Уход за кожей окружающий мир 4 класс
Слайд 1
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по УМК «Начальная школа ХХI века» Исаева Наталья Ивановна учитель начальных классов МОУ «СОШ №5» г. Балаково
Слайд 2
Наша кожа
Слайд 3
Цели урока Познакомиться со строением и свойствами кожи, выяснить её значение для организма; убедиться в необходимости ухода за кожей. КАКАЯ У НАС КОЖА? ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ КОЖА? КАК ЧЕЛОВЕК ЗАБОТИТСЯ О СВОЕЙ КОЖЕ?
Слайд 4
Кожа – это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая толстая на подошвах ног -около 4 мм.
Слайд 5
Наблюдение «Какая у нас кожа?» Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она? Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки? Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они? Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? Зачем коже жир? Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная, гладкая. Складки нужны, чтобы не затруднять движение. Без складок на коже- руки и ноги не смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной.
Слайд 6
Практическая работа «Зачем человеку кожа?» Закройте глаза. Пусть кто-нибудь положит вам на ладонь сначала тёплый предмет, потом холодный. Что вы почувствовали? Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? Вывод: кожа помогает человеку чувствовать тепло или холод, жару, мороз, боль.
Слайд 7
Строение кожи Дерма Волос Волосяная луковица Нервные окончания Кровеносные сосуды Эпидермис Потовые железы
Слайд 8
Волосы и волосяной покров Волосы защищают кожу головы от повреждений, охлаждения и вредного воздействия солнечных лучей. Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др. Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело человека покрыто волосками в количестве от 200 000 до 1 миллиона.
Слайд 9
Потоотделение Потоотделение позволяет избежать перегрева организма и освободиться от шлаков. Потоотделение осуществляется на стопах ног, ладонях, лбу, груди и в подмышечных впадинах. Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и мыться с мылом. Человек выделяет 21 л пота в месяц На 1 м 2 кожи содержится 1 миллион потовых желез!
Слайд 10
Температура кожи Температура человеческого тела обычно колеблется в диапазоне между 36,5 и 37,2 градусами по Цельсию. При потении избыток тепла удаляется. Температура колеблется в течение суток -во время сна и пищеварения она повышается. Критической температурой тела считается 42°и 25° .
Слайд 11
Значение кожи Защищает внутренние органы от повреждения Не пропускает в организм микробы Не пропускает в организм воду Защищает организм от жары и холода Удаляет с потом вредные вещества
Слайд 12
Физминутка На заре в лесу спросонок Умывается ежонок. Мать-ежиха таз берёт, Мордочку ежонку трет. Только спину, только спину Не потрешь родному сыну Ходит по росе лесной Он с немытою спиной. Вот как посудите сами, Дело обстоит с ежами. Хорошо , ребята, всё ж, Что никто из вас не ёж! ( Т. Виеру)
Слайд 13
Кроссворд о ч а л к а
Слайд 14
Гигиена и Панацея У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово «гигиена» и выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей. Дизентерия, холера, гепатит — примеры болезней, возбудители которых могут проникнуть в тело человека с водой и пищей.
Слайд 15
Гигиена кожи Бактерии могут размножаться и на коже человека. Поэтому минимум раз в неделю надо принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый день. Твой организм и сам борется с бактериями, пытающимися проникнуть через его защитные преграды. Например, возникающие на коже прыщи и фурункулы — чаще всего следствия борьбы организма с бактериями стафилококками.
Слайд 16
Причины повреждения кожи – ожог -обморожение – грязь в ране -укусы насекомых -мозоли -ходьба босиком -грибковые заболевания ног -грязная одежда -неосторожность при работе с режущими предметами
Слайд 17
Правила ухода за кожей Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов. Ногти надо регулярно подстригать, для того чтобы не создавать под ними для бактерий бесплатный санаторий. Закаляться
Слайд 18
Игра «Выбери ответ» Кожа – это… Какие функции выполняет кожа? Через поры кожи Через легкие Через кишечник Через что выделяется жир и пот в организме человека? Какую роль играет жир, выделяемый кожей? Важный орган человека Скелет человека Наружный покров тела человека делает кожу мягкой и упругой делает кожу крепкой и сильной делает кожу ловкой и стройной Защищает от ран и грязи Переваривает пищу Дышит Выделяет пот Очищает кровь
Слайд 19
Это интересно Под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются. Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи. Отпечатки пальцев у каждого человека уникальны. Оставленные на месте преступления отпечатки помогают опознать преступника.
Слайд 20
Рефлексия Что вам сегодня понравилось? Что нового узнали? Что интересного расскажите родителям сегодня?
Слайд 21
Спасибо за работу!
Слайд 22
Ресурсы Виноградова Н.В. «Окружающий мир 4 класс» М.- «Вентана-граф» 2008 Коллекция рисунков Mikrosoft Office Обухова Л.А. Лемяскина Н.А.«Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» М. «ВАКО»2007 Современная детская мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия
Источник
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по УМК «Начальная школа ХХI века»
Цели урока: познакомить детей со строением и свойствами кожи, показать её значение для организма; убедить в необходимости ухода за кожей.
Оборудование: учебник «Окружающий мир 4 класс» Н.В.Виноградова, тетрадь «Рабочая тетрадь «Окружающий мир №1», презентация «Наша кожа», памятка – буклет «Правила ухода за кожей», фонограмма песни «Если хочешь быть здоров»
Предварительная работа: Подготовка презентации ученика «Мыло», разучивание стихотворений
Структура урока:
- Организационный момент
- Повторение пройденного
- Сообщение темы и целей урока
- Практическая работа
- Работа с учебником «Окружающий мир 4 класс» с.23-24 и таблицей «Строение кожи»
- Физ минутка
- Беседа о правилах ухода за кожей
- Физ минутка
- Работа в тетради «Рабочая тетрадь №1» с.13, №36 ( работа в парах)
10. Итог урока
11. Домашнее задание
Ход урока:
- Организационный момент
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте. Что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальцы от солнышка идет тепло по всей руке, по всему телу до самых ног. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите друг другу теплое слово.
2. Повторение пройденного
-На прошлых уроках мы говорили, как человек воспринимает окружающий мир. Познакомились с органами чувств человека.
-Итак, сколько у человека органов чувств?
-Перечислите их.
-С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге?
-Расскажите о том, как беречь зрение.
-Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов?
-Когда обоняние может ухудшиться?
-С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка?
-Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?
-С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, солёную от кислой?
( выслушиваются ответы детей)
3. Сообщение темы и целей урока. (слайд №2,3)
-Сегодня мы поближе познакомимся еще с одним органом чувств человека – кожей. Познакомимся со строением и свойствами кожи, узнаем каково её значение для организма; убедимся в необходимости ухода за нашей кожей.
-Нам предстоит ответить на следующие вопросы:
- Какая у нас кожа?
- Зачем человеку кожа?
- Как человек заботится о своей коже?
4.Практическая работа. (слайд № 4,5,6)
-Кожа – это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая толстая на подошвах ног -около 4 мм.
-Давайте проведем наблюдение за нашей кожей. Определим:
А) «Какая у нас кожа?»
-Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она?
-Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки?
-Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они?
-Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? Зачем коже жир?
( выслушиваются ответы детей и делается вывод)
Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная, гладкая. Складки нужны, чтобы не затруднять движение. Без складок на коже- руки и ноги не смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной.
Б) «Зачем человеку кожа?»
-Положите на руку сначала теплый предмет, а затем холодный. Что вы почувствовали?
-Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? ( выслушиваются ответы детей и делается вывод)
Вывод: кожа помогает человеку чувствовать тепло и холод, мороз и жару, боль и даже заменяет нам глаза.
- Работа с учебником «Окружающий мир 4 класс» с.23-24 (слайд №7-11)
( ученики читают текст самостоятельно, а затем обсуждают статью)
Представьте. Что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть даже через кожу. Вот что мы там увидим. (таблица на слайде «Строение кожи»)
-Какое строение имеет кожа? Назовите составные части кожи?
( в ходе ответов на слайде появляются названия частей кожи)
-Зачем человеку волосы на голове и теле? ( выслушиваются ответы детей)
– На всем ли теле человека есть волосяной покров? Рассмотрите кожу рук или губ.
( выслушиваются ответы детей)
-Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др.
Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело человека покрыто волосками в количестве от 200 000 до 1 миллиона.
– По всей поверхности кожи расположены потовые железы. На что похож пот?
– Зачем и когда человек потеет?
( выслушиваются ответы детей)
-Потоотделение осуществляется на стопах ног, ладонях, лбу, груди и в подмышечных
впадинах. Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и мыться с мылом. Человек
выделяет 21 л пота в месяц. На 1 м2 кожи содержится 1 миллион потовых желез!
– Какова нормальная температура тела человека? Всегда ли она одинакова? ( выслушиваются
ответы детей)
-Температура колеблется в течение суток -во время сна и пищеварения она повышается.
Критической температурой тела считается 42°и 25°
-Какое значение имеет для организма наша кожа? ( выслушиваются ответы детей делается
вывод)
- Защищает внутренние органы от повреждения
- Не пропускает в организм микробы
- Не пропускает в организм воду
- Удаляет с потом вредные вещества
- Защищает организм от жары и холода
- Дышит
- Физминутка (слайд №12)
На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берёт,
Мордочку ежонку трет.
Только спину, только спину
Не потрешь родному сыну
Ходит по росе лесной
Он с немытою спиной.
Вот как посудите сами,
Дело обстоит с ежами.
Хорошо , ребята, всё ж,
Что никто из вас не ёж! ( Т. Виеру) ( дети имитируют движение)
- Беседа о правилах ухода за кожей (слайд №13-17)
-Попробуем разгадать кроссворд. Отгадайте :
1. Мягкое, пушистое, то, чем вытираются, … называется ( полотенце)
2. Нужно, чтобы у каждого было… ( мыло)
3. Ею руки, ноги, спину трут и … зовут ( мочалка)
Гладко, душисто, моет чисто,
4. Берега над озером,
Словно снег, белеют.
Захочу – и озеро
Сразу обмелеет. ( ванна)
5. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
Зубаста, а не кусается,
Как она называется? ( расческа)
6. Костяная спинка, на брюшке щетинка ( щетка)
7. Мудрец в нем видел мудреца
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нем видела овца.
И обезьяну- обезьяна. ( зеркало)
-Как можно назвать эти предметы? ( предметы личной гигиены)
-Для чего они нужны? Почему у каждого человека они должны быть личными?
-Что такое гигиена?
( выступление подготовленного ученика)
– Что такое гигиена,
Знают кошка и гиена,
Бурый мишка, мишка белый,
Ёж, собака и пчела.
Что всегда не грех помыться,
Вымыть лапы и копытца.
Ну а после можно смело
Приниматься за дела.
( Рассказ учителем отрывка из мифа «Гигиена и Панацея»)
-У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово «гигиена» и выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.
-Что появляется на грязной коже? ( бактерии и микробы)
-Бактерии и микробы могут размножаться на коже человека. Поэтому минимум раз в неделю надо принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый день. Твой организм и сам борется с бактериями, пытающимися проникнуть через его защитные преграды. Например, возникающие на коже прыщи и фурункулы — чаще всего следствия борьбы организма с бактериями стафилококками.
(Ученики инсценируют стихотворение А.Барто «Девочка чумазая»)
К доске выходят «чумазая девочка» и «Мыло»
Девочка: Пусти меня!
Что тебе от меня нужно?
Мыло: Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала7
Чёрные ладошки,
На локтях дорожки.
Девочка: Я на солнышке лежала,
Руки кверху я держала-
Вот они и загорели.
Мыло: Ах, ты, девочка чумазая,
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа чёрный,
Будто закопчённый.
Девочка: Я на солнышке лежала,
Нос я кверху держала-
Вот он и загорел.
Мыло: Ой ли, так ли?
Отмоем все до капли.
(«Мыло» ведет девочку к тазу с водой)
Автор: Громко девочка кричала
Как увидела Мочалку.
Царапалась как кошка.
Девочка: Не трогайте ладошки,
Они не будут белые-
Они же загорелые.
Мыло: А ладошки отмылись!
Автор: Оттирали мылом нос-
Разобиделась до слез.
Девочка: Ой, мой бедный носик
Мыла не выносит!
Он не будет белый-
Он же загорелый!
Мыло: А носик- то отмылся!
– Что за загар был у девочки?
-Как называют неряшливых людей?
-Как правильно мыть руки и лицо?
(Выступление подготовленного ученика)
-Мыло не покидает нас всю жизнь, помогая оставаться человеку чистым и опрятным. Мыло бывает разнообразной формы, с добавлением ароматических веществ, в твердом и жидком виде, в ярких красивых упаковках. Мыло может быть косметическим, профилактическим, а также гигиеническим, для разных частей нашего тела и даже для различного возраста.
Мыло пришло к нам из далекой древности. На юге Европы мыло делали из оливкового масла. В северных странах для изготовления мыла использовали сало и даже рыбий жир. На островах Тихого океана мыло делали из масла высушенных ядер кокосового ореха.
Наши предки в качестве мыла использовали растения. Вместо мыла и сейчас можно использовать мыльнянку или ягоды бузины. Они не дают пены, но хорошо отмывают грязь. Эти растения растут по берегам рек, озер, болот. После стирки в растворе этих растений в одежде не заводятся насекомые, и она имеет приятный запах.
-Почему нужно следить за чистотой кожи?
-Как следует сохранять кожу в чистоте?
-Какие повреждения кожи могут быть?
-ожог
-обморожение
– грязь в ране
-укусы насекомых
-мозоли
-ходьба босиком
-грибковые заболевания ног
-грязная одежда
-неосторожность при работе с режущими предметами
– Чем они опасны?
-Давайте сформулируем правила ухода за кожей. ( выслушиваются ответы детей)
- Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом
- Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы.
- Надо регулярно подстригать ногти и волосы
- Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.
- Нужно закаляться
- Отказаться от вредных привычек ( курение, алкоголь, наркотики)
- Заниматься спортом
8.Физ минутка
– Очень полезен для кожи массаж.
Антистрессовый массаж:
1.Массаж пальцев рук( круговыми движениями и движениями свержу вниз)
2. Массаж запястьев круговыми движениями
3. Массаж рук ( «Моем руки»)
4. Массаж лба ( погладить лоб, щеки)
5. Массаж плеч ( пощипывание плеч от шеи вниз)
6.Массаж затылка и головы( указательными пальцами массируем снизу вверх)
7. Массаж ушей( пощипывание уха сверху вниз)
- Работа в тетради «Рабочая тетрадь №1» с.13, №36 ( работа в парах)
- Итог урока (слайд №18,19,20)
-Подведем итог урока: Игра «Выбери ответ»
-Кожа – это…
- Важный орган человека
- Скелет человека
- Наружный покров тела человека
-Какие функции выполняет кожа?
1. Защищает от ран и грязи
2. Переваривает пищу
3. Дышит
4. Выделяет пот
5. Очищает кровь
-Через что выделяется жир и пот в организме человека?
- Через поры кожи
- Через легкие
- Через кишечник
-Какую роль играет жир, выделяемый кожей?
- делает кожу мягкой и упругой
- делает кожу крепкой и сильной
- делает кожу ловкой и стройной
-В жизни много интересного:
-Например, под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются. Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи.
Отпечатки пальцев у каждого человека уникальны. Оставленные на месте преступления отпечатки помогают опознать преступника.
Что вам сегодня понравилось?
Что нового узнали?
Что интересного расскажите родителям сегодня? ( выслушиваются ответы детей)
11. Домашнее задание: учебник с. 23-24 подготовить рассказ
1 группа: о первой помощи при ранах
2 группа: о первой помои при ожогах
3 группа: о первой помои при обморожениях
4 группа : о закаливании
(слайд №21)
( в конце урока ученикам раздаются памятки «Правила ухода за кожей»)
(Звучит фонограмма песни «Если хочешь быть здоров»)
Источник
Конспект урока по окружающему миру
4 класс.
Тема: «Кожа и её значение».
Цель:
Сформировать представление о значении кожи, правильном уходе за ней.
Задачи урока:
· Познакомить со строением и функциями органа осязания – кожей.
· Познакомить с понятиями поры, пигмент, микробы, гигиена.
· Развивать умение ставить задачу и находить пути её решения.
· Формировать потребность беречь кожу, беречь своё здоровье.
Оборудование: лупы, стёклышки, предметы для игры, акварельные краски, схема строения кожи, лист-схема «Практическая работа», компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– С какими системами органов вы уже знакомы? ( Костно-мышечная, нервная, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная.)
– Как вы понимаете слова «система органов»? ( Все органы взаимосвязаны, совместно выполняют единую функцию, жизненно необходимую для организма.)
– Какие органы человека вы знаете?
Сегодня мы поговорим об очень важном органе человека:
· этот орган является «одеждой» тела;
·это самый большой орган человеческого тела, его площадь 2 кв. м, а масса составляет 15% от всей массы тела;
· этот орган постоянно растёт и обновляется;
· этот орган называют: «зеркалом здоровья и болезни». (Это кожа.)
Итак, тема нашего урока: Кожа и её значение.
III. Изучение нового материала.
– Постановка проблемы:
А начнём изучение этого органа с легенды.
В Италии в 1646 году произошёл такой случай.
В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл «золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
–Какой вопрос у вас возник? (Проблемный вопрос, зафиксированный на доске)
– Что же произошло с мальчиком?
– Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение одного из органов нашего организма и его функции.
Наблюдения и исследования.
Практическая работа.
– Кожу называют одеждой тела. Древние люди пользовались только этой «одеждой». Отчего она защищала человека?
Кожа защищает организм от ушибов, царапин, ран, грязи, микробов, перегрева солнечными лучами.
Одной из основных функций кожи является защита организма от вредных воздействий окружающей среды (ЗАЩИТНАЯ).
– Какое ещё назначение имеет кожа?
Наблюдение
Рассмотрите кожу. Потрогайте ее пальцами, потяните. Что можно сказать о коже? (ТОНКАЯ, УПРУГАЯ, МЯГКАЯ, ПРОЧНАЯ).
Обратите внимание – на местах сгибов (локти, суставы пальцев, колени) – кожа имеет складки. Случайно ли это? Зачем эти складки?
Опыт
Правой рукой захвати складки кожи на суставе, а теперь медленно согни палец. Объясни, что происходит с кожей?
Вывод
Складки на коже нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев, рук, ног и других частей тела. Без складок на коже наши пальцы, ноги, руки не могли бы легко сгибаться.
– Поиграем в игру:
Вызывается ученик, ему завязывают глаза, он определяет предметы, которые ему дают.
– Какие свойства предмета вы смогли определить? (Форма, размер, тепло, холод)
-Как называется этот орган чувств? (орган осязания)
-Исходя из этого, о какой функции мы вспомнили? (ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ)
– Запишем в листок.
– В 3 классе мы говорили о коже, как об органе осязания, т.е. об органе чувств. А сейчас мы будем рассматривать кожу как орган человеческого организма.
– исследование кожи:
– Посмотрите на кожу своей руки.
– Какого она цвета? (БЛЕДНО – РОЗОВАЯ, КОРИЧНЕВАЯ)
От чего зависит цвет кожи?
– Кожа содержит в себе пигмент меланин, который и отвечает за окраску. Чем его больше, тем она темнее.
Наблюдение
– Возьмите лупу, рассмотрите кожу. Что вы заметили? (МАЛЕНЬКИЕ ОТВЕРСТИЯ – ПОРЫ).
– Как вы думаете, зачем они нужны? (Через поры кожи организм дышит, выделяя газы и поглощая воздух, через них выходят жир и пот).
Опыт
– Потрите крепко пальцем по коже лба. Приложите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (ПЯТНО)
– Что это? (ПЯТНО ЖИРА, КОТОРОЕ ВЫДЕЛЯЕТ КОЖА).
– Зачем коже жир? Кто догадался? (Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой).
Кожа на ветру быстро сохнет, шелушится, иногда трескается, и тогда люди сами смазывают кожу кремом, восстанавливая смазку кожи. В противном случае из трещинок на коже может выступать кровь, через трещины в организм может попасть грязь и микробы, вызывая заражение (нагноение), заболевания и даже заражение крови, гангрену.
Через поры выделяется пот. Откуда он берется? Зачем? Когда? Что такое пот? Все вы видели пот – он похож на капельки воды. Пот выступает на коже всегда, только мы замечаем его, когда потовыделение идет сильно, особенно в сильную жару. Вы, наверное, замечали – когда в жару долго не пьешь и мучает жажда, пота мало, но когда мы, наконец, дорываемся до воды и залпом выпиваем кружку или две – на коже через несколько минут обильно выступает испарина – пот, даже на лбу и лице. Это не случайно. В жару организм человека сильно перегревается и требует охлаждения. Наш организм охлаждается сам без нашего внимания во всякое время, испаряя влагу через поры кожи. В жару влаги не хватает, и у нас появляется жажда. В жару выпитая вода (особенно холодная), попадая внутрь организма человека, забирает часть тепла, охлаждая тело, но в зной этого мало, и природа создала изумительную систему охлаждения – потоотделение.
Выделяясь через поры в виде множества капелек, пот смачивает кожу, нагревается от нее, забирая у нее тепло, и испаряется на воздухе, превращаясь в пар и унося с ним лишнее тепло перегретого организма.
Поры кожи могут расширяться и сужаться – в жару они расширяются, и пота выступает больше, охлаждение идет сильнее. В холод поры сужаются, и пот почти не выступает – иначе организм переохладиться.
В холодное время года, в прохладную погоду нам знакомо ощущение озноба -тело дает через кожу сигнал: «Мне холодно – укрой!».
Иногда кожа покрывается пупырышками – мы говорим «гусиная кожа». Это организм защищается от холода, кожа вспухает, образуя бугорки, которые перекрывают поры, чтобы перекрыть выход поту и уменьшить охлаждение.
Все вы знаете, что нельзя разгоряченному, потному человеку выходить раздетым, особенно на ветер! объясните, почему? (На ветру и сквозняке пот слишком быстро испаряется, резко охлаждая организм, это вредно – мы говорим, что человек простыл).
Чем отличается пот от обычной воды, которую мы пьем? Все, наверное, знают вкус пота (соленый) при попадании на язык, попадая в глаза, пот «щиплет» их, т.к. в нем довольно много соли. Откуда она взялась (соль)?
С пищей, особенно растительной. Когда мы съедаем растения или их части, мы съедаем и минеральные соли, которые растения взяли из почвы в виде водных растворов. Воду-то они испарили почти всю (тоже охлаждаясь), а соли остались.
Вода, выпитая нами, растворяет минеральные соли и, образуя пот, насыщает его солями.
Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.
(ходьба на месте с подниманием рук)
Руки в стороны разводим
И покажем, как плывём.
(имитация плавательных движений)
Лодка по морю плывёт,
Покажи, кто как гребёт.
Отдохнули? Не устали?
Подышали, ровно встали.
Что ж, продолжим наш урок,
Всё должны успеть мы в срок.
Наблюдение
Посмотрите еще раз на кожу через лупу.
– Что вы ещё видите? (ВОЛОСКИ).
Волоски покрывают всю нашу кожу. Зачем человеку они?
Волоски на коже защищают кожу от… одежды. Если бы их не было, одежда стирала бы жир, выделяемый кожей, и коже бы пересыхала. Если по телу у нас ползет насекомое, волоски чутко передают сигнал.
Дополнительный материал (по усмотрению учителя)
У человека растут волосы на голове. Зачем они ему? О чем здесь побеспокоилась природа? (Без волос голова человека будет сильнее мерзнуть, волосы защищают голову от дождя и теплового перегрева). У людей, живущих в теплых странах, где не бывает зимы и Солнце весь год стоит высоко, волосы часто короткие и кудрявые, образуют «подушку» из волос. Природа, создав такую конструкцию, защитила голову людей от перегрева, короткие и кудрявые волосы не прилегают плотно друг к другу, между ними воздух. Такой слой из кудрявых волос с воздухом не прогревается лучами Солнца – голова надежно защищена.
Итог
Мягкая, гладкая кожа соединяет все части организма человека, защищает его от ударов, ран, грязи, микробов, перегрева. Через поры организм смазывает кожу жиром, выделяет пот, охлаждая организм. Кожа-орган осязания, так как именно кожей люди осязают (ощущают) холод и тепло.
Волосы на коже защищают кожный жир от одежды, голову от перегрева, глаза от воды, сигнализируют об опасности.
– Рассмотрите ладошку и кончики пальцев. Что заметили? (ЛИНИИ, РИСУНОК).
– Возьмите краски, кисточкой нанесите чёрную краску на большой палец и отпечатайте на листочке. Сравните свой отпечаток с соседским. (ОНИ РАЗНЫЕ).
– У каждого человека линии, образующие рисунок, индивидуальны и являются своеобразным «паспортом». В криминалистике давно используют отпечатки пальцев. Именно поэтому криминалисты могут установить личность человека. Этот метод называется дактилоскопией, его автор – англичанин сэр Эдвард Генри.
– Где ещё используется эта особенность строения кожи человека.
– Своеобразный «пропуск», «ключ» для помещений с ограниченным доступом.
– Мы изучили наружный слой кожи, он называется эпидермис (слово греческое, обозначает верхний). Он очень тонкий, от него всё время отслаиваются мельчайшие кусочки кожи. Ежедневно отшелушиваются тысячи мёртвых клеток. Но кожа от этого не становится тоньше. На ней всё время нарастают новые слои.
А теперь с помощью таблицы изучим внутренний слой кожи, который называется дерма.
– Работа с учебником. стр.70
– Что вы видите?
– Кожа – сравнительно толстый слой, богатый железами, которые вырабатывают кожное сало.
– Через что выделяется жир?
– _ Сальные железы предназначены для жировой смазки тела. Больше всего сальных желез на голове, лице, верхней части спины. На ладонях и подошвах они отсутствуют.
-Сальные железы не единственные. Когда нам жарко, мы потеем. Откуда берётся пот? Его вырабатывают потовые железы. Вместе с потом выделяются разные вещества, а так же много воды и соли, их потерю нужно восполнять. Эти железы могут выделить от 1 до 12 л пота.
– О какой функции мы сейчас узнали? (ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ).
– Мы узнали о трёх функциях кожи. А о следующей вы узнаете самостоятельно, прочитав на стр.70 со слов: «В коже много кровеносных сосудов…» до вопросов на стр.71.
– Что же это за функция? (Функция терморегуляции).
-От чего она нас защищает?
-Какая температура тела нормальная?
– Как организму удаётся её поддерживать?
– А теперь закройте учебники и подпишите на своей схеме, из чего состоит кожа?
– Итак, о каких функциях вы узнали?
– На какой вопрос вы не смогли дать ответ в начале урока?
– Кто же теперь сможет объяснить, что произошло с мальчиком?
– Поры были закрыты краской, выделительная функция не работала. Мальчик провел много времени в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась, нарушилась терморегуляция организма.
IV. Закрепление изученного материала. Гигиена кожи.
– Кожа – важный орган человека. Её нужно беречь.
– Кожа постоянно смазывается жиром и смачивается потом, поэтому к ней пристает пыль и, смешиваясь с потом и жиром, она превращается в грязь.
На кожу вместе с пылью попадают микробы – мельчайшие живые существа, среди которых есть болезнетворные. Попадая через ссадины и порезы кожи в организм, они вызывают различные заболевания. Микробы питаются жиром кожи, и, если ее не мыть регулярно, на коже скопится много микробов. Не реже одного раза в неделю кожу надо мыть горячей водой с мылом. Горячая вода размягчает жир, а мыло растворяет его в воде, и вода смывает с кожи всю грязь, микробов и жир. Особенно подходит для этого душ.
Почему руки надо мыть перед едой? (С едой, которую мы берем руками, внутрь организма легко попадают микробы).
Почему нужно регулярно стричь ногти? (Под ногтями особенно быстро скапливается грязь и с ней микробы).
Иногда все-таки человек может поранить, поцарапать кожу, обжечь ее, обморозить. Как быть в таких случаях?
Если кожа поранена, очисть рану от грязи, смажь кожу вокруг раны йодом (йод убивает микробов, находящихся на коже, радом с раной), затем перевяжи рану бинтом или чистой, проглаженной горячим утюгом тканью (горячий утюг убивает микробов на ткани).
При ушибах, когда нет ран, помогает холодный компресс (вода в грелке, лед, влажная ткань). При ожогах бывает сильная боль. Место ожога смазать жиром (вазелином, гусиным салом – не соленым), приложить холодный компресс.
Если ожог сильный и появились пузыри, их нельзя прокалывать – обратитесь к врачу.
Вывод: при небольших повреждениях кожи нужно уметь оказывать первоначальную медицинскую помощь.
IV. Итог урока.
– Что нового вы сегодня узнали? – Какое значение для вашего здоровья имеет кожа?
– Спасибо за урок. Будьте здоровы, берегите свою кожу.
Домашнее задание.
– Подготовить рассказ об органе человека – коже, используя данные практической работы и статьи учебника, нарисовать памятки на тему: «Значение кожи» или «Правила ухода за кожей»;
Практическая работа.
Тема: ___________________________
1. Функции кожи
________________________________________
________________________________________
________________________________________
_________________________________________
2. Строение кожи
наружное внутреннее
___________________ ___________________
___________________
____________________
3. Особые образования кожи
___________________ ____________________
_____________________________________________________________________________________
Практическая работа.
Тема: ___________________________
1. Функции кожи
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
2. Строение кожи
наружное внутреннее
___________________ ___________________
___________________
____________________
3. Особые образования кожи
___________________ ____________________
Источник