Кожа и уход за ней биология 8 класса
Отмершие клетки рогового слоя эпидермиса, пот и выделения сальных желез скапливаются на коже, препятствуют её нормальному функционированию и создают благоприятные условия для развития различных микроорганизмов, присутствующих в окружающей среде. На фотографии — колонии бактерий, выращенных в лаборатории из отпечатка грязных рук. Некоторые из бактерий относятся к болезнетворным.
Нерегулярный уход за кожей может стать причиной кожных заболеваний.
В месте закупорки протоков сальных желез размножаются бактерии и развивается воспалительный процесс. На коже появляются прыщи, фурункулы и карбункулы. В подростковом возрасте из-за гормональной перестройки организма иногда на лице и на теле появляется одновременно большое количество прыщей. Это сильно ухудшает состояние кожи и приводит к психологическим проблемам. При неправильном уходе за такой кожей (выдавливании, недостаточной очистке) могут быть осложнения, а на месте воспалительных узелков остаются шрамы.
Кожа подвержена также заразным заболеваниям. Паразитический клещ чесоточный зудень вызывает чесотку. Он живёт в коже: прогрызает в ней ходы, откладывает яйца, питается её частицами, отравляет своими выделениями. Кожа покрывается красными пятнами, появляется сильный зуд. При несвоевременном лечении клещ может поражать также внутренние органы.
Паразитические грибки вызывают микозы. Одно из таких заболеваний — стригущий лишай (микроспория). Передаётся он обычно от бродячих животных. Грибок разрушает волосяной покров. На месте поражения волосы обламываются и образуются проплешины. Поражается также наружный слой кожи.
Любые изменения кожного и волосяного покрова требуют врачебной консультации и при своевременном применении назначенных врачом лекарственных средств вылечиваются.
Постоянно выделяющийся пот, кожное сало приводят к появлению неприятного запаха. На грязной коже быстро размножаются микроорганизмы, поэтому поверхность кожи необходимо регулярно очищать. Для этого всё тело обмывают тёплой водой с мылом. Ежедневный душ позволяет содержать тело в чистоте и удаляет с кожи всё лишнее. Необходимо также своевременно менять и стирать одежду, особенно соприкасающееся с кожей бельё.
Особый уход требуется за кожей рук. При выполнении работы по дому или в огороде руки следует защищать перчатками.
Ноги также требуют тщательного ухода. В закрытой обуви они потеют, кожа увлажняется. Может появляться неприятный запах. Постоянная повышенная влажность способствует развитию грибков. Поэтому ежедневное мытьё ног в тёплой воде с мылом — обязательная гигиеническая процедура.
Надо следить за состоянием ногтей, так как под ними может скапливаться грязь и большое количество микроорганизмов. Ногти постоянно растут, и их регулярно обрезают. Ногти на руках стригут каждую неделю, на ногах — не реже одного раза в две недели.
Надо регулярно ухаживать за волосами. На их поверхности накапливается кожное сало, частицы пыли. Уход за волосами — это регулярное мытьё и расчёсывание.
Большое значение для нормального функционирования кожи имеет правильный выбор одежды и обуви. Одежда не может стеснять движений, она должна защищать от переохлаждения и перегревания, пропускать воздух и водяные пары. Правильно подобранная обувь позволяет свободно передвигаться, защищает от перепадов температуры, не натирает ноги.
Источник
На занятии мы узнаем о строении и функции кожи. Разберемся, что такое эпидермис и дерма. Рассмотрим, какие существуют рецепторы в коже, соединительные ткани, клетки и железы. В конце занятия обобщим функции кожи человека
Введение
На уроке рассмотрим строение и функции кожи. Кожа является барьером, который защищает тело человека от механических повреждений, инфекций, температурных воздействий. В коже есть рецепторы, которые моментально реагируют на малейшие прикосновения, незначительные изменения температуры и тут же передают сигнал в мозг человека.
Площадь кожи взрослого человека 1,5–2 кв. м., вес – около 3 кг. Толщина кожи на внутренней стороне предплечья составляет примерно 0,5 мм, на подошвах ног – 5 мм.
Кожа человека состоит из слоев: эпидермиса и дермы.
Эпидермис
Эпидермис образован несколькими десятками слоев эпителиальных клеток, толщина его составляет от 0,1 до 2,5 мм (рис. 1).
Рис. 1. Эпидермис (Источник)
Клетки нижних слоев эпидермиса непрерывно делятся. Молодые клетки постепенно наполняются плотным веществом – кератином. Из-за постоянного деления нижних клеток клетки из вышележащих слоев передвигаются к поверхности кожи и достигают ее ороговевшими, т. е. мертвыми, которые слущиваются. За год, в основном во время мытья, человек теряет примерно 700 граммов кожных частичек. Живые клетки эпидермиса – меланоциты, образуют пигмент – меланин. Он защищает кожу от воздействия ультрафиолета, мы видим работу меланина, загорая на пляже, кожа темнеет, появляется загар. Он со временем исчезает из-за слущивания кожи. У некоторых людей меланоциты в коже располагаются группами, при воздействии солнечных лучей образуются пятнышки, которые называются веснушками (рис. 2).
Рис. 2. Веснушки (Источник)
Наследственное отклонение от нормы, отсутствие в коже меланина, называется альбинизм, а люди – альбиносами. У них белая кожа, светлые волосы, красноватая радужка. Конечно, кожа таких людей намного сильнее страдает от действия солнечных лучей.
Дерма
Дерма, или собственно кожа, состоит из двух слоев соединительной ткани: сосочкового (более рыхлого), и сетчатого (более плотного) (рис. 3).
Рис. 3. Дерма (Источник)
Дерма содержит большое число гладкомышечных волокон, а также переплетенные волокна белков, коллагена и эластина. Они обеспечивают пластичность и упругость кожи (рис. 4).
Рис. 4. Коллаген. Эластин (Источник)
Снабжение кожи питательными веществами, кислородом и выведение продуктов обмена веществ обеспечивается большим количеством кровеносных сосудов в дерме.
Рецепторы в дерме позволяют ощущать боль, холод, тепло и прикосновения.
В ее верхних слоях находятся рецепторы под названием тельца Мейснера, они позволяют чувствовать легкое прикосновение к коже. Глубже находятся рецепторы под названием тельца Руффини, которые воспринимают тепло, а холод воспринимают тельца Краузе. Еще глубже – рецепторы под названием тельца Фатера-Пачини, ощущающие сильное давление (рис. 5).
Рис. 5. Рецепторы (Источник)
Самая чувствительная к воздействиям – кожа губ, век, носа. Наименее чувствительная – кожа спины и подошв ног.
На границе с подкожной жировой клетчаткой в дерме находятся более трех миллионов потовых желез. Самое большое количество потовых желез располагается на ладонях, в паховых и в подмышечных впадинах. Эти железы выглядят как длинные неразветвленные трубочки, один конец которых скручен в клубочек (рис. 6)
Рис. 6. Потовые железы (Источник)
По составу пот близок к моче. Состоит на 98 % из воды, мочевины, аммиака и хлористого натрия. Количество пота зависит от температуры окружающей среды, в особо жаркие дни достигает 3-х литров в сутки.
Потовые железы играют большую роль в терморегуляции (поддержании постоянной температуры тела).
Волосы и ногти
Также у человека имеются волосы и ногти – это роговые образование кожи, состоят из белка кератина. Из него же состоят и роговые образования млекопитающих – шерсть, рога, копыта. Волосы и ногти не имеют нервных окончаний, но, если дернуть за волос, болевые рецепторы в коже среагируют. На теле человека есть два типа волос. Пушковые, тонкие волосы, которые расположены по всему телу, кроме ладоней и подошв ног. Более толстые, окрашенные волосы растут в основном на голове, образуют бороду, брови, располагаются в области наружных половых органов.
Волосы растут из корней, они располагаются на дне особых впадин в коже, в волосяных фолликулах. Фолликулы содержат сальные железы, выделяющие микроскопическое количество кожного сала, нужного для смазывания волос и кожи. Когда человеку холодно или он испытывает какие-то сильные эмоции, например испуг, то приподнимается волос, благодаря маленькой мышце в фолликуле приподнимается кожа вокруг волоса, и возникают «мурашки» (рис. 7).
Рис. 7. Строение волоса (Источник)
В среднем у человека на голове находится около 100 тысяч волос.
Количество волос на голове в зависимости от их цвета (рис. 8):
Рис. 8. Количество волос на голове в зависимости от их цвета (Источник)
Блондины имеют самые тонкие волосы, а самые толстые – у брюнетов. У человека волос в 20 раз толще, чем паутина у паука, в сечении 0,002 мм, но может выдержать груз до 100 граммов. Девичья коса крепче любого каната такого же сечения, может выдержать груз до 20 тонн. Клетки корней волос быстро делятся, образуют кератин, в результате за месяц волос подрастает более чем на 1 см. Волос не растет постоянно, каждые 5–6 месяцев он входит в стадию покоя, рост волоса прекращается. Эти волосы выпадают при расчесывании и во время мытья головы, но волосяной фолликул не повреждается, через время рост волос восстанавливается.
Также в фолликулах есть меланоциты, они вырабатывают пигмент меланин. С возрастом меланин перестает вырабатываться, поэтому волосы седеют. Иногда приостановить выработку меланина может сильный стресс.
Ноготь – ороговевшее кожное образование. Его нижняя часть погружена в кожу, называется корнем, верхняя часть называется телом ногтя (рис. 9).
Рис. 9. Строение ногтя (Источник)
Функция ногтя защитная. Ногти постоянно растут с разной скоростью, на руках растут быстрее, чем на ногах.
Молочные железы и жировая клетчатка
Молочные железы состоят из 15–20 видоизмененных потовых желез, они преобразуются в дольки молочной железы (рис. 10).
Рис. 10. Разрез молочной железы (Источник)
Во время беременности эти железы увеличиваются, чтобы обеспечить будущего ребенка самой ценной пищей на нашей планете – материнским молоком.
Под дермой расположена подкожная жировая клетчатка, образована рыхлой соединительной тканью и может содержать значительные жировые отложения (рис. 11).
Рис. 11. Жировая клетчатка (Источник)
Толщина ее сильно варьируется на разных участках тела человека. Жир защищает организм от переохлаждения и является резервом питательных веществ на случай серьезных энергетических затрат.
Функции кожи
– Защитная. Препятствует проникновению в организм болезнетворных агентов, бактерий, простейших микроскопических грибов. Предохраняет ткани тела от механических повреждений, а также от потерь воды.
– Чувствительная, или рецепторная, функция. Обеспечивает ощущения прикосновения, боли, изменение температуры окружающей среды.
– Выделительная функция делает возможным удаление из организма ряда метаболитов вместе с потом и кожным салом.
– Запасающая функция. Обеспечивает сохранение основных запасов жира организма в подкожной жировой клетчатке.
– Терморегулирующая. Регулирует теплоотдачу.
Список литературы
- Колесов Д.В. и др Биология. Человек. Учебник для 8 класса. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 336 с.
- Вахрушев А.А., Родионова Е.И. и др. Биология. 8 класс. (Познай себя). – М.: 2009. – 304 с.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8 класс. – 3-е изд., перераб. – М.: 2008. – 272 с.
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. – М.: 2012. – 288 с.
- Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. – 2-е изд., стер. – М.: 2007. – 287 с.
- Пасечник В.В. и др. Биология. 8 класс. – М.: 2010. – 255 с.
- Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. – М.: 2012. – 255 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Festival.1september.ru (Источник).
- Bagazhznaniy.ru (Источник).
- Russianusa.tarima.org (Источник).
Домашнее задание
- Из каких слоев состоит кожа человека?
- Что такое альбинизм?
- Что обеспечивает эластичность и упругость кожи?
- Перечислите рецепторы в дерме.
- Какие функции потовых желез?
- Перечислите функции кожи.
Источник
Тема урока:
«Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.»
Цели:
обучающая – сформировать представление о правилах ухода за кожей и её производными – ногтями и волосами; знания о гигиенических требованиях по уходу за кожей с точки зрения её анатомических и физиологических особенностей; выявить причины и признаки кожных заболеваний и травм кожи: ожогов и обморожений;
развивающая – развивать память, логическое мышление, воображение с помощью мыслительных приёмов: анализ, синтез, обобщение и систематизация, установление аналогии; продолжить формирование практических навыков в процессе исследования;
воспитывающая – воспитывать культуру здорового образа жизни.
Планируемые результаты обучения:
учащиеся должны знать:
- элементарные правила личной гигиены
- причины и признаки кожных заболеваний
- причины и признаки трав кожи
учащиеся должны уметь:
- определять тип кожи
- распознавать кожные заболевания
- оказывать первую доврачебную- помощь
Личностные УУД: формировать навыки, способствующие применение биологических знаний в повседневной жизни развить умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.
Метапредметные УУД: коммуникативные – проявлять исследовательскую деятельность, распределять роли в группе; регулятивные – работать по плану, сверять свои действия с целью; познавательные – выявлять причины и следствия простых явлений.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: интерактивная доска, компьютер.
Методы: наглядные, практические, проблемного изложения, частично поисковый, поисково-исследовательский.
Оборудование: салфетки, лупы.
Ход урока:
I. Организационный этап
Предлагаю определить готовность к уроку, создаю положительный настрой на урок. Здравствуйте! Как настроение? Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов в работе.
II. Актуализация опорных знаний.
- Фронтальный опрос.
- Из каких слоёв состоит наша кожа?
- Какие функции выполняет кожа?
- Почему образуется загар?
- Работа на интерактивной доске.
- Назвать три слоя кожи и обозначить их на рисунке.
- Указать цифры, которыми на рисунке обозначены составные части кожи.
III. Этап подготовки учащихся к изучению нового материала
Одеяло убежало,
улетела простыня.
А подушка как лягушка,
ускакала от меня.
Я за свечкой –
свечка в печку.
Я за книжкой –
та бежать и взвалилась под кровать.
Демонстрируется предметы личной гигиены: мыло, шампунь, мочалка, ножницы, расчёска, крем.
– Посмотрите на эти вещи. Каким одним словом мы можем их объединить? (ученики называют тему урока).
Сегодня поговорим на тему, которая для вас не является совершенно новой: о правилах личной гигиены.
Предлагаю ученикам озвучить цели урока:
1. Знать: как ухаживать за кожей, волосами, ногтями, степени ожогов и обморожений.
2. Уметь: оказывать первую помощь при обморожениях и ожогах.
3.Научиться: ухаживать за кожей, волосами, ногтями, одеждой.
Надо ли говорить о здоровье, физическом самочувствии молодым людям, которые обычно здоровы? Безусловно, надо. Ведь здоровье человека во многом зависит от разумного, бережного отношения к нему в детстве и юности. А чаще всего люди начинают проявлять интерес к своему здоровью только тогда, когда у них что–нибудь заболеет.
Хочется привести слова академика К. М. Быкова: «Беда наша в том, что мы впервые задумываемся о своём здоровье только в том случае, когда начинаем терять его, когда уже поломан механизм и нужно думать о его починке». Вот уж поистине что имеем – не храним, потерявши – плачем. Поэтому, чтобы не оказаться в плену у болезни, надо настойчиво и регулярно, изо дня в день «зарабатывать» здоровье во имя собственной жизни – полноценной, долгой и счастливой. Нельзя сохранить здоровье, не выполняя правил личной гигиены.
Чтобы достичь поставленных нами целей, вам необходимо дружно работать на уроке. Некоторым ученикам было дано опережающее задание: приготовить сообщения и презентации по теме урока.
IV. Изучение нового материала
– А что же на ваш взгляд является показателем вашей внешней красоты? (Здоровье, ухоженная сияющая и упругая кожа).
На коже 250 тыс. холодовых и 30 тыс. тепловых рецепторов.
Температура кожи различна:
36,60 – в подмышечной впадине
340 – на животе
20-250 – на лице
37,5-380 – кровь, внутренние органы
Уход за кожей.
Нормально выполнять свою функцию может лишь здоровая чистая кожа. Правильный уход за кожей предотвращает ее заболевания и преждевременное старение (снижение эластичности, образование морщин и складок, ухудшение цвета). С поверхности кожи необходимо регулярно удалять выделения сальных и потовых желез. Умываться следует водой комнатной температуры, так как горячая вода снижает эластичность кожи, делает ее дряблой, а холодная нарушает нормальный отток выделений сальных желез, способствует закупорке их выводных протоков и образованию угрей.
В подростковом и юношеском возрасте усиливается потоотделение. Нередко пот за какое-то время приобретает неприятный запах. Поэтому необходимо регулярно мыть потеющие места.
Потение ног нередко связано с плоскостопием, тесной, неудобной обувью. Нерегулярное мытье ног, редкая смена чулок и носков, а также употребление в пищу острых и пряных продуктов способствуют потению ног и появлению резкого неприятного запаха. Кроме того, при постоянном увлажнении и раздражении потом разрыхляется и частично повреждается эпидермис, возникают потертости и трещины, через которые в дерму проникают болезнетворные микроорганизмы. При этом образуются волдыри, язвы, появляются зуд, жжение и боль, а также повышенная утомляемость при ходьбе.
Необходимо следить, чтобы обувь всегда была сухой и не тесной. При сильном потении ног следует пользоваться имеющимися в аптеке специальными средствами ухода за кожей ног, содержащими смягчающие, вяжущие, дубящие вещества.
Практическая работа « Определение типа кожи»
Цель работы: определить свой тип кожи.
Оборудование: бумажная салфетка.
Ход работы:
-Какие типы кожи вам известны?
-Различают 4 основных типа кожи: нормальная, сухая, жирная и комбинированная.
-Прижмите к коже лица тонкую бумажную салфетку.
-Теперь рассмотрите вашу салфетку. Что вы заметили?
-Попробуйте самостоятельно определить ваш тип кожи.
Кожа жирная, если на всех участках салфетки остались явно выраженные жирные пятна.
Кожа комбинированная, если сальный секрет отпечатался, лишь на Т-образной зоне (лоб, нос, подбородок)
Кожа сухая, если салфетка осталась чистой.
И, наконец, кожа считается нормальной, если сальные пятна едва заметны по всей поверхности.
-И так мы с вами определили свой тип кожи. А теперь самое время узнать, что подходит для нашей кожи, а что нет.
-Какими средствами по уходу за кожей вы пользуетесь?
Уход за ногтями и волосами (сообщение)
Если нерегулярно обрезать ногти и не следить за их чистотой, под ними скапливается огромное количество болезнетворных микроорганизмов. Поэтому ногти на руках и ногах всегда должны быть аккуратно обрезаны.
Внешность человека во многом зависит от состояния волос. Здоровые волосы мягкие, эластичные, имеют естественный блеск. Основной способ ухода за волосами — регулярное мытье.
Для улучшения роста волос полезно время от времени немного подрезать их концы, особенно если они начинают расщепляться. На питании, а следовательно, и на росте волос неблагоприятно отражается переохлаждение: происходит сужение поверхностных кровеносных сосудов и ухудшение кровоснабжения.
Ежедневно выпадает до 100 волос, столько же вырастает.
Волосы головы вырастают на 15 см/год.
Цвет волос определяется количеством пигмента.
- мыть волосы не реже 1 раза в 6 дней
- защита от солнца = пересыхают, ломкие, выпадают
- не охлаждать = увеличение слоя ПЖК = нарушение кровоснабжения = облысение
-Как вы думаете, за какой срок возобновляется ноготь?
Ноготь полностью возобновляется от корня до свободного края, как правило, за 170 дней. У молодых людей ногти растут быстрее, чем у пожилых. У мужчин быстрее, чем у женщин. Летом быстрее, чем зимой. Так вот, если человек болен, рост ногтей у него замедляется.
Гигиена одежды и обуви.
Одежда должна быть легкой и не стеснять движений. Плотные, не пропускающие воздух синтетические материалы оправдывают себя лишь в виде ветрозащитной наружной зимней куртки, надеваемой поверх теплого шерстяного свитера. Ни одним из требований гигиены одежды нельзя пренебрегать ради моды. Следует помнить, что истинно модная одежда разумна и никогда не вступает в противоречие с интересами сохранения здоровья.
Обувь должна быть сухой, а зимняя — и теплой, так как охлаждение ног способствует возникновению простудных заболеваний. Тесная обувь сдавливает ногу, деформирует стопу, усиливает склонность кожи к потоотделению. Если обувь на резиновой подошве, в нее следует вложить войлочную стельку и регулярно следить, чтобы она не была влажной. Вредна обувь на очень высоком каблуке, так как неправильное положение стопы с опорой преимущественно на пальцы ведет к их деформации, резко уменьшает площадь опоры и устойчивость тела. В обуви на высоком каблуке легче потерять равновесие и подвернуть ногу, особенно если каблук тонок. Многие травмы ног связаны с неудобной обувью.
Причины кожных заболеваний (сообщение)
Неправильное питание. Избыточное питание ведет к тому, что кожа краснеет и приобретает сальный вид. Потребление алкогольных напитков и табака ведет к отечности и дряблости кожи, так как нарушается состояние кожных сосудов.
Недостаток витаминов. На состоянии кожи сказывается и недостаток витаминов. Так, при гиповитаминозе А кожа становится сухой, шероховатой. Недостаток витамина В2 приводит к трещинам в углах рта («заедам»), ногти становятся ломкими. При недостатке витамина С возможны мелкоточечные кровоизлияния, связанные с повышенной проницаемостью мелких кровеносных сосудов.
Гормональные нарушения. Состояние кожных покровов в большой степени зависит от состояния эндокринной системы. У подростков в связи с половым созреванием может изменяться состав секрета сальных желез. Он становится более вязким и легко закупоривает отверстия выводных протоков этих желез. При попадании в них болезнетворных микробов происходит воспаление — образуются угри. Чтобы угрей было меньше, следует избегать жирной и горячей пищи, острых приправ, а также лучше следить за чистотой кожи.
Грибковые и паразитарные заболевания кожи. Стригущий лишай — одно из распространенных грибковых заболеваний кожи. Свое название он получил потому, что волосы на пораженных местах обламываются у корней и создается впечатление, будто бы их выстригли. Существуют две формы этой болезни. Одна поражает лишь верхние слои кожи и встречается только у человека. Другая форма болезни более тяжелая, бывает и у людей, и у животных, причем наиболее часто люди заражаются ею от больных кошек и собак. Болезнь требует обязательного лечения. Стригущий лишай очень заразен. Общее полотенце, чужая одежда, общение с больными животными могут стать причиной заражения.
Внутрикожный паразит — чесоточный зудень является возбудителем заразной и очень опасной болезни — чесотки. Самки клещей после спаривания прогрызают подкожные ходы и откладывают там яйца. Вылупившиеся личинки питаются тканями кожи. Наиболее часто поражаются промежутки между пальцами, кожа живота и ягодиц. В случае заболевания необходимо срочно обратиться к врачу. Чесотка излечима.
Травмы (презентация)
Среди повреждений кожи чаще всего встречаются ожоги и отморожения. Ожоги бывают химические и термические. Химические ожоги вызываются попаданием на нее различных едких веществ. Если ожоги возникли от попадания на кожу кислоты или щелочи, то прежде всего необходимо смыть реактив большим количеством воды. Затем, если ожог был от кислоты, полезно пораженную часть кожи промыть 2%-м раствором соды. Если кожа пострадала от щелочи, то лучше воспользоваться 1%-м раствором уксусной или лимонной кислоты.
Термические ожоги бывают четырех степеней. При ожоге I степени кожа краснеет. При ожогах II степени на месте ожога образуются пузыри, наполненные тканевой жидкостью. При ожогах III степени возникают более серьезные нарушения. При IV степени ожога кожа даже обугливается.
При ожогах I и II степени пораженное место достаточно промыть холодной водой, а потом обработать спиртом или одеколоном. При ожогах более высоких степеней необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку и отправить пострадавшего в медицинское учреждение.
Обморожения( (презентация)
Переохлаждение кожи вызывает сужение ее кровеносных сосудов, что проявляется побелением кожных покровов. Кожа при этом теряет чувствительность.
При обморожении слабой степени достаточно растереть кожу мягкой тканью до покраснения и восстановления чувствительности. При более сильном обморожении следует сделать теплоизолирующую повязку и дать пострадавшему горячее питье. Важно, чтобы отогревание тканей происходило изнутри за счет восстановления кровообращения. Теплоизолирующую повязку готовят так: отмороженный участок обкладывают ватой и тщательно укутывают, например теплым платком.
V. Этап проверки усвоения знаний
Памятка по уходу за кожей, ногтями и волосами:
- ежедневно мыть с мылом кожу лица и тела водой комнатной температуры;
- для предупреждения появления подростковых угрей воздерживаться от жирной, горячей, острой пищи, умывания холодной водой;
- регулярно обрезать ногти и следить за их чистотой;
- регулярно мыть волосы в зависимости от их жирности;
- не допускать переохлаждения волос, чтобы не нарушались их питание и рост;
постоянно подрезать концы волос для уменьшения их расщепления.
Использование кейс – метода.
Задача №1
Девочки – первокурсницы из кулинарного техникума – Валя и Рита собираются на дискотеку.
Рита говорит Вале: «Твоя голубая кофточка так подходит к моей юбочке. Можно я сегодня её одену на дискотеку?»
Валя ответила: Конечно можно, а я можно надену твои серёжки, они так мне нравятся». «Одевай» – ответила Рита. Объясните поведение девочек с точки зрения гигиены.
Задача №2
Ученик 8 класса Витя после соревнований по баскетболу пришёл домой. Родители сказали, что они приглашены к знакомым в гости. Витя быстро переоделся в чистую одежду, вылил на себя полфлакона туалетной воды и сказал родителям: «Я готов».
На это мама ему сказала: «В гостях мне за тебя будет стыдно». Почему так сказала мама?
Задача №3
Общежитие. Комната мальчиков.
Коля вбегает в комнату и говорит: «Какой на улице дождь! У меня промокли ноги .»
Он быстро снял носки и бросил их на горячую батарею, затем одел тёплые носки Сергея, чтобы ноги согрелись. Всё ли верно сделал Коля?
Задача №4
При попадании кислоты на кожу необходимо смыть кислоту под струёй воды и обработать поражённое место 1-%-ным раствором уксусной кислоты. Верно ли это?
Задача №5
Саша обжёг руку кипятком. Бабушка сразу же смазала место ожога гусиным жиром.
Верно ли это?
Задача №6
Катя зашла в комнату к старшей сестре и попросила массажную расчёску. Сестра ответила: «Нет».
Почему сестра ей отказала?
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Будем составлять кластер. Перед каждой группой лежит чистый лист бумаги, в центре мы пишем ключевое слово «кожа», а от него в разных направлениях должны рассыпаться основные понятия темы в виде слов, схем, рисунков.
VII. Этап информации учащихся о д/з: п. 40, выучить памятку, полученную на уроке и провести эксперимент с шампунем ( задание №3 на странице 262 учебника).
Источник