Лишаю ли за ксенон
Верховный суд: лишение прав за ксенон незаконно!
Статья 12.5 Главы 12 КоАП (Административные правонарушения в области дорожного движения) – сложная статья для любителей тюнинговать свои автомобили. В частности, немало нервов попортила водителям часть 3 статьи 12.5 Кодекса. Та самая, в которой запрещается управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
За «небольшое», по мнению многих водителей, улучшение для своего автомобиля, закон накладывает весомую административную ответственность – лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
И все же это правильно и действительно нужно с точки зрения дорожной безопасности – вводить подобные запреты и соразмерную тому ответственность – изымать «косой» ксенон и наказывать слепящих всех вокруг любителей улучшений своих фар лишением водительских удостоверений.
Однако Верховный суд, тем не менее, в постановлении своего Пленума уточнил правоприменительную практику для судов и сотрудников Госавтоинспекции, которые вполне неплохо «расчистили» дороги от опасных нарушителей.
В частности, для оставшихся любителей установить нештатные световые приборы, те же ксеноновые лампы в фары, не предназначенные заводом-изготовителем для этого дела, штраф, конечно же, никуда не уйдет, но станет мягче. Это разъяснил в документе Пленум ВС.
Не каждый световой прибор является фарой
В частности, речь идет об ответственности за установку доп. освещения или ксеноновых ламп на передней части транспортного средства.
Кстати, именно под этим понимается их размещение (в передней части транспортного средства), при котором источник света обеспечивает освещение пространства перед транспортным средством по ходу его движения. В частности, такие приборы или приспособления могут быть установлены сотрудниками ГИБДД как запрещенные фары, если размещены на переднем бампере, под решеткой радиатора, под ветровым стеклом и так далее. Будьте внимательны!
Второй важный фактор, который следует учитывать при применении вышеназванных норм, дает разъяснение Пленум, заключается в том, что «объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации, а в случаях установления дополнительных световых приборов – проведенной оценке соответствия внесенных в конструкцию транспортного средства изменений (пункт 3.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям).».
«Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ», – говорится в ранее опубликованном документе.
В расшифровке на более привычный язык это означает, что за установку осветительных приборов, направленных по ходу движения автомобиля (где эти световые приборы будут стоять, как мы уже убедились, не имеет значения), работающих одновременно с нарушением требований к цвету и режиму (лампа мигает), в этом случае водителя можно привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 12.5 КоАП. Лишение прав на срок до 12 месяцев с изъятием прибора за нарушение законодательства.
Но при той же замене водителями штатных галогенок на ксенон, которые устанавливают немигающие нештатные ксеноновые лампы в фаре, ни о каком лишении прав и речи идти не должно. Штраф в 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП).
Источник
Если Вам грозит лишение или Вас уже лишили – позвоните нам! Мы обязательно Вам поможем.
Все наши консультации бесплатны!
8-800-100-98-02
Для владельцев транспортных средств ранее мы уже сообщали о подробном разъяснении Российского ГИБДД по поводу использования фар с газоразрядными световыми источниками, в народе более известными как «ксеноновые», и что теперь за ксенон лишают прав. Из официального заявления ГИБДД следовало, что водители, использовавшие в автомобильных фарах лампы, несоответствующие типовым показателям фар, будут лишены прав на срок от шести до двенадцати месяцев.
Так все же, лишают ли прав за «ксенон»?
На протяжении месяца этот вид наказания обсуждал весь автомобильный Интернет. Неоднократно поднималась тема в блогах, на автомобильных форумах, появлялась информация в новостных категориях сайтов. Мнения разделились надвое: сторонники жестких мер ГИБДД поддерживали тему обсуждения, мотивируя тем, что водители с использованием «ксенона» создают определенный уровень неудобства на дорогах, а яростные противники подобных репрессий высказывались «за» несправедливость сурового наказания. Мнение защитников ксенона сводилось к тому, что глупо за нестандартную лампочку лишать водительского удостоверения. По их мнению, достаточно было бы применения штрафных санкций в размере 100 рублей.
Однозначного понимания этого вопроса ГИБДД также не имело, а также не было подтверждения официального распоряжения по данному вопросу. Поступали сообщения о написании протоколов «за ксенон» простыми ДПС-никами, некоторые утверждали, что право составлять подобные протоколы принадлежит инспекторам, которые проводят техосмотры.
Наши юристы регулярно привлекаются в качестве экспертов на радио и ТВ
Лишение прав за незаконное использование «ксенонов-самоделок»
Только в настоящее время руководство ГИБДД официально опубликовало дополнительные пояснения со всеми прилегающими ссылками на номер указанного распоряжения, разосланного регионально и тем самым расставив все точки над «i». При пояснении были приведены примеры из судовой практики, в том числе практике Верховного суда России, которая действительно подтверждала правомерность наказания водителей именно по вышеуказанной статье Кодекса.
По сообщению представителя Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, стало известно о рассылке соответствующего указания ГИБДД Российской Федерации в региональные Управления ГИБДД. Документ разъясняет вопросы квалификации указанных нарушений и проверки технического состояния транспорта, а также говорит о том, что контроль за использованием требуемых законом фар должен осуществляться как инспекторами технического надзора, так и работниками ДПС, ведущими наблюдение за порядком на дорогах.
Вышеуказанные санкции распространяются только на лиц, установивших так называемые «колхозные ксеноны», то есть газоразрядные лампы, которые не предназначены для установки в стандартные фары. Только в этом случае за «ксенон» лишают прав.
Таким образом, «левый ксенон» теперь опасно устанавливать вследствие начала отслеживания подобных систем инспекторами ГИБДД как технической, так и дорожно-патрульной службы. Такие меры направлены сугубо на обеспечение возможности безопасного движения транспортных средств и соблюдение комфортных условий на дороге для всех владельцев транспортных средств. Данная мера позволяет значительно сократить аварийные ситуации при автомобильно-дорожном движении.
Ознакомьтесь с примерами выигранных нами дел
Дело от 2012.05.25 | Дело от 2012.09.12 | Дело от 2012.10.18 |
Всё ещё остались вопросы? Спросите у автоюриста. Все наши консультации бесплатны!
Запись на консультацию:
8-800-100-98-02
8(499) 685-47-30
Без выходных. Мы работаем на результат!
Все консультации, включая письменные, бесплатны!
Источник
По правилам дорожного движения в автомобиле должны быть использованы только те лампы, которые предусматривает конструкция транспортного средства, за самовольную установку ксенона водителю грозит лишение прав. Ни для кого не секрет, что такие лампы излучают слишком яркий свет, который ослепляет водителей.
Излучаемый ксеноновыми лампами свет во многом напоминает дневной. Такие осветительные приборы дают меньшую нагрузку на аккумулятор за счет низкого потребления энергии, а длительность их эксплуатации выше чем у ламп накаливания почти в 10 раз. В их свете предметы выглядят намного отчетливее, видимость улучшается при любых погодных условиях, а глаза устают в меньшей степени. Также увеличивается охват дороги световым пучком, благодаря чему водитель способен видеть происходящее даже на обочине дороги. Но все эти преимущества можно оценить только при правильной установке ламп данного типа.
Когда лишают водительских прав за ксенон?
Ксеноновые лампы, которые были установлены с нарушением требований, создают множество проблем для участников дорожного движения. Они создают яркий свет, который направлен не только на дорогу, но и встречные автомобили. Как показывает практика, реальная освещенность дороги при этом хуже, чем при использовании стандартных ламп.
Кроме этого существует ряд причин, по которым самовольная установка ксенона запрещена и грозит лишением прав:
• Водители как встречных, так и попутных автомобилей могут быть временно ослеплены ярким светом;
• Неправильно смонтированные отражатели могут направлять световой поток вверх;
• Могут возникать лишние тени, из-за которых нарушается объективное восприятие происходящего на дороге;
• Недостаточная освещенность дороги на дальних дистанциях.
Штраф за установку ксеноновых ламп отсутствует, но их использование может противоречить требованиям ПДД. Такой автомобиль может быть признан технически неисправным, а водитель — подлежать лишению прав на 6-12 месяцев.
ПДД предусматривают перечень неисправностей приборов освещения, при наличии которых эксплуатация автомобиля запрещена:
• Установленные приборы не предусмотрены конструкцией изготовителя, в том числе основные фары и противотуманные;
• Регулировка фар, которые используются в автомобиле, не соответствует ГОСТ;
• Несоответствие отражателей, ламп или рассеивателей типу фар.
Если ксеноновые лампы предусмотрены конструкцией транспортного средства, они не должны стать причиной каких-либо проблем на дороге, поэтому бояться штрафов или лишения прав за ксенон водителю такого автомобиля не приходится.
Статья за использование ненадлежащих осветительных приборов
В статье №12-5 КоАП РФ (часть 3) определено, что водители, которые управляют ТС с установленными внешними осветительными приборами, не соответствующими заводской конструкции, в том числе и ксеноном, должны быть лишены прав на срок от 6 месяцев до 1 года.
Существует и нормативный акт, который предусматривает штраф за использование ненадлежащих осветительных приборов. Речь о части 1 статьи 12-4 КоАП, в которой указано, что лица установившие в свое транспортное средство световозвращающие элементы с эффектом красного цвета, могут быть оштрафованы на сумму от 3 тыс. до 500 тыс. рублей (должностные лица – до 20 тыс. рублей, максимальная сумма – для юридических лиц).
Сотрудник ГИБДД имеет право применить к нарушителю сразу две статьи. Водитель будет обязан выплатить штраф и будет лишен водительских прав.
Когда ксенон считается штатным?
Если автомобиль относится к категории транспортных средств, которые имеют сертификат на использование ксеноновых источников света, сотрудники ГИБДД никаких претензий предъявлять не будут. Это касается и тех автомобилей, в которых противотуманные фары предусматривают установку ламп данного типа.
Владельцам автомобилей, в которых завод-изготовитель предусматривает использование только ламп накаливания, обязаны получить разрешения в ГИБДД для переоборудования фар. В этом случае потребуется установка регулятора наклона и омывателя.
Лишение водительского удостоверения за ксенон в противотуманных фарах
Требования к противотуманным осветительным приборам соответствуют тем, которые предъявляются к основным фарам. Если конструкция ТС не предусматривает установку газоразрядных ламп в противотуманные осветительные приборы, водитель может быть лишен прав за ксенон в противотуманках на срок от 6 до 12 месяцев.
Необходимо знать, какой вид ламп предусмотрен производителем автомобиля. Существуют следующие символьные обозначения:
• DC – установка газоразрядных ламп разрешена только для фар ближнего света;
• DR – ксеноновые лампы могут быть применены для дальнего света;
• DCR – газоразрядные лампы могут быть использованы для фар ближнего или дальнего света одновременно.
Тип фар можно определить по знаку в виде круга, внутри которого находится литера «Е». За ней указывается номер государства и код утверждения фар. Если ксеноновые лампы использованы в обычных или противотуманных фарах, которые не предназначены для установки ксенонового света, режим работы фар считается несоответствующим требуемому. Следовательно лишение прав за ксенон становится законным.
Как избежать изъятие водительского удостоверения за установку газоразрядных ламп?
Если водитель автомобиля, в обычных или противотуманных фарах которого установлены газоразрядные (ксеноновые) источники света, был остановлен сотрудником ГИБДД, следует знать:
1) Данные удостоверения инспектора, его номер жетона и телефон дежурной части могут понадобиться для разрешения какой-либо конфликтной ситуации. Если водитель сочтет действия сотрудника ГИБДД неправомерными, он может обжаловать их в суде.
2) В 2009 году был издан Приказ МВД №185, согласно которому транспортное средство может быть остановлено только в случае веских причин. Это значит, что остановка инспектором автомобиля может быть произведена в любом месте при визуальном обнаружении признаков нарушения. Следует обратить внимание, не произвел ли сотрудник ГИБДД остановку автомобиля в месте, в котором это действие запрещено ПДД.
3) Инспектору потребуется открыть капот транспортного средства, чтобы убедиться в том, что ксенон не соответствует техтребованиям, и лишить водителя прав. Такое действия классифицируется как досмотр и требует наличия устройства, ведущего видеосъемку происходящего, и присутствия двух понятых.
4) По результатам досмотра составляется протокол. В нем должна быть отражена вся информация о его составителе, нарушителе и причине. Если водитель не получил каких-либо разъяснений в отношении его обязанностей и прав, в соответствующей графе он должен сообщить об этом и поставить свою подпись.
5) Если инспектор направляет транспортное средство на штрафстоянку, он нарушает правила своими действиями. Однако действия, связанные с изъятием номерных знаков, являются правомерными.
6) Протокол досмотра на наличие ксенона содержит графу с названием «объяснения лица». В нем следует написать о своем несогласии с претензиями инспектора и затребовать адвокатской помощи. Зачастую подобные дела рассматривают в пользу водителей, и последние не будут лишены права управлять транспортным средством за ксенон.
Обжалование лишения водительских прав за ксенон
Профессиональным юристам известно, как можно избежать лишения прав за ксенон, определенного 3 частью статьи 12-5 КоАП, и заменить его на штраф, размер которого составит 500 рублей. Потребуются доказательства правомерности применения статьи 12-5-1 данного кодекса, согласно которой запрещено использование автомобиля при наличии определенных неисправностей в нем. К ограничениям относятся также несоответствие режима работы осветительных приборов требованиям допуска и несоответствие цвета огней.
Также адвокат может ссылаться на пункт 3.1 статьи 12 КоАП, которая определяет основания для лишения водительских прав. В список включены:
• Несоответствия в конструкции автомобиля;
• Тип, цвет и количество осветительных приборов;
• Неправильный режим работы фар.
Поскольку обычно в инструкции к транспортному средству отсутствуют указания на запрет газоразрядных источников света, а цвет ламп и их температура во время работы (которая не превышает 6000 К) соответствуют требованиям ГОСТ, действия водителя могут регламентироваться частью 1 статьи №12-5 КоАП. В результате водитель может получить предупреждение или быть обязан выплатить штраф в сумме 500 рублей.
Если лишение прав за ксенон было произведено на незаконных основаниях, в течение 10 суток после получения постановления суда его следует обжаловать. Жалоба должна быть аргументированной и обоснованной, содержать ссылки на нормативные акты.
Получение водительских прав после лишения
Если водитель был лишен прав за незаконную установку ксеноновых ламп, ему потребуется сдать теоретический экзамен согласно новых требований законодательства. Можно попытаться повторно обжаловать лишение прав, но лучше использовать время на подготовку к экзамену. Если кроме лишения прав управления автомобилем водителю был назначен штраф, для получения удостоверения необходимо обязательно его уплатить. Чаще всего процесс восстановления водительских прав не занимает более 1 дня.
Источник