Лишая его чудесной силы
Увертюра оперы «Руслан и Людмила»
Идея произведения – торжество светлых сил жизни – раскрывается в увертюре оперы, в которой использована ликующая музыка финала оперы.
Музыка эта проникнута ожиданием праздника, пира, ощущением преддверия торжества.
В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания.
Материал этой блестящей увертюры пришел композитору в голову, когда однажды ночью он ехал в карете из села Новоспасское в Петербург.
Опера «Руслан и Людмила»
Опера в пяти действиях; либретто композитора и В. Ширкова по одноимённой поэме . Первая постановка: Петербург, 27 ноября 1842 года.
Действующие лица: Людмила (сопрано), Руслан (баритон), Светозар (бас), Ратмир (контральто), Фарлаф (бас), Горислава (сопрано), Финн (тенор), Наина (меццо-сопрано), Баян (тенор), Черномор (немая роль), сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки и мамки, отроки, гридни, чашники, стольники, дружина и народ; девы волшебного замка, арапы, карлы, рабы Черномора, нимфы, ундины.
Высокие хоромы великого князя Киевского Светозара полны гостей. Князь празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. Вещий Баян запевает песню о славе русской земли, о смелых походах. Он предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: над героями нависла смертельная опасность, им уготованы разлука, тяжкие испытания. Руслан и Людмила клянутся друг другу в вечной любви. Ратмир и Фарлаф, завидуя Руслану, втайне радуются предсказанию. Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных и соединят их. Гости славят молодых. Снова звучат напевы Баяна. На этот раз он предсказывает рождение великого певца, который сохранит от забвения историю Руслана и Людмилы. В разгар свадебного веселья раздается удар грома, все погружается во тьму. Мрак рассеивается, но Людмилы нет: она похищена. Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто спасет княжну. Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски.
В далеком северном краю, куда странствия привели Руслана, живет добрый волшебник Финн. Он предсказывает витязю победу над похитившим Людмилу Черномором. По просьбе Руслана Финн рассказывает свою историю. Бедный пастух, он полюбил красавицу Наину, но та отвергла его любовь. Ни подвигами, ни богатством, добытым в смелых набегах, не мог он завоевать сердце гордой красавицы. И лишь с помощью магических чар Финн внушил Наине любовь к себе, но Наина тем временем стала дряхлой старухой. Отвергнутая волшебником, теперь уже она преследует его. Финн предостерегает Руслана против козней злой волшебницы. Руслан продолжает свой путь.
Ищет Людмилу и Фарлаф. Но все, что встречается на пути, пугает трусливого князя. Неожиданно перед ним появляется страшная старуха. Это Наина. Она хочет помочь Фарлафу и этим отомстить Финну, который покровительствует Руслану. Фарлаф торжествует: близок тот день, когда он спасет Людмилу и станет обладателем Киевского княжества.
Поиски приводят Руслана в зловещее пустынное место. Он видит поле, усеянное костями павших воинов и оружием. Туман рассеивается, и перед Русланом возникают очертания огромной Головы. Она начинает дуть навстречу витязю, поднимается буря. Но, пораженная копьем Руслана, Голова откатывается, и под ней обнаруживается меч. Голова рассказывает Руслану историю двух братьев – великана и карлика Черномора, карлик хитростью одолел своего брата и, отрубив ему голову, заставил ее сторожить волшебный меч. Отдавая меч Руслану, Голова просит отомстить злому Черномору.
Волшебный замок Наины. Девы, подвластные колдунье, приглашают путников укрыться в замке. Здесь же тоскует возлюбленная Ратмира Горислава. Появившийся Ратмир не замечает ее. В замок Наины попадает и Руслан: он очарован красотой Гориславы. Витязей спасает Финн, разрушающий злые чары Наины. Ратмир, возвращенный Гориславе, и Руслан вновь отправляются в путь на поиски Людмилы.
В садах Черномора томится Людмила. Ничто не радует княжну. Она тоскует по Киеву, по Руслану и готова покончить с собой. Невидимый хор слуг уговаривает ее подчиниться власти чародея. Но их речи вызывают лишь гнев гордой дочери Светозара. Звуки марша возве щают о приближении Черномора. Рабы вносят на носилках карлика с огромной бородой. Начинаются танцы. Внезапно раздается звук рога. Это Руслан вызывает Черномора на поединок. Погрузив Людмилу в волшебный сон, Черномор уходит. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишая его чудесной силы. Но он не может пробудить Людмилу от волшебного сна.
В долине разбит стан Руслана. Ночь. Ратмир охраняет сон друзей. Вбегают испуганные рабы Черномора, которых Руслан освободил из-под власти злого волшебника. Они сообщают, что невидимой силой вновь похищена Людмила, вслед за которой скрылся и Руслан. Фарлаф, похитив с помощью Наины княжну, привез ее в Киев. Но никто не в силах пробудить Людмилу. Светозар оплакивает дочь. Неожиданно появляется Руслан. Волшебным перстнем Финна он пробуждает княжну. Ликующие киевляне славят храброго витязя, воспевают отчизну.
«Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение». Так описывает Глинка зарождение замысла оперы «Руслан и Людмила».
Композитор начал работать над оперой в 1837 году, не имея еще готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Среди них были (), (), () и др. В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава); подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы.
Замысел оперы в значительной степени отличается от литературного первоисточника. Гениальной юношеской поэме Пушкина (1820), основанной на темах русского сказочного эпоса, присущи черты легкой иронии, шутливого отношения к героям. От такой трактовки сюжета Глинка решительно отказался. Он создал произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений.
В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба и жестокость. Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни. Традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав целую галерею человеческих типов. Среди них— рыцарски благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, добрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор.
Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Большого театра в Петербурге.
«Руслан и Людмила» – эпическая опера. Монументальные образы Киевской Руси, легендарные фигуры великого князя Светозара, богатыря Руслана, вещего народного певца Баяна переносят слушателя в обстановку глубокой древности, рождают представление о красоте и ве личии народной жизни. Значительное место в опере занимают фантастические картины царства Черномора, замка Наины, музыка которых наделена восточным колоритом.
Основной конфликт – столкновение сил добра и зла – отражен в музыке оперы благодаря рельефному противопоставлению музыкальных характеристик действующих лиц. Вокальные партии положительных героев, народные сцены насыщены песенностью. Отрицательные персонажи либо лишены вокальной характеристики (Черномор), либо обрисованы при помощи речитативного «говорка» (Наина). Эпический склад подчеркивается обилием хоровых массовых сцен и неторопливым, как в былинном повествовании, развитием действия.
Идея произведения – торжество светлых сил жизни – раскрывается уже в увертюре, в которой использована ликующая музыка финала оперы. В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания.
Первый акт впечатляет широтой и монументальностью музыкального воплощения. Акт открывается интродукцией, включающей ряд номеров. Песня Баяна «Дела давно минувших дней», сопровождаемая переборами арф, имитирующих гусли, выдержана в мерном ритме, полна вел ичественного спокойствия. Лирический характер имеет вторая песня Баяна «Есть пустынный край». Интродукция завершается мощным заздравным хором «Светлому князю и здравье и слава». Каватина Людмилы «Грустно мне, родитель дорогой»– развитая сцена с хором – о тражает различные настроения девушки, шаловливо-грациозной, но способной и на большое искреннее чувство. Хор «Лель таинственный, упоительный», воскрешает дух древних языческих песен.
Сцена похищения начинается резкими аккордами оркестра; музыка принимает фантастический, сумрачный колорит, который сохраняется и в каноне «Какое чудное мгновенье»,передающем состояние оцепенения, охватившее всех. Венчает первый акт квартет с хором «О витязи, скорей во чисто поле», полный мужественной решимости.
Второй акт, состоящий из трех картин, начинается симфоническим вступлением, рисующим суровый таинственный северный пейзаж, объятый настороженной тишиной.
В первой картине центральное место занимает баллада Финна; музыка ее создает благородный образ, исполненный глубокой человечности и нравственной красоты.
Вторая картина по своему характеру противоположна первой. Облик Наины очерчен колючими ритмами коротких оркестровых фраз, холодными инструментальными тембрами. Меткий комический портрет ликующего труса запечатлен в рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего».
В центре третьей картины великолепная по музыке ария Руслана; ее медленное вступление «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями» передает настроение глубокого, сосредоточенного раздумья; второй– раздел, в быстром энергичном движении, наделен чертами героики.
Третий акт наиболее разнообразен по красочности, живописности музыки. Чередующиеся хоры, танцы, сольные номера рисуют обстановку волшебного замка Наины. Чарующе-обольстительно звучит гибкая, проникнутая сладостной истомой мелодия персидского хора «Ложится в поле мрак ночной». Каватина Гориславы «Любви роскошная звезда» полна горячего, страстного чувства. Ярко выраженным восточным колоритом отмечена ария Ратмира «И жар и зной сменила ночи тень»: прихотливая мелодия медленного раздела и гибкий вальсообразный ритм быстрого обрисовывают пылкую натуру хазарского витязя.
Четвертый акт отличается пышной декоративностью, яркостью неожиданных контрастов. Ария Людмилы «Ах ты доля, долюшка» – развернутая монологическая сцена; глубокая печаль переходит в решимость, негодование и протест. Марш Черномора рисует картину причудливого шествия; угловатая мелодия, пронзительные звуки труб, мерцающие звучания колокольчиков создают гротескный образ злого чародея. За маршем следуют восточные танцы: турецкий – плавный и томный, арабский – подвижный и мужественный; танцевальную сюиту заключает огненная, вихревая лезгинка.
В пятом акте две картины. В центре первой-проникнутый негой и страстью романс Ратмира «Она мне жизнь, она мне радость». Вторая картина – финал оперы. Суровый, горестный хор «Ах ты, свет-Людмила» близок народным плачам-причитаниям. Печалью окрашен и второй ход «Не проснется птичка утром», прерываемый скорбными репликами Светозара. Музыка сцены пробуждения овеяна утренней свежестью, поэзией расцветающей жизни; мелодию, полную живого, трепетного чувства, («Радость, счастье ясное»), запевает Руслан; к нему присоединяется Людмила, а затем остальные участники и хор. Заключительный хор («Слава великим богам») звучит ликующе, светло и жизнерадостно (музыка увертюры).
Источник
ÑÖÅÍÈ×ÅÑÊÀß ÐÅÄÀÊÖÈß ÅËÅÍÛ ÎÄÈÍÖÎÂÎÉ ÏÎ ÊÍÈÃÅ À. ÂÎËÊÎÂÀ “ÂÎËØÅÁÍÈÊ ÈÇÓÌÐÓÄÍÎÃÎ ÃÎÐÎÄÀ” ÄËß ÄÐÀÌÀÒÈ×ÅÑÊÎÃÎ ÒÅÀÒÐÀ.
Äåéñòâóþùèå ëèöà:
Ýëëè
Òîòîøêà, å¸ ñîáàêà
Ñòðàøèëà
Æåëåçíûé Äðîâîñåê
Òðóñëèâûé Ëåâ
Ãèíãåìà, çëàÿ âîëøåáíèöà
Áàñòèíäà, çëàÿ âîëøåáíèöà
Âèëëèíà, äîáðàÿ âîëøåáíèöà
Ãóäâèí, âîëøåáíèê Èçóìðóäíîãî ãîðîäà
Ëþäîåä
Âîðîíà
Ñòðàæ âîðîò Èçóìðóäíîãî ãîðîäà
Ïðåäâîäèòåëü ëåòó÷èõ îáåçüÿí
Æåâóíû è ìèãóíû æèòåëè Âîëøåáíîé ñòðàíû
Ðîëè Ãèíãåìû è Áàñòèíäû ìîæåò èñïîëíÿòü îäíà àêòðèñà. Âîðîíó ëó÷øå ðåøàòü, êàê ýëåìåíò êóêîëüíîãî òåàòðà. Òàê æå è äðóãèå èñïîëíèòåëè ìîãóò èãðàòü ïî äâå ðîëè. Íàïðèìåð èñïîëíèòåëü ðîëè Ëþäîåäà, ïîòîì ìîæåò âûéòè â îáðàçå æèòåëÿ Ôèîëåòîâîé ñòðàíû, ìèãóíà.
Êîãäà â çàëå íà÷èíàåò ãàñíóòü ñâåò, â çàëå çâó÷àò äâà ãîëîñà. Îäèí – äåòñêèé, ýòî ìàëåíüêàÿ äåâî÷êà è âòîðîé å¸ ìàìû:
ÃÎËÎÑ ÄÅÂÎ×ÊÈ. Ìàìî÷êà. À òåïåðü âîëøåáíèêè åñòü?
ÃÎËÎÑ ÌÀÌÛ. Íåò, ìîÿ äîðîãàÿ. Æèëè âîëøåáíèêè â ïðåæíèå âðåìåíà, à òåïåðü ïåðåâåëèñü. Äà è ê ÷åìó îíè? È áåç íèõ õëîïîò õâàòèò.
ÃÎËÎÑ ÄÅÂÎ×ÊÈ. À âñå-òàêè áåç âîëøåáíèêîâ ñêó÷íî. Åñëè áû ÿ âäðóã ñäåëàëàñü êîðîëåâîé, òî îáÿçàòåëüíî ïðèêàçàëà áû, ÷òîáû â êàæäîì ãîðîäå è â êàæäîé äåðåâíå áûë âîëøåáíèê. È ÷òîáû îí ñîâåðøàë äëÿ äåòåé ðàçíûå ÷óäåñà. Âîò ÷òîáû êàæäàÿ äåâî÷êà è êàæäûé ìàëü÷èê, ïðîñûïàÿñü óòðîì, íàõîäèëè ïîä ïîäóøêîé áîëüøîé ñëàäêèé ïðÿíèê.
Íà ñâåòå äîëæíà áûòü ñòðàíà, â êîòîðîé æèâóò âîëøåáíèêè.
Êàê ðàç â ýòî ñàìîå âðåìÿ â äàëåêîé ñòðàíå, çà âûñîêèìè ãîðàìè, êîëäîâàëà â óãðþìîé ãëóáîêîé ïåùåðå çëàÿ âîëøåáíèöà Ãèíãåìà.  áîëüøîì çàêîï÷åííîì êîòëå Ãèíãåìà âàðèëà âîëøåáíîå çåëüå. Îíà áðîñàëà â êîòåë ìûøåé, îòðûâàÿ îäíó çà äðóãîé îò ñâÿçêè.
ÃÈÍÃÅÌÀ. Êóäà ýòî ïîäåâàëèñü çìåèíûå ãîëîâû? Íå âñå æå ÿ ñúåëà çà çàâòðàêîì!.. À, âîò îíè .Óõ, íåíàâèñòíûå ëþäè! Âîò è ãîòîâî ìîå çåëüå íà ïîãèáåëü âàì! Îêðîïëþ ëåñà è ïîëÿ, è ïîäíèìåòñÿ áóðÿ, êàêîé åùå íà ñâåòå íå áûâàëî!
Âûñîêî â ëó÷å ìû âèäèì äîáðóþ âîëøåáíèöó Âèëëèíó. Âåòåð ðàçâåâàåò å¸ ïëàòüå, â ðóêàõ îíà äåðæèò áîëüøóþ êíèãó.
ÂÈËËÈÍÀ. Áàìáàðà, ÷óôàðà, ñêîðèêè, ìîðèêè
Ãèíãåìà, ðàçìàõèâàÿ ïîìåëîì, ïðîäîëæàëà êîëäîâàòü.
ÃÈÍÃÅÌÀ. Ñóñàêà, ìàñàêà, áóðèäî, ôóðèäî! Óíè÷òîæàé, óðàãàí, ëþäåé, æèâîòíûõ, ïòèö! Òîëüêî ëÿãóøå÷åê, ìûøåê, çìååê, ïàó÷êîâ íå òðîãàé, óðàãàí! Ïóñòü îíè ïî âñåìó ñâåòó ðàçìíîæàòñÿ íà ðàäîñòü ìíå, ìîãó÷åé âîëøåáíèöå Ãèíãåìå! Áóðèäî, ôóðèäî, ñóñàêà, ìàñàêà! Ðàçðàçèñü, óðàãàí! Ëåòè ïî ñâåòó, êàê áåøåíûé çâåðü! Ðâè, ëîìàé, êðóøè! Îïðîêèäûâàé äîìà, ïîäíèìàé íà âîçäóõ!
ÂÈËËÈÍÀ. Áàìáàðà, ÷óôàðà, ñêîðèêè, ìîðèêè, òóðàáî, ôóðàáî, ëîðèêè, åðèêè
Ïóñòü ýòîò óðàãàí ïîäõâàòèò ìàëåíüêèé äîìèê, êîòîðûé âñåãäà ïóñòóåò â áóðþ, è áîëüøå íèêîìó íå ïðè÷èíèò âðåäà!
ÃÈÍÃÅÌÀ. Êðóøè, ðâè, ëîìàé! Ñóñàêà, ìàñàêà, ëýìà, ðýìà, ãýìà!.. Áóðèäî, ôóðèäî, ñýìà, ïýìà,ôýìà!..
Âåòåð. Áóðÿ. Ìîëíèè. Ãðîì. Ãèíãåìà â äèêîì âîñòîðãå êðóæèòñÿ íà ìåñòå è âåòåð ðàçâåâàåò ïîëû åå äëèííîé ÷åðíîé ìàíòèè
Ìðàê
. È âäðóã âñ¸ ñòèõëî. Çàñèÿëî ñîëíöå. È ìû âèäèì ìàëåíüêóþ äåâî÷êó, êîòîðàÿ, çàæìóðèâøèñü îò ñòðàõà, ñèäèò ïðÿìî íà çåìëå. Çà íåé íàáëþäàþò òðÿñóùèåñÿ îò óæàñà æèòåëè Ãîëóáîé ñòðàíû æåâóíû. Îíè ïåðåø¸ïòûâàþòñÿ.
ÆÅÂÓÍÛ. Ôåÿ óáèâàþùåãî äîìèêà!
ÝËËÈ (çàìå÷àåò èõ è ïîíèìàåò, ÷òî ýòî ãîâîðÿò î íåé). Âû î÷åíü ëþáåçíû, íî òóò îøèáêà: ÿ íå ôåÿ, è ÿ íèêîãî íå óáèâàëà! (çîâ¸ò)Òîòîøêà!
Ñ ëàåì âûñêî÷èë ï¸ñ è Ýëëè ñ ðàäîñòüþ ïðèæàëà åãî ê ñåáå. Ïîÿâèëàñü âîëøåáíèöà Âèëëèíà, è æåâóíû ñêëîíèëèñü ïåðåä íåé ñ âîçãëàñàìè: «Âèëëèíà! Ýòî Âèëëèíà âîëøåáíèöà Ƹëòîé ñòðàíû!»
ÂÈËËÈÍÀ. Ñêàæè ìíå, êàê òû î÷óòèëàñü â ñòðàíå æåâóíîâ, þíîå äèòÿ?
ÝËËÈ. Ìåíÿ ñþäà ïðèíåñ óðàãàí â òîì äîìèêå.
ÂÈËËÈÍÀ. Ñòðàííî, î÷åíü ñòðàííî! ß óçíàëà, ÷òî çëàÿ âîëøåáíèöà Ãèíãåìà âûæèëà èç óìà, çàõîòåëà ïîãóáèòü ÷åëîâå÷åñêèé ðîä è íàñåëèòü çåìëþ êðûñàìè è çìåÿìè. È ìíå ïðèøëîñü óïîòðåáèòü âñå ñâîå âîëøåáíîå èñêóññòâî
ÝËËÈ. À ìàìà ãîâîðèëà ìíå, ÷òî òåïåðü íåò âîëøåáíèêîâ!
ÂÈËËÈÍÀ. Ãäå æèâåò òâîÿ ìàìà?
ÝËËÈ. Â Êàíçàñå.
ÂÈËËÈÍÀ. Íèêîãäà íå ñëûõàëà òàêîãî íàçâàíèÿ. Íî, ÷òî áû íå ãîâîðèëà òâîÿ ìàìà, â ýòîé ñòðàíå æèâóò âîëøåáíèêè è ìóäðåöû. ß – âîëøåáíèöà Æåëòîé ñòðàíû Âèëëèíà. À òâîé äîìèê ðàçäàâèë çëóþ âîëøåáíèöó Ãîëóáîé ñòðàíû Ãèíãåìó.
ÝËËÈ. Âû, êîíå÷íî, îøèáàåòåñü: ÿ íèêîãî íå óáèâàëà.
ÂÈËËÈÍÀ. ß òåáÿ íå âèíþ. Âåäü ýòî ÿ, ÷òîáû ñïàñòè ëþäåé îò áåäû, ëèøèëà óðàãàí ðàçðóøèòåëüíîé ñèëû è ïîçâîëèëà çàõâàòèòü åìó òîëüêî îäèí äîìèê, ÷òîáû ñáðîñèòü åãî íà ãîëîâó êîâàðíîé Ãèíãåìå, ïîòîìó ÷òî âû÷èòàëà â ñâîåé âîëøåáíîé êíèãå, ÷òî îí âñåãäà ïóñòóåò â áóðþ
ÝËËÈ. Ýòî ïðàâäà, ñóäàðûíÿ, âî âðåìÿ óðàãàíîâ ìû ïðÿ÷åìñÿ â ïîãðåá, íî ÿ ïîáåæàëà â äîìèê çà ìîåé ñîáà÷êîé
ÂÈËËÈÍÀ. Òàêîãî áåçðàññóäíîãî ïîñòóïêà ìîÿ âîëøåáíàÿ êíèãà íèêàê íå ìîãëà ïðåäâèäåòü! Çíà÷èò, âî âñåì âèíîâàò ýòîò ìàëåíüêèé çâåðü
ÒÎÒÎØÊÀ. Òîòîøêà, àâ-àâ, ñ âàøåãî ïîçâîëåíèÿ, ñóäàðûíÿ. Äà, ñ ãðóñòüþ ïðèçíàþñü, ýòî ÿ âî âñåì âèíîâàò
(Ýëëè óïàëà îò èçóìëåíèÿ)
ÝËËÈ. Êàê, òû çàãîâîðèë, Òîòîøêà!?
ÒÎÒÎØÊÀ. Íå çíàþ, êàê ýòî ïîëó÷àåòñÿ, Ýëëè, íî, àâ-àâ, èç ìîåãî ðòà íåâîëüíî âûëåòàþò ÷åëîâå÷åñêèå ñëîâà
ÂÈËËÈÍÀ. Âèäèøü ëè, Ýëëè, â ýòîé ÷óäåñíîé ñòðàíå ðàçãîâàðèâàþò íå òîëüêî ëþäè, íî è âñå æèâîòíûå è äàæå ïòèöû. Ïîñìîòðè âîêðóã, òåáå çäåñü íðàâèòñÿ?
ÝËËÈ. Äà. Íî ÿ õî÷ó âåðíóòüñÿ íà ðîäèíó, ê ìàìå è ïàïå
ÂÈËËÈÍÀ. Âðÿä ëè ýòî âîçìîæíî. Áîþñü, ìîÿ êðîøêà, ÷òî òåáå ïðèäåòñÿ îñòàòüñÿ ñ íàìè.
Ýëëè çàïëàêàëà, è äîáðûå æåâóíû òîæå ñòàëè ïëàêàòü, à øëÿïû ñíÿëè è ïîñòàâèëè èõ íà çåìëþ, ÷òîáû áóáåí÷èêè ñâîèì çâîíîì íå ìåøàëè èì ðûäàòü.
ÝËËÈ. À âû ñîâñåì íå ïîìîæåòå ìíå?
ÂÈËËÈÍÀ. ß ñîâñåì çàáûëà, ÷òî âîëøåáíàÿ êíèãà ïðè ìíå. Íàäî ïîñìîòðåòü â íåå: ìîæåò áûòü, ÿ òàì ÷òî-íèáóäü âû÷èòàþ ïîëåçíîå äëÿ òåáÿ
Âèëëèíà âûíóëà èç ñêëàäîê îäåæäû êðîøå÷íóþ êíèæå÷êó âåëè÷èíîé ñ íàïåðñòîê. Âîëøåáíèöà ïîäóëà íà íåå, è íà ãëàçàõ êíèãà íà÷àëà ðàñòè, è ïðåâðàòèëàñü â ãðîìàäíûé òîì. Îí áûë òàê òÿæåë, ÷òî âîëøåáíèöà ïîëîæèëà åãî íà áîëüøîé êàìåíü. Âèëëèíà ñìîòðåëà íà ëèñòû êíèãè, è îíè ñàìè ïåðåâîðà÷èâàëèñü ïîä åå âçãëÿäîì.
ÂÈËËÈÍÀ. Íàøëà, íàøëà! «Áàìáàðà, ÷óôàðà, ñêîðèêè, ìîðèêè, òóðàáî, ôóðàáî, ëîðèêè, åðèêè
Âåëèêèé âîëøåáíèê Ãóäâèí âåðíåò äîìîé ìàëåíüêóþ äåâî÷êó, çàíåñåííóþ â åãî ñòðàíó óðàãàíîì, åñëè îíà ïîìîæåò òðåì ñóùåñòâàì äîáèòüñÿ èñïîëíåíèÿ èõ ñàìûõ çàâåòíûõ æåëàíèé, ïèêàïó, òðèêàïó, áîòàëî, ìîòàëî
»
ÆÅÂÓÍÛ (â ñâÿùåííîì óæàñå). Ïèêàïó, òðèêàïó, áîòàëî, ìîòàëî
ÝËËÈ. À êòî òàêîé Ãóäâèí?
ÂÈËËÈÍÀ. Î, ýòî ñàìûé âåëèêèé ìóäðåö íàøåé ñòðàíû. Îí ìîãóùåñòâåííåå âñåõ íàñ è æèâåò â Èçóìðóäíîì ãîðîäå.
ÝËËÈ. À îí çëîé èëè äîáðûé?
ÂÈËËÈÍÀ. Ýòîãî íèêòî íå çíàåò.
ÝËËÈ. Êàê æå ÿ äîéäó äî Èçóìðóäíîãî ãîðîäà?
ÂÈËËÈÍÀ. Äîðîãà â Èçóìðóäíûé ãîðîä âûìîùåíà æåëòûì êèðïè÷îì, è òû íå çàáëóäèøüñÿ. Êîãäà ïðèäåøü ê Ãóäâèíó, ïðîñè ó íåãî ïîìîùè
ÝËËÈ. À äîëãî ìíå ïðèäåòñÿ çäåñü ïðîæèòü, ñóäàðûíÿ?
ÂÈËËÈÍÀ. Íå çíàþ. Îá ýòîì íè÷åãî íå ñêàçàíî â ìîåé âîëøåáíîé êíèãå. Èäè, èùè, áîðèñü! ß áóäó âðåìÿ îò âðåìåíè çàãëÿäûâàòü â ìîþ âîëøåáíóþ êíèãó, ÷òîáû çíàòü, êàê èäóò òâîè äåëà. Ïðîùàé, ìîÿ äîðîãàÿ!
Âèëëèíà íàêëîíèëàñü ê îãðîìíîé êíèãå, è òà òîò÷àñ ñæàëàñü äî ðàçìåðîâ íàïåðñòêà, è èñ÷åçëà â ñêëàäêàõ ìàíòèè. Íàëåòåë âèõðü, ñòàëî òåìíî, è, êîãäà ìðàê ðàññåÿëñÿ, Âèëëèíû óæå íå áûëî: âîëøåáíèöà èñ÷åçëà. Ýëëè è æåâóíû çàäðîæàëè îò ñòðàõà, è áóáåí÷èêè íà øëÿïàõ ìàëåíüêèõ ëþäåé çàçâåíåëè ñàìè ñîáîé.
ÑÒÀÐØÈÍÀ ÆÅÂÓÍÎÂ. Ìîãóùåñòâåííàÿ ôåÿ! Ïðèâåòñòâóåì òåáÿ â Ãîëóáîé ñòðàíå! Òû óáèëà çëóþ Ãèíãåìó è îñâîáîäèëà æåâóíîâ!
ÝËËÈ. Âû æå ñëûøàëè, ÷òî ìîé äîìèê óïàë íà Ãèíãåìó ïî ïðèêàçó âîëøåáíèöû Âèëëèíû
ÑÒÀÐØÈÍÀ ÆÅÂÓÍÎÂ. Ìû ýòîìó íå âåðèì, áîòàëî, ìîòàëî.
Âåäü òîëüêî ôåè ìîãóò ðàçúåçæàòü â ñâîèõ äîìèêàõ, è òîëüêî ôåÿ ìîãëà ðàçäàâèòü çëóþ âîëøåáíèöó Ãèíãåìó êðàê! Êðàê! êàê ïóñòóþ ÿè÷íóþ ñêîðëóïó!!! È ñ òîáîé óäèâèòåëüíûé çâåðü, êîòîðîãî ìû íèêîãäà íå âèäåëè!
ÆÅÂÓÍÛ (ïåðåáèâàÿ äðóã äðóãà).Ãèíãåìà ìíîãî ëåò ïðàâèëà íàìè è çàñòàâëÿëà íàñ ðàáîòàòü! Îíà çàñòàâëÿëà ðàáîòàòü íàñ äåíü è íî÷ü! Îíà ïðèêàçûâàëà íàì ëîâèòü ïàóêîâ è ëåòó÷èõ ìûøåé, ñîáèðàòü ëÿãóøåê è ïèÿâîê ïî êàíàâàì. Ýòî áûëè åå ëþáèìûå êóøàíüÿ
À ìû
ìû î÷åíü áîèìñÿ ïàóêîâ è ïèÿâîê!
Æåâóíû çàïëàêàëè.
ÝËËÈ. Î ÷åì æå âû ïëà÷åòå? Âåäü âñå ýòî ïðîøëî!
ÆÅÂÓÍÛ. Ïðàâäà, ïðàâäà! (Îíè äðóæíî ðàññìåÿëèñü è áóáåí÷èêè íà èõ øëÿïàõ âåñåëî çàçâåíåëè).
ÑÒÀÐØÈÍÀ ÆÅÂÓÍÎÂ. Ìîãóùåñòâåííàÿ ãîñïîæà Ýëëè! Õî÷åøü ñòàòü íàøåé ïîâåëèòåëüíèöåé âìåñòî Ãèíãåìû? Ìû óâåðåíû, ÷òî òû î÷åíü äîáðà è íå ñëèøêîì ÷àñòî íàñ áóäåøü íàêàçûâàòü!
ÝËËÈ. Íåò! ß òîëüêî ìàëåíüêàÿ äåâî÷êà è íå ãîæóñü â ïðàâèòåëüíèöû ñòðàíû. Åñëè âû äåéñòâèòåëüíî õîòèòå ïîìî÷ü ìíå, äàéòå âîçìîæíîñòü èñïîëíèòü âàøè ñàìûå çàâåòíûå æåëàíèÿ!
ÆÅÂÓÍÛ. Ó íàñ áûëî åäèíñòâåííîå æåëàíèå èçáàâèòüñÿ îò çëîé Ãèíãåìû, ïèêàïó, òðèêàïó! Íî òâîé äîìèê êðàê! êðàê! ðàçäàâèë åå, è ó íàñ áîëüøå íåò æåëàíèé!
ÝËËÈ. Òîãäà ìíå íå÷åãî çäåñü äåëàòü. ß ïîéäó èñêàòü òåõ, ó êîãî åñòü æåëàíèÿ. Òîëüêî âîò áàøìàêè ó ìåíÿ óæ î÷åíü ñòàðûå è ðâàíûå îíè íå âûäåðæàò äîëãîãî ïóòè.
ÒÎÒÎØÊÀ. Íå ãîðþé, Ýëëè, ÿ òóò íåïîäàëåêó âèäåë êîå-÷òî
Òîòîøêà èñ÷åç. Æåâóíû âñòðåâîæèëèñü è î ÷¸ì-òî íà÷àëè ãîðÿ÷î ïåðåãîâàðèâàòüñÿ. ×åðåç ìèíóòó îí âåðíóëñÿ ñ êðàñèâûìè ñåðåáðÿíûìè áàøìà÷êàìè â çóáàõ è òîðæåñòâåííî ïîëîæèë èõ ó íîã Ýëëè. Íà áàøìà÷êàõ áëåñòåëè çîëîòûå ïðÿæêè.
ÝËËÈ. Êàêàÿ ïðåëåñòü! Îòêóäà òû ýòî âçÿë?
ÆÅÂÓÍÛ (â óæàñå çàêðè÷àëè) Àé-àé-àé! Òû îñìåëèëñÿ âîéòè â ïåùåðó Ãèíãåìû?!
ÒÎÒÎØÊÀ. À ÷òî òóò ñòðàøíîãî? Âåäü Ãèíãåìà-òî óìåðëà!
ÑÒÀÐØÈÍÀ ÆÅÂÓÍÎÂ. Òû, äîëæíî áûòü, òîæå âîëøåáíèê! (Âñå äðóãèå æåâóíû ñîãëàñíî çàêèâàëè ãîëîâàìè è áóáåí÷èêè ïîä øëÿïàìè äðóæíî çàçâåíåëè).
ÝËËÈ (íåæíî ïðèæàëà ï¸ñèêà ê ãðóäè). Àõ, òû, ìîé ìèëûé ñìåëü÷àê!  ýòèõ áàøìà÷êàõ ÿ ïðîéäó áåç óñòàëè ñêîëüêî óãîäíî
ÑÒÀÐØÈÍÀ ÆÅÂÓÍÎÂ. (îáðàùàÿñü ê Æåâóíàì). Ìèëîñòèâàÿ ãîñïîæà Ýëëè óõîäèò îò íàñ, ïðèíåñèòå å¸ åäû íà äîðîãó (Æåâóíû ïîáåæàëè çà åäîé, à îí ñêàçàë ïî ñåêðåòó Ýëëè). Ýòî î÷åíü õîðîøî, ÷òî òû íàäåëà áàøìà÷êè çëîé Ãèíãåìû, êàæåòñÿ, â íèõ çàêëþ÷åíà âîëøåáíàÿ ñèëà, íî êàêàÿ ýòî ñèëà, ìû íå çíàåì
Æåâóíû ïðèáåæàëè è ïðèíåñëè ñòîëüêî åäû, ÷òî Ýëëè ðàññìåÿëàñü.
ÝËËÈ. Êóäà íàì ñòîëüêî! Ýòî è çà ãîä íå ñú¸ñòü!
ÑÒÀÐØÈÍÀ ÆÅÂÓÍÎÂ. Äîðîãà äî Èçóìðóäíîãî ãîðîäà äëèííàÿ è òðóäíàÿ. Ïðîùàé, ìîãóùåñòâåííàÿ ôåÿ óáèâàþùåãî äîìèêà!
Источник