удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и
окружающим. Грязные ногти — признак неаккуратного, неряшливого человека, который
не соблюдает правил личной гигиены. Ни в коем случае ногти нельзя грызть!
Особенно важно следить за чистотой рук. (Ребенку нужно объяснить, что) руками он берет различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки, гладит животных (кошек, собак, берется за дверные ручки, притрагивается к различным предметам (ручкам, цепочкам, крючкам и т. д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом и она остается на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т. д., то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека здоровому. Поэтому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения (уборка комнаты, работа в огороде, игра с животными и т. д.) и перед сном. Совершенно недопустимо брать пальцы в рот.
Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубывлияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как
преображают человека красивые зубы и, наоборот, неприятное впечатление оставляет
человек с гнилыми зубами.
Самой распространенной болезнью зубов является кариес — разрушение зуба с
образованием в нем полости. При этом возникает сильная боль от приема холодной или
горячей, кислой или соленой пищи. Если такой зуб не запломбировать вначале
заболевания, то внутри зуба развивается сложный воспалительный процесс с поражением зубного нерва, корня и надкостницы. Кариозные зубы, как и другие очаги хронического воспаления могут быть причиной гайморита, тонзиллита, отита, менингита, а также ревматизма, бронхиальной астмы, болезней почек. При наличии кариозных зубов пища попадает в желудок плохо пережеванная и мало пропитанная слюной. Такая пища механически раздражает стенки кишечника, желудка и медленнее переваривается. Возникают хронические гастриты, спастические колиты, боли в животе, запоры и др.
Как правило, кариес наблюдается у детей старше 2 – 3 лет. Непосредственной причиной
кариеса зубов является гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате гнилостного брожения остатков пищи у детей возникает неприятный запах изо рта и начинается разрушение зубов. Развитию кариеса зубов благоприятствует деформация прикуса и нарушение зубного ряда.
Деформация прикуса часто развивается из-за привычки сосать пальцы или является
следствием врожденной предрасположенности.
Личная гигиена включает вопросы гигиены быта, в первую очередь — поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за одеждой и постельными принадлежностями, создание нормальных условий для сна и отдыха.
Воздух жилого помещения легко подвергается загрязнению, при котором увеличивается содержание в нем микробов. Проветривание позволяет снизить загрязненность воздуха в 3- 5 раз. Оно должно производиться зимой не менее 3-х раз в день (утром, во время уборки и перед сном) продолжительностью не менее 30 минут.
Наиболее эффективно сквозное проветривание. При наличии печного отопления целесообразно сочетать топку печей с одновременным проветриванием. Наиболее благоприятная температура в жилых помещениях 18 – 20 и относительная влажность 30 – 60%.
Во избежание сырости следует избегать сушки белья в жилых помещениях. Уборка должна проводиться влажным способом (влажной тряпкой, щеткой) или с помощью пылесоса.
Сухое подметание приводит к подъему в воздух большого количества пыли и микробов.С раннего возраста детей необходимо приучать:
• всегда вытирать ноги при входе в помещение, и дома переодевать сменную обувь;
• проветривать свою комнату в течение дня и перед сном, а в школе на перемене проветривать класс;
• систематически вытирать пыль и убирать свою
• комнату;
• содержать в порядке свое рабочее место, книги, тетради, игрушки;
• аккуратно и быстро стелить постель и ежедневно ее проветривать.
Совершенно недопустимо садиться и тем более ложиться на кровать в верхней одежде,
не сняв обувь и класть домашних животных на постель. Для животных, содержащихся в
доме, необходимо отводить специальное место, выделять посуду, расческу, подстилку.
В городах выгуливать собак в специально отведенных для этой цели местах. В сельской
местности не заносить в дом новорожденных животных (теленка, ягненка, жеребенка и
др.)Не гладить и не трогать бездомных и чужих кошек и собак. При укусе животных срочно обращаться к врачу или к взрослому.
Во многих городах и поселках люди пользуются водопроводной водой, которая
очищается от примесей при помощи специальных очистительных сооружений и устройств. Кроме того, водопроводная вода хлорируется, и болезнетворные микробы в ней погибают. Но прежде, чем употреблять эту воду некипяченой, нужно, чтобы она отстоялась несколько часов в графине, бачке, ведре. Весной, во время таяния снега, вода загрязняется, и водопроводная вода загрязняется также, изменяются ее цвет, вкус. В это время вода может представлять опасность для здоровья человека. Вот почему нельзя забывать, что каждую весну сырую воду пить нельзя, а только кипяченную. Кипячение обезвреживает воду, делает ее безопасной для здоровья.
Совершенно недопустимо купаться в загрязненных водоемах, в заросших прудах, в местах стока канализации, в местах водопоя скота.
Поэтому необходимо использовать эти гигиенические навыки
своевременное мытье рук, чистка зубов, бережное хранение своей одежды и т. п.).
Источник