Личная гигиена тяжелобольного пациента уход за кожей
Тяжелобольными принято называть тех пациентов, у которых диагностированы значительные нарушения функций органов и систем организма, которые влекут за собой частичную либо полную неподвижность. Патронажный уход за тяжелобольным человеком – настоящая наука, которая далеко не ограничивается простым набором действий «покормить, одеть, помыть».
Зачастую болезнь близкого человека застает нас врасплох, кардинально меняя всю жизнь. Подготовиться заранее к непростому испытанию очень трудно. Поэтому, оказываясь один на один с тяжелобольным родственником, многие не знают что делать, впадают в панику. Вместе с тем неквалифицированный уход за прикованным к постели больным может спровоцировать ухудшение общего самочувствия, вызвать рецидив заболевания.
В домашних условиях ухаживать за тяжелобольным можно самостоятельно или воспользовавшись помощью специально обученной сиделки. С медицинской точки зрения уход за тяжелобольным, ведущим исключительно лежачий образ жизни, подразделяют на совокупность общих и специальных мер.
К стандартным мерам ухода, которые должна выполнять сиделка или ухаживающий родственник, можно отнести:
- помощь в выполнении каждодневных гигиенических процедур, естественных отправлений;
- приготовление пищи больному согласно рекомендациям врача;
- помощь в употреблении пищи;
- организация и соблюдение распорядка дня;
- выполнение процедур для профилактики пролежней;
- лечение пролежней в случае их появления;
- контроль состояния больного, своевременное информирование лечащего доктора в случае ухудшения самочувствия;
- уборка помещения, смена постельного белья.
Специальный уход — совокупность терапевтических мер, подбираемых болеющему в зависимости от установленного медицинского заключения. Уход за такими больными должен быть грамотным и профессиональным. Особенно если речь идет о престарелом тяжелобольном. Происходит это из-за того, что чаще всего заболевание сопровождается возрастными гериатрическими осложнениями.
К специальным мерам ухода относятся такие мероприятия:
- строгий контроль приема терапевтических препаратов;
- массаж, физиопроцедуры;
- помощь в выполнении лечебной гимнастики;
- проведение мероприятий для нормальной работы органов ЖКТ;
- соблюдение диетотерапии, питьевого режима;
- проведение психотерапевтических мероприятий, для поддержания эмоционального фона больного.
Стоит понимать, что ни специальный, ни общий уход, не могут заменить терапию. Однако без профессионального проведения комплекса надлежащих мер выздоровление больного может затянуться.
Особенности гигиенического ухода за тяжелобольными пациентами
Комфорт больного человека полностью или частично прикованного к постели зависит не только от своевременного приема выписанных лечащим доктором медикаментов. Грамотный гигиенический уход за тяжелобольным среди перечня необходимых мер — гарантия бодрости и быстрейшего выздоровления пациента.
За кожей пациента придерживающегося постельного режима нужно ухаживать особенно тщательно. Кожа человека выполняет такие функции: защитную, аналитическую, регуляторную, выделительную. Через потовые каналы дермы выделяется вода, мочевая кислота, мочевина, калий, прочие вещества. В нормальном состоянии организм выделяет примерно 1 л пота в сутки. Больной, у которого наблюдается лихорадка, может выделять 10 и больше литров пота. После испарения пота на поверхности эпидермиса остаются продукты обмена, пагубно отражающиеся на состоянии кожи.
Участки эпидермиса, загрязненные потом и кожным салом, естественными испражнениями, начинают зудеть, краснеть. Это ведет к инфицированию кожи. В результате появляются опрелости, ранки, грибковые заболевания, пролежни. Проблемными местами на теле человека являются:
- подмышечные впадины;
- участки между пальцами рук, ног;
- складки в области интимных органов;
- участки под грудью у женщин;
- межъягодичное пространство.
Гигиенический уход за тяжелобольными пациентами включает комплекс таких мероприятий:
- Уход за телом
Заботиться о теле больного нужно начиная с организации комфортного спального места. Для постели необходимо выбирать мягкое белье, без грубых швов. Важно следить, чтобы на лежачем месте не образовывались складки, не собирались крошки, другие посторонние предметы, травмирующие эпидермис. Необходимо следить, чтобы на матрасе не образовывались впадины. Для организации спального места лучше выбирать специальный противопролежневый матрас. Одеяло нужно выбирать в меру легкое и теплое. Как перегрев, так и переохлаждение, пагубно сказываются на здоровье прикованного к постели пациента.
Смену постельного и нательного белья нужно проводить по мере загрязнения. Если больной не может контролировать свои физиологические испражнения, необходимо использовать памперсы.
Влажную обработку тела выполняют 1 раз в сутки, гениталий – по мере необходимости. Для обмывания понадобится: тазик, теплая вода, мягкое полотенце/губка, жидкое мыло, камфорное масло. После обмывания тело необходимо вытереть насухо, обработать места подверженные образованию пролежней камфорным маслом, дать подсохнуть на свежем воздухе. Общий гигиенический уход за тяжелобольным выполняют несколько раз в сутки.
- Гигиена полости рта
Чистить зубы нужно после пробуждения, перед сном. После употребления пищи рекомендуется ополаскивать рот дезинфицирующим раствором. Связано это с тем, что тяжелые заболевания, связанные с лихорадкой, становятся причиной ослабления организма. В результате этого во влажной среде полости рта начинают активно развиваться микробы, которые вызывают болезни полости рта. Это становится причиной дополнительного дискомфорта лежачего пациента.
Особенно тщательно нужно следить за зубными протезами. Они могут стать причиной развития во рту гингивита, кандидоза. Протезы необходимо тщательно мыть после употребления еды. Если наблюдается сухость рта, протезы нужно снимать на ночь и замачивать в слабом растворе натрия гипохлорита. Ночью протезы рекомендуется хранить в сухой чистой плотно закрывающейся посуде. Если пациент не способен самостоятельно провести гигиену рта, сиделка (ухаживающий человек) должна помочь почистить зубы, прополоскать рот. Чистку зубов зубной пастой можно заменить обработкой ротовой полости тампоном, увлажненным слабым раствором марганцовки. Не забывайте очищать язык, дёсны, губы.
- Гигиена ушей
Уши необходимо периодически промывать теплой водой с очищающим средством на выбор. Важно следить, чтобы в слуховом проходе не осталась вода. Серу удобно удалять тампоном увлажненным раствором перекиси водорода/растительным маслом. Любые воспалительные процессы необходимо своевременно лечить.
- Уход за носовыми проходами
Чистить нос необходимо по потребности больного. В случае наблюдения воспалительного процесса носовых ходов ежедневно. Жидкие выделения отсасывают специальной клизмой, трубками, другими подходящими устройствами. Сухие корочки, образовывающиеся на внутренних стенках носа, удобно удалять марлевым тампоном смоченным вазелином, растительным маслом на выбор. Помните выделения, собирающиеся в носу, затруднят дыхание, тем самым ухудшают самочувствие тяжелобольного.
- Уход за глазами
Ухаживающий человек обязан должное внимание уделять уходу за глазами. Несвоевременное удаление выделений из уголков глаз может стать причиной развития инфекции, способной поразить глаз, нарушить зрение. Глаза и веки необходимо протирать марлевым тампоном, увлажненным теплой водой или дистиллированным раствором. Для каждого глаза берут отдельный тампон. После очистки глазного яблока от слизи, гноя, глаза можно закапать специальными каплями или смазать подходящей мазью.
- Уход за волосами
Лежачему больному голову необходимо мыть каждыее 4 – 6 дней. Несвоевременное мытье может стать причиной сухости, ломкости волос, появления перхоти. Чтобы гигиену головы сделать простой и комфортной, волосы больного необходимо коротко остричь. Помимо мытья головы волосы тяжелобольного нужно ежедневно расчесывать. Гребешок для расчесывания можно смачивать раствором уксуса, который хорошо удаляет пыль и перхоть. Помните, у больного должен быть свой личный гребешок. Его необходимо периодически мыть в растворе спирта или уксуса. Для мытья головы больного прикованного к постели целесообразно использовать тазик, клеенку, полотенце, фен.
- Уход за ногтями
Лежачему больному необходимо коротко остригать ногти. Коротко остриженные ногти делают руки привлекательными. Помимо этого, исключают случайное расчесывание кожи, что ведет к формированию долго незаживающих ран. Ногти и инструменты, до и после стрижки стоит обработать дезинфицирующим средством. Для этого подходят медицинский спирт, одеколон, хлораминт.
- Бритье лица
Регулярным компонентом туалета мужчин является бритье. Гладко выбритая кожа, позволяет чувствовать себя аккуратным и ухоженным, создает приятный эмоциональный фон. Для бритья лучше всего использовать электрическую бритву. Кожу после процедуры в обязательном случае нужно обработать подходящим косметическим средством.
Перечень необходимых ежедневных ухаживающих действий
Выбор комплекса, периодичности выполнения гигиенических процедур зависит от состояния тяжелобольного. Очень важно понять, какие действия больной в состоянии производить самостоятельно, чтобы не утратить те навыки, которые еще имеются. Каждое утро ухаживающий человек должен:
- разбудить больного;
- помочь справить естественную нужду;
- подмыть гениталии, в случае необходимости сменить памперс;
- провести гигиенические процедуры — выполнить туалет глаз, носа, рта, ушей;
- протереть подмышечные впадины, места под грудью у женщин;
- причесать волосы;
- поправить постель, пижаму;
- выполнить профилактику пролежней;
- измерить физиологические показатели;
- покормить пациента;
- помочь принять лекарства;
- выполнить индивидуальные рекомендации врача.
Тщательный гигиенический уход — комфорт и благополучие лежачего больного.
Источник
Ïîíÿòèå ëè÷íîé ãèãèåíû, âèäû óõîäà è åãî ïðèíöèïû. Áåëüåâîé ðåæèì â ñòàöèîíàðå. Îñîáåííîñòè ïðèãîòîâëåíèÿ ïîñòåëè, ñìåíû ïîñòåëüíîãî è íàòåëüíîãî áåëüÿ. Îñíîâíûå ýëåìåíòû óõîäà çà òÿæåëîáîëüíûì ïàöèåíòîì: çà êîæåé, ñëèçèñòûìè è çà âîëîñàìè ïàöèåíòîâ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ëè÷íàÿ ãèãèåíà òÿæåëîáîëüíîãî ïàöèåíòà
Ïîíÿòèå ëè÷íîé ãèãèåíû, âèäû óõîäà è åãî ïðèíöèïû. Áåëüåâîé ðåæèì â ñòàöèîíàðå. Ïðèãîòîâëåíèå ïîñòåëè, ñìåíà ïîñòåëüíîãî è íàòåëüíîãî áåëüÿ. Îñíîâíûå ýëåìåíòû óõîäà çà òÿæåëîáîëüíûì ïàöèåíòîì: çà êîæåé, ñëèçèñòûìè, âîëîñàìè. Èñïîëü çîâàíèå ñîâðåìåííûõ ñðåäñòâ ëè÷íîé ãèãèåíû ïî óõîäó çà ïàöèåíòîì.
Ëè÷íàÿ ãèãèåíà, âèäû óõîäà, ïðèíöèïû.
Ëè÷íàÿ ãèãèåíà- îòðàñëü ãèãèåíû, èçó÷àþùàÿ âîïðîñû ñîõðàíåíèÿ è óêðåïëåíèÿ çäîðîâüÿ ÷åëîâåêà ïóòåì ñîáëþäåíèÿ ãèãèåíè÷åñêîãî ðåæèìà åãî æèçíè è äåÿòåëüíîñòè.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ëè÷íàÿ ãèãèåíà ñòàëà ìîùíûì ôàêòîðîì óêðåïëåíèÿ çäîðîâüÿ è ïðåäóïðåæäåíèÿ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé, ïîçâîëÿåò ýôôåêòèâíî áîðîòüñÿ ñ ãèïîäèíàìèåé è íåðâíî-ïñèõè÷åñêèì íàïðÿæåíèåì.
Ëè÷íàÿ ãèãèåíà – ýòî ìåðû, íàïðàâëåííûå íà ñîáëþäåíèå ÷èñòîòû ñîáñòâåííîãî òåëà è òùàòåëüíûé óõîä çà íèì.
Óðîâåíü óäîâëåòâîðåíèÿ äàííîé ïîòðåáíîñòè áóäåò çàâèñåòü îò îñîáåííîñòåé ëè÷íîñòè, â òîì ÷èñëå îò:
· ñòåïåíè íåçàâèñèìîñòè îò îêðóæàþùèõ;
· óðîâíÿ êóëüòóðû;
· ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîãî ñòàòóñà;
· óðîâíÿ îáùåãî ðàçâèòèÿ;
· ñòåïåíè èíäèâèäóàëüíîé ïîòðåáíîñòè.
Ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà ïîìîãàåò ïàöèåíòó â óõîäå â ñëó÷àå íåâîçìîæíîñòè îñóùåñòâëåíèÿ åãî ñàìîñòîÿòåëüíî.
Óõîä çà áîëüíûìè (èëè ãèïóðãèÿ) – ýòî ìåðîïðèÿòèÿ, ïðîâîäèìûå ñ öåëüþ óäîâëåòâîðåíèÿ åãî îñíîâíûõ æèçíåííûõ ïîòðåáíîñòåé, îáëåã÷åíèÿ ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà è äîñòèæåíèÿ áëàãîïðèÿòíîãî èñõîäà çàáîëåâàíèÿ.
Îáùèé óõîä ïîçâîëÿåò îáñëóæèâàòü ïàöèåíòîâ íåçàâèñèìî îò âèäà è õàðàêòåðà çàáîëåâàíèÿ. Îáùèé óõîä âêëþ÷àåò ïðîâåäåíèå ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ. ãèãèåíà òÿæåëîáîëüíîé ïàöèåíò ñòàöèîíàð
Îáúåì íåçàâèñèìûõ ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ:
· ïðîöåäóðû ëè÷íîé ãèãèåíû (ñìåíà áåëüÿ, ãèãèåíà êîæè, óòðåííèé òóàëåò);
· îáùàÿ ãèãèåíà ïîìåùåíèé (óáîðêà, ïðîâåòðèâàíèå, êâàðöåâàíèå);
· óäîâëåòâîðåíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé (êîðìëåíèå, ïðèåì æèäêîñòè);
· óäîâëåòâîðåíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ îòïðàâëåíèé (ïîäà÷à, ñóäíà, ìî÷åïðèåìíèêà);
· îáùåíèå ñ ïàöèåíòîì (ðîäñòâåííèêàìè) ïî âîïðîñàì 30Æ, äîñóãà, ëè÷íîé ãèãèåíû.
Îáúåì çàâèñèìûõ ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ:
· âûïîëíåíèå âðà÷åáíûõ íàçíà÷åíèé (èíúåêöèé; ôèçèîïðîöåäóðû, êëèçì)
Ñïåöèàëüíûé óõîä – ïîçâîëÿåò îáñëóæèâàòü ïàöèåíòîâ îïðåäåëåííîãî òèïà ïàòîëîãèè (áîëüíûå íåâðîëîãè÷åñêîãî, ãèíåêîëîãè÷åñêîãî — ïðîôèëåé).
Àäåêâàòíûé óõîä – óñïåõ ëå÷åíèÿ è àäàïòàöèÿ ê íîâîìó êà÷åñòâó æèçíè.
Îñíîâíûå ïðèíöèïû óõîäà:
1. Áåçîïàñíîñòü – èíôåêöèîííàÿ è ôèçè÷åñêàÿ.
2. Óâàæåíèå ÷óâñòâà äîñòîèíñòâà – èíôîðìèðîâàííîå ñîãëàñèå íà âûïîëíåíèå ïðîöåäóðû; îáåñïå÷åíèå óåäèíåíèÿ:
3. Êîíôèäåíöèàëüíîñòü – èíôîðìàöèÿ î ïàöèåíòå íå ïîäëåæèò îãëàñêå;
4. Èíäèâèäóàëüíîñòü – ïåðñîíàëüíûé ïîäõîä;
5. Òàêòè÷íîñòü – óìåíèå âëàäåòü ñîáîé;
6. Íåçàâèñèìîñòü – ïîáóæäåíèå ïàöèåíòà ê ñàìîóõîäó.
Ïðè äåôèöèòå ëè÷íîé ãèãèåíû ïàöèåíòà ìåäñåñòðå íåîáõîäèìî:
· îöåíèòü ñïîñîáíîñòü ñàìîóõîäà;
· óòî÷íèòü ñòåïåíü ïðîôåññèîíàëüíîãî ó÷àñòèÿ è ïðåäïî÷òåíèÿ;
· îêàçàòü ïîìîùü â ïðîâåäåíèè óòðåííåãî è âå÷åðíåãî òóàëåòà; ìûòüå ãîëîâû
· ïîìî÷ü ïðè ïîäìûâàíèè (íå ðåæå 1 ðàç â äåíü)
· ïðîâîäèòü ñâîåâðåìåííóþ ñìåíó íàòåëüíîãî è ïîñòåëüíîãî áåëüÿ;
· ïîáóæäàòü è ïîîùðÿòü ïàöèåíòà íà ñàìîóõîä;
· ïðèâëåêàòü ðîäñòâåííèêîâ, ñîñåäåé, ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ.
Öåëü ïîìîùè ïàöèåíòó – îñóùåñòâëåíèå ëè÷íîé ãèãèåíû, îáåñïå÷åíèå êîìôîðòà, ÷èñòîòû è áåçîïàñíîñòè.
Áåëüåâîé ðåæèì â ñòàöèîíàðå.
1. Ñìåíà ïîñòåëüíîãî è íàòåëüíîãî áåëüÿ ïðîâîäèòñÿ íå ðåæå 1 ðàçà â 7 äíåé.
2. Ñìåíà áåëüÿ ïîñëåîïåðàöèîííûì è òÿæåëîáîëüíûì ïàöèåíòàì ïðîâîäèòñÿ ïî ìåðå íåîáõîäèìîñòè.
3. Ñáîð çàãðÿçíåííîãî áåëüÿ äîëæåí, îñóùåñòâëÿòüñÿ â ñïåöèàëüíóþ òàðó (ìåøêè èëè áåëüåâûå òåëåæêè) è ïåðåäàâàòüñÿ â ïðà÷å÷íóþ.
4. Ðàçáîðêà ãðÿçíîãî áåëüÿ â îòäåëåíèè çàïðåùàåòñÿ. Äîïóñòèìî, âðåìåííîå õðàíåíèå ãðÿçíîãî áåëüÿ â çàêðûòîé òàðå â ñàíèòàðíûõ êîìíàòàõ.
5. ×èñòîå áåëüå õðàíèòñÿ â ñïåöèàëüíûõ ïîìåùåíèÿõ (áåëüåâûõ).  îòäåëåíèè äîëæåí áûòü â íàëè÷èè ñóòî÷íûé çàïàñ ÷èñòîãî áåëüÿ.
6. Áåëüå è òàðà äîëæíû áûòü ïðîìàðêèðîâàíû ïî îòäåëåíèÿì.
7. Áåëüå èíôåêöèîííûõ áîëüíûõ, ãíîéíî-õèðóðãè÷åñêèõ îòäåëåíèé, ïåðåä ñòèðêîé äîëæíî äåçèíôèöèðîâàòüñÿ.
8. Ìàòðàöû, ïîäóøêè, îäåÿëî, ïîñëå âûïèñêè êàæäîãî áîëüíîãî äîëæíû îáðàáàòûâàòüñÿ â äåçèíôåêöèîííîé êàìåðå.
Òðåáîâàíèÿ ê ïîñòåëè áîëüíîãî
Ñåòêà êðîâàòè õîðîøî íàòÿíóòà, ñ ðîâíîé ïîâåðõíîñòüþ. Ìàòðàö íà ïîñòåëè äîëæåí áûòü äîñòàòî÷íîé òîëùèíû, íå áóãðèñòûé, ñ óïðóãîé ïîâåðõíîñòüþ. Ïîäóøêè ìÿãêèå, ïåðüåâûå, à îäåÿëî â çàâèñèìîñòè îò âðåìåíè ãîäà – áàéêîâûå èëè øåðñòÿíûå. Ïðîñòûíè è íàâîëî÷êè íà ïîñòåëÿõ òÿæåëîáîëüíûõ íå äîëæíû èìåòü øâîâ, ðóáöîâ, çàñòåæåê íà ñòîðîíå, îáðàùåííîé ê ïàöèåíòó. Òÿæåëîáîëüíîìó ñëåäóåò ïîëîæèòü íà ïðîñòûíü îäíîðàçîâóþ ïåëåíêó.
Ñìåíà áåëüÿ.
Ñìåíà ïîñòåëüíîãî è íàòåëüíîãî áåëüÿ ïðîâîäèòñÿ ïîñëå ïðèåìà ãèãèåíè÷åñêîé âàííû (èëè îáòèðàíèÿ ó òÿæåëîáîëüíîãî). Ñìåíó ïîñòåëüíîãî áåëüÿ òÿæåëîáîëüíîìó ìîæíî ïðîâåñòè 2-ìÿ ñïîñîáàìè. Ïåðâûé ñïîñîá ïðèìåíÿåòñÿ â òîì ñëó÷àå åñëè ïàöèåíòó ðàçðåøåíî ïîâîðà÷èâàòüñÿ íà áîê (ïðè ïîñòåëüíîì ðåæèìå).
Ïðè ñìåíå áåëüÿ ÷èñòàÿ ïðîñòûíü ñêàòûâàåòñÿ â ïðîäîëüíîì íàïðàâëåíèè. Âòîðîé ñïîñîá ïðèìåíÿåòñÿ â ñëó÷àå, åñëè ïàöèåíòó çàïðåùåíû àêòèâíûå äâèæåíèÿ (ïðè ñòðîãîì ïîñòåëüíîì ðåæèìå).  ýòîì ñëó÷àå ÷èñòàÿ ïðîñòûíü ñâîðà÷èâàåòñÿ â ïîïåðå÷íîì íàïðàâëåíèè. Ñìåíó áåëüÿ â äàííîì ñëó÷àå ëó÷øå ïðîâîäèòü âäâîåì.
NB! Ðåãóëÿðíî, óòðîì è ïåðåä ñíîì, íåîáõîäèìî ïåðåñòèëàòü ïîñòåëü òÿæåëîáîëüíîìó (ñòðÿõíóòü êðîøêè, ðàñïðàâèòü ñêëàäêè íà ïðîñòûíå)
Ïðè ñìåíå áåëüÿ ïàöèåíòó íåîáõîäèìî ñëåäîâàòü ïðèíöèïàì:
· íå îáíàæàòü ïàöèåíòà, ìåíÿÿ åãî íàòåëüíîå áåëüå (óâàæàÿ åãî ÷óâñòâî äîñòîèíñòâà è èñêëþ÷àÿ ïåðåîõëàæäåíèå);
· âî âðåìÿ ñíÿòèÿ è íàäåâàíèÿ îäåæäû íóæíî áûòü óâåðåííûì, ÷òî ñèäÿ÷èé ïàöèåíò íå óïàäåò (îáåñïå÷èâàòü åãî áåçîïàñíîñòü)
· óáåäèòüñÿ, ÷òî îáóâü ïàöèåíòà íå èìååò ñêîëüçêîé ïîäîøâû è ïëîòíî îáõâàòûâàåò ñòîïó (ìåðû áåçîïàñíîñòè)
· ðàçãîâàðèâàòü ñ ïàöèåíòîì, ìåíÿÿ åìó îäåæäó (îáåñïå÷èâàåòñÿ íåîáõîäèìîå îáùåíèå)
· ïîîùðÿòü ïàöèåíòà ìàêñèìàëüíî ó÷àñòâîâàòü â ñìåíå îäåæäû (ýòî ïîìîãàåò åìó ïî÷óâñòâîâàòü ñâîþ íåçàâèñèìîñòü)
· ìûòü ðóêè äî è ïîñëå ñíÿòèÿ (íàäåâàíèÿ) îäåæäû (îáåñïå÷èâàåòñÿ èíôåêöèîííàÿ áåçîïàñíîñòü).
NB! Ïðè ñìåíå ðóáàøêè ó òÿæåëîáîëüíîãî ñ ïîâðåæäåííîé ðóêîé, ñíà÷àëà åå ñíèìàþò ñî çäîðîâîé ðóêè, à çàòåì ñ áîëüíîé. Îäåâàþò â îáðàòíîì ïîðÿäêå: ñíà÷àëà íà áîëüíóþ ðóêó, çàòåì – íà çäîðîâóþ.
Ýëåìåíòû óõîäà çà òÿæåëîáîëüíûì ïàöèåíòîì
Ïðåæäå, ÷åì ïðèñòóïàòü ê âûïîëíåíèþ ëþáîé ìàíèïóëÿöèè ïî ëè÷íîé ãèãèåíå:
1. Ïðèãîòîâüòå íåîáõîäèìîå îñíàùåíèå.
2. Ñîîáùèòå ïàöèåíòó öåëü è õîä åå âûïîëíåíèÿ.
3. Ïîëó÷èòå ñîãëàñèå ïàöèåíòà íà âûïîëíåíèå ïðîöåäóðû.
4. Ñïðîñèòå, íóæíî ëè åãî îãðàäèòü øèðìîé.
5. Ïî õîäó âûïîëíåíèÿ ìàíèïóëÿöèè ñëåäèòå çà ñîñòîÿíèåì ïàöèåíòà.
6. Óçíàéòå ó ïàöèåíòà î åãî ñàìî÷óâñòâèè ïî îêîí÷àíèè ìàíèïóëÿöèè.
7. Åñëè ñîñòîÿíèå óõóäøèëîñü, ïðåêðàòèòå âûïîëíåíèå ïðîöåäóðû. Ñðî÷íî âûçîâèòå âðà÷à! Äî ïðèõîäà âðà÷à îêàæèòå äîâðà÷åáíóþ ïîìîùü.
Óõîä çà êîæåé.
Áîëåçíåííîå ñîñòîÿíèå òðåáóåò îñîáîãî âíèìàíèÿ ê óõîäó çà êîæåé. Êîæó çàãðÿçíÿþò âûäåëåíèÿ ïîòîâûõ è ñàëüíûõ æåëåç, ñëóùåííûé ýïèäåðìèñ, òðàíçèòîðíàÿ ìèêðîôëîðà. Ïîâåðõíîñòü ïîäìûøå÷íûõ âïàäèí ïîêðûâàåò ñåêðåò àïîêðèííûõ æåëåç, êîæó ïðîìåæíîñòè – âûäåëåíèå ìî÷åïîëîâûõ îðãàíîâ è êèøå÷íèêà.
Ôóíêöèè êîæè:
1. Çàùèòíàÿ (îò ìåõàíè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèé, âðåäíîãî âîçäåéñòâèÿ ÓÔ – ëó÷åé, òîêñèíîâ è ìèêðîîðãàíèçìîâ.
2. Îáìåííàÿ (ó÷àñòèå â ãàçîîáìåíå – äûõàíèå, âûäåëåíèå)
3. Àíàëèçàòîðíàÿ (ñïîñîáíîñòü êîæíûõ ðåöåïòîðîâ âîñïðèíèìàòü âíåøíèå ðàçäðàæèòåëè: áîëü, òåïëî, õîëîä, ïðèêîñíîâåíèå).
Óõîä çà êîæåé è ñëèçèñòûìè îáåñïå÷èâàåò:
· åå î÷èñòêó – óäàëåíèå ñåêðåòîðíûõ è ýêñêðåòîðíûõ âûäåëåíèé;
· ñòèìóëÿöèþ êðîâîîáðàùåíèå;
· ãèãèåíè÷åñêèé è ýìîöèîíàëüíûé êîìôîðò;
· ÷óâñòâî óäîâëåòâîðåíèÿ.
Öåëü óõîäà çà êîæåé: ïîääåðæàíèå åå ÷èñòîòû, íîðìàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ, ïðîôèëàêòèêà îïðåëîñòåé, ïðîëåæíåé.
Óõîä çà êîæåé ó òÿæåëîáîëüíîãî ïðîâîäèòñÿ åæåäíåâíî ïóòåì îáòèðàíèÿ ñàëôåòêîé, ñìî÷åííîé òåïëûì 10 % êàìôîðíûì ñïèðòîì èëè ðàñòâîðîì óêñóñà (1-2 ñòîëîâûå ëîæêè íà 0,5 ë âîäû). Ñîâðåìåííûå òåõíîëîãèè ïðåäëàãàþò ñàëôåòêè äëÿ ìûòüÿ òåëà. Ñàëôåòêè çàìåíÿþò ïîëíîöåííóþ îáðàáîòêó, îíè î÷èùàþò, óâëàæíÿþò, äåçîäîðèðóþò êîæó, ïðè ýòîì íå íóæíà âîäà. Ñàëôåòêè ïðîïèòàíû àíòèáàêòåðèàëüíûìè ñðåäñòâàìè, ýôôåêòèâíûìè â îòíîøåíèè êèøå÷íîé ïàëî÷êè, ñòàôèëîêîêêîâ, ñàëüìîíåëë.  óïàêîâêå 8 ñàëôåòîê: äëÿ ëèöà è øåè, ãðóäè, ëåâîé ðóêè, ïðàâîé ðóêè, ïðîìåæíîñòè, ÿãîäèö, ïðàâîé íîãè è ëåâîé íîãè.
NB! Îñóùåñòâëÿÿ óõîä çà êîæåé, íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü åå îñìîòð (ïðîôèëàêòèêà ïðîëåæíåé, îïðåëîñòåé).
Îïðåëîñòè – âîñïàëåíèå êîæè â åñòåñòâåííûõ ñêëàäêàõ âñëåäñòâèå ìàöåðàöèè è òðåíèå âëàæíûõ êîæíûõ ïîâåðõíîñòåé.
Ìàöåðàöèÿ – ðàçìÿã÷åíèå è ðàçðûõëåíèå òêàíåé âñëåäñòâèå äëèòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ íà íèõ æèäêîñòè.
Îáëàñòè îáðàçîâàíèÿ îïðåëîñòåé:
· ïîä ìîëî÷íûìè æåëåçàìè
· â ïîäìûøå÷íûõ âïàäèíàõ
· â ìåæÿãîäè÷íîé ñêëàäêå
· â ïàõîâûõ ñêëàäêàõ
· ìåæäó ïàëüöàìè íîã (ïðè ïîâûøåííîé ïîòëèâîñòè)
Ñòåïåíè ðàçâèòèÿ îïðåëîñòåé:
1 – ðàçäðàæåíèå êîæè
2 – ÿðêàÿ ãèïåðåìèÿ êîæè, íåáîëüøèå ýðîçèè
3- ìîêíóòèÿ, ýðîçèè, èçúÿçâëåíèå êîæè.
Ïðîôèëàêòèêà îïðåëîñòåé: ñâîåâðåìåííûé ãèãèåíè÷åñêèé óõîä, ëå÷åíèå ïîòëèâîñòè.
Ïðè ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê îïðåëîñòÿì êîæíûå ñêëàäêè ïîñëå ìûòüÿ, íóæíî ïðîòèðàòü äåòñêèì êðåìîì (èëè ñòåðèëüíûì ðàñòèòåëüíûì ìàñëîì).
Óõîä çà ïîëîñòüþ ðòà
Íåñâîåâðåìåííàÿ ãèãèåíà ïîëîñòè ðòà ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîÿâëåíèþ çàïàõà èçî ðòà, âîñïàëèòåëüíûì ïðîöåññàì: ñòîìàòèòó – âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà, êàðèåñó. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïîëîñòè ðòà ìîæåò áûòü ðàçäðàæåíà èëè èìåòü íàëåò ó îñëàáëåííûõ è ëèõîðàäÿùèõ ïàöèåíòîâ. Èíîãäà ó ïàöèåíòîâ ïîÿâëÿþòñÿ ñóõîñòü ãóá, áîëåçíåííûå òðåùèíû â óãëàõ ðòà. Åñëè ïàöèåíò â ñîçíàíèè, íî áåñïîìîùåí, óõîä çà ïîëîñòüþ ðòà çàêëþ÷àåòñÿ â:
· ïîëîñêàíèè ðòà ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè; ïîñëå êàæäîãî ïðèñòóïà ðâîòû;
· ÷èñòêå çóáîâ (çóáíûõ ïðîòåçîâ) óòðîì è âå÷åðîì;
! Çóáíàÿ ùåòêà äîëæíà áûòü ìÿãêîé, íå òðàâìèðóþùåé äåñíó. Çàâåðøàÿ óõîä çà ïîëîñòüþ ðòà, îáÿçàòåëüíî íóæíî î÷èñòèòü ùåòêîé ÿçûê, ñíèìàÿ ñ íåãî íàëåò, ñîäåðæàùèé áàêòåðèè. Åñëè ïàöèåíò áåç ñîçíàíèÿ – îáðàáîòêó ïîëîñòè ðòà ïðîâîäèò ìåäñåñòðà êàæäûå 2 ÷àñà, ïðîâîäÿ ïðè ýòîì ïðîôèëàêòèêó àñïèðàöèè ñîäåðæèìûì âî âðåìÿ ïðîöåäóðû.
! Äëÿ îáðàáîòêè ñëèçèñòîé ïîëîñòè ðòà, îðîøåíèÿ èñïîëüçóþò àíòèñåïòèêè: 0,02 % ðàñòâîð ôóðàöèëèíà, 2 % ðàñòâîð ñîäû.
Óõîä çà ñúåìíûìè çóáíûìè ïðîòåçàìè:
Ïàöèåíòàì, èìåþùèì çóáíûå ïðîòåçû, íåîáõîäèìî èõ ñíèìàòü íà íî÷ü, îáðàáàòûâàòü çóáíîé ïàñòîé è ùåòêîé, à çàòåì äî óòðà õðàíèòü â èíäèâèäóàëüíîé åìêîñòè (ñòàêàíå). Óòðîì ïðîìûòü ïîä ïðîòî÷íîé âîäîé è íàäåòü.
NB! Îñóùåñòâëÿÿ óõîä çà ïîëîñòüþ ðòà ó ïàöèåíòà ñ çóáíûìè ïðîòåçàìè, îñìàòðèâàéòå ïîâåðõíîñòü äåñåí, ò.ê. íåïðàâèëüíî ïîäîáðàííûå çóáíûå ïðîòåçû-ïðè÷èíà ðàçäðàæåíèÿ äåñåí è èçúÿçâëåíèé íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ïîëîñòè ðòà.
Çàïîìíèòå ! Ïðè óõîäå çà ïîëîñòüþ ðòà, ÷èñòêå çóáîâ, çóáíûõ ïðîòåçîâ ñîáëþäàéòå óíèâåðñàëüíûå ìåðû ïðåäîñòîðîæíîñòè: íàäåâàéòå ëàòåêñíûå ïåð÷àòêè, à åñëè ïàöèåíò êàøëÿåò – î÷êè èëè ùèòîê.
Óõîä çà ãëàçàìè
Öåëü: – î÷èùåíèå âåê – óäàëåíèå ãëàçíîãî îòäåëÿåìîãî, èíîðîäíûõ ÷àñòèö, óìåíüøåíèå ðèñêà èíôèöèðîâàíèÿ è ñîçäàíèå êîìôîðòó ïàöèåíòó.
Ïîêàçàíèÿ: òÿæåëîå ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà. Àíòèñåïòè÷åñêèå ðàñòâîðû äëÿ îáðàáîòêè ãëàç: 0,02 % ðàñòâîð ôóðàöèëëèíà, 2 % ðàñòâîð ñîäû.
Çàïîìíèòå! Ïðîâîäÿ îáðàáîòêó ãëàç, äâèæåíèÿ òàìïîíà íåîáõîäèìî îñóùåñòâëÿòü ïî íàïðàâëåíèþ îò íàðóæíîãî óãëà ãëàçà ê âíóòðåííåìó.
Óõîä çà íîñîì
Ó òÿæåëîáîëüíîãî íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå íîñà ñêàïëèâàåòñÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî ñëèçè è ïûëè, ÷òî çàòðóäíÿåò äûõàíèå è îòÿãîùàåò ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà. Îñëàáëåííûå ïàöèåíòû íå ìîãóò îñóùåñòâëÿòü óõîä çà íîñîì ñàìîñòîÿòåëüíî, ìåäñåñòðà äîëæíà åæåäíåâíî óäàëÿòü êîðî÷êè èç íîñà.
Öåëü: ïðåäóïðåæäåíèå íàðóøåíèÿ íîñîâîãî äûõàíèÿ.
Ïîêàçàíèÿ: òÿæåëîå ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà, íàëè÷èå âûäåëåíèé èç ïîëîñòè íîñà.
Îáÿçàòåëüíîå óñëîâèå: íåëüçÿ èñïîëüçîâàòü îñòðûå ïðåäìåòû óõîäà.
! Äëÿ óäàëåíèÿ êîðî÷åê èç íîñà èñïîëüçóéòå ãëèöåðèí èëè âàçåëèíîâîå ìàñëî, ïðè ýòîì òóðóíäà îñòàâëÿåòñÿ â íîñîâîì õîäó íà 1-3 ìèíóòû.
Óõîä çà óøàìè
 íàðóæíîì ñëóõîâîì ïðîõîäå âûäåëÿåòñÿ ñåðà, ñêîïëåíèÿ êîòîðîé ìîãóò îáðàçîâàòü ñåðíûå ïðîáêè è ïîñëóæèòü ïðè÷èíîé ñíèæåíèÿ ñëóõà.
Öåëü: îáåñïå÷åíèå ãèãèåíè÷åñêîãî êîìôîðòà, ïðîôèëàêòèêà îáðàçîâàíèÿ ñåðíîãî îòäåëÿåìîãî.
Ïîêàçàíèÿ: òÿæåëîå ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ: âîñïàëèòåëüíûå ïðîöåññû â óøíîé ðàêîâèíå, íàðóæíîì ñëóõîâîì ïðîõîäå.
Çàïîìíèòå ! 1. Íåëüçÿ èñïîëüçîâàòü îñòðûå ïðåäìåòû ïðè îáðàáîòêå óõà, â öåëÿõ ïðîôèëàêòèêè òðàâìàòèçìà áàðàáàííîé ïåðåïîíêè èëè ñòåíêè ñëóõîâîãî ïðîõîäà.
2. Óäàëåíèå ñåðíîé ïðîáêè ïðîâîäèò ìåäñåñòðà ïîä íàáëþäåíèåì âðà÷à, ïðè ýòîì â íàðóæíûé ñëóõîâîé ïðîõîä çàêàïûâàåòñÿ òåïëûì 3 % ðàñòâîðîì ïåðåêèñè âîäîðîäà (370Ñ), äëÿ ðàçìÿã÷åíèÿ ñåðû.
Óõîä çà âîëîñàìè òÿæåëîáîëüíîãî
Îñóùåñòâëÿÿ óõîä çà âîëîñàìè , íåîáõîäèìî îñìàòðèâàòü èõ íà ÷èñòîòó, æèðíîñòü èëè ñóõîñòü, íàëè÷èå ïåäèêóëåçà. Ïðè÷åñûâàþò ïàöèåíòà åæåäíåâíî. Êîðîòêèå âîëîñû ñëåäóåò ðàñ÷åñûâàòü îò êîðíåé ê êîíöàì, à äëèííûå – ðàçäåëèòü íà ïðÿäè è ðàñ÷åñûâàòü îò êîíöîâ ê êîðíÿì. Ãîëîâó ìîþò íå ðåæå 1 ðàçà â íåäåëþ. Ñîâðåìåííûå òåõíîëîãèè ïîçâîëÿþò ìûòü ãîëîâó ïàöèåíòó, íå èñïîëüçóÿ âîäó. Ïðè òàêîì ìåòîäå îáðàáîòêó ãîëîâû òÿæåëîáîëüíûì ïðîâîäÿò ñ ïîìîùüþ øàìïóíÿ è êîíäèöèîíåðà äëÿ ìûòüÿ ãîëîâû áåç âîäû, ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíîé øàïî÷êè è áåç íåå. Øàìïóíü íàíîñèòñÿ íà ãîëîâó ïàöèåíòà è âòèðàåòñÿ: ïðè íàëè÷èè øàïî÷êè – ÷åðåç íåå ïðîâîäèòñÿ âòèðàíèå. Çàòåì íàíîñèòñÿ êîíäèöèîíåð. Ïîñëå ýòîãî ãîëîâó âûòèðàþò ïîëîòåíöåì.
Èñïîëüçîâàíèå ñîâðåìåííûõ ñðåäñòâ óõîäà.
Êîñìåòè÷åñêèå ñðåäñòâà óõîäà çà êîæåé îáåñïå÷èâàþò:
· î÷èùåíèå
· ïèòàíèå è óâëàæíåíèå
· çàùèòó êîæè
Ñðåäñòâà, îáåñïå÷èâàþùèå î÷èùåíèå:
· Î÷èùàþùàÿ ïåíà – î÷èùàåò êîæó áåç âîäû è ìûëà.
· Ìîþùèé ëîñüîí – äëÿ ïîëíîãî ìûòüÿ ëåæà÷èõ áîëüíûõ. Íå òðåáóåò äîïîëíèòåëüíîãî ñëèâàíèÿ.
· Âëàæíûå ãèãèåíè÷åñêèå ñàëôåòêè – î÷èùåíèå êîæè ïðè ëåãêèõ çàãðÿçíåíèÿõ.
· Ïåíà äëÿ âàííû, øàìïóíü – ïîäõîäèò äëÿ ñóõîé è ÷óâñòâèòåëüíîé êîæè.
Ñðåäñòâà, îáåñïå÷èâàþùèå óâëàæíåíèå:
· Òîíèçèðóþùàÿ æèäêîñòü – óëó÷øàåò êðîâîòîê è îáìåííûå ïðîöåññû â êîæå.
· Ìàñëî äëÿ óõîäà çà êîæåé – èíòåíñèâíûé óõîä ïðè ðàçäðàæåíèè.
· Ìàñëî äëÿ êóïàíèÿ; ëîñüîí äëÿ òåëà.
· Êðåì äëÿ ðóê.
Ñðåäñòâà, îáåñïå÷èâàþùèå çàùèòó:
· Çàùèòíûå êðåìà – çàùèùàþò êîæó îò ðàçäðàæàþùåãî äåéñòâèÿ ìî÷è
· Ìàñëî – ñïðåé; ïðîòåêòîð äëÿ êîæè, çàùèòíàÿ ïåíà – îáðàçóþò íà êîæå ïëåíêó, ñîõðàíÿþùóþñÿ íà êîæå äî 6 ÷àñ.
Ãèãèåíè÷åñêèå ñðåäñòâà äëÿ óõîäà:
· Ïàëî÷êè äëÿ óõîäà çà ðîòîâîé ïîëîñòüþ (ñîäåðæàò àíòèñåïòè÷åñêèå è óâëàæíÿþùèå ñðåäñòâà).
· Âïèòûâàþùèå ïåëåíêè (ãèïîàëëåðãåííû; íå îáðàçóþò ñêëàäîê)
· Ïîäãóçíèêè (âîçäóõîïðîíèöàåìûå; íåéòðàëèçàöèÿ çàïàõà, àíòèáàêòåðèàëüíûé ýôôåêò.
· Îäíîðàçîâûå ðóêàâèöû.
· Òðóñû äëÿ ìóæ÷èí è æåíùèí, ñòðàäàþùèõ íåäåðæàíèåì ìî÷è (çàùèùàþò îò ïðîòåêàíèÿ, áëîêèðóþò çàïàõ)
· Ïðîêëàäêè äëÿ ìóæ÷èí è æåíùèí ïðè íåäåðæàíèè.
· Ýëàñòè÷íûå øòàíèøêè äëÿ ôèêñàöèè ïðîêëàäîê.
Ëèòåðàòóðà
1. Ë.È. Êóëåøîâà, Å.Â. Ïóñòîâåòîâà “Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà”, Ðîñòîâ-íà-Äîíó: Ôåíèêñ, 2011 2. Ò.Ï. Îáóõîâåö, Î.Â.×åðíîâà “Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà”, Ðîñòîâ-íà-Äîíó: Ôåíèêñ, 2011 3. Ñ.À. Ìóõèíà, È.È. Òàðíîâñêàÿ “Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà” ÷àñòü I, Ìîñêâà 1996
4. Â.Ð. Âåáåð, Ã.È. ×óâàêîâ, Â.À. Ëàïîòíèêîâ “Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà” “Ìåäèöèíà” Ôåíèêñ, 2007
5. È.Â. ÷ßðîìè÷ “Ñåñòðèíñêîå äåëî”, Ìîñêâà, ÎÍÈÊÑ, 2007
6. Ê.Å. Äàâëèöàðîâà, Ñ.Í.Ìèðîíîâà Ìàíèïóëÿöèîííàÿ òåõíèêà, Ìîñêâà, Ôîðóì-ÈÍÔÐÀ, Ìîñêâà, 2005
7.Íèêèòèí Þ.Ï., Ìàøêîâ Á.Ï. Âñ¸ ïî óõîäó çà áîëüíûìè â áîëüíèöå è äîìà. Ì., Ìîñêâà, 1998
8. Áàñèêèíà Ã.Ñ., Êîíîïëåâà Å.Ë. Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå ïî îñíîâàì ñåñòðèíñêîãî äåëà äëÿ ñòóäåíòîâ. – Ì.: ÂÓÍÌÖ, 2000.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник