Бубен из кожи уход
Основные правила и рекомендации для ухода за бубном
Смена сезонов очень часто влияет на провисание бубнов. Это происходит из-за изменения влажности воздуха в зависимости от текущего времени года. Особенно на провисание бубна влияет окончание отопительного сезона. Помимо этого такое может произойти при транспортировке бубна в местность, характеризующуюся отличными климатическими условиями от тех, что были ранее. Когда влажность воздуха повышается, мембрана впитывает влагу и начинает провисать. Чаще всего это наблюдается у не самых качественных бубнов, которые изготавливаются и натягиваются непрофессионально.
Уход за бубном при повышенной влажности воздуха
Если бубен провис и необходимо его вновь натянуть, придется адаптировать его к новым особенностям климата. Для этого размачивается мембрана, после чего бубен тщательно сушится в новых условиях хранения с измененной влажностью воздуха. На ровную поверхность, например, стол или нарытый пол, кладется бубен мембраной вниз. Небольшое количество теплой воды постепенно наливается на поверхность мембраны, после чего растирается по всей ее площади. Данную манипуляцию необходимо проводить до тех пор, пока вода не перестанет впитываться, а сама мембрана не станет напоминать мокрую тряпку. Если останется небольшое количество воды, необходимо промокнуть ее сухой тряпкой.
После размачивания мембраны сушить бубен лучше всего естественным путем без любых устройств для сушки. При повышенной влажности воздуха сушка бубна может занять несколько суток. За это бремя бубен должен вернуться в рабочее состояние и вновь обрести свое идеальное звучание. В том случае, если результат неудовлетворителен, процедуру следует повторить еще раз. Если и после повторной процедуры не наблюдается результат можно сделать вывод, что влажность воздуха слишком велика или же бубен пришел в негодность, и его было бы неплохо заменить новым.
Для правильной сушки бубен должен быть подвешен и в тех условиях, в которых он будет впоследствии храниться. Во время сушки следует избегать воздействия солнечных лучей, сквозняков, сухого воздуха от отопительных приборов, а также размещать бубен подальше от электроприборов и источников искусственного освещения. В зависимости от того насколько тщательно и профессионально сделан бубен, он будет менее восприимчив к влиянию окружающей среды. Качественный бубен позволит избежать мороки при смене обстановки и времен года.
После высыхания бубна рекомендуют пропитывать кожу натуральным репейным маслом. Такое масло без примесей можно найти в аптеке. Одно из лучших производится компанией «Эвалар». Стоит запомнить – пропитка кожи бубна другими маслами или жирами категорически не рекомендуется! Именно репейное масло больше всего подходит для этих целей. Использование же других пищевых либо же технических масел, а также любых животных жиров противопоказано. Можно попробовать использовать косметические масла, но лучше не экспериментировать и обратиться к проверенному средству.
Процесс пропитки бубна маслом схож с его размачиванием. Бубен кладут мембраной вниз и наливают масло на внутреннюю поверхность. Достаточно налить небольшое количество масла и хорошо растереть его по всей мембране. При образовании сухих участков достаточно долить немного масла. После смазывания нужно оставить бубен в таком же горизонтальном положении на ночь для того, чтобы кожа впитала масло. Утром необходимо еще раз тщательно растереть остатки масла по поверхности мембраны, после чего тщательно протереть ее сухой тряпкой.
После этого необходимо смазать маслом лицевую поверхность мембраны и обечайку. Для этого потребуется меньшее количество масла. Ждать впитывания не нужно, достаточно хорошо растереть масло по поверхности кожи, после чего хорошо вытереть тряпкой. Лицевая сторона намного хуже впитывает масло и жидкость. Очень важно помнить, что вода должна попадать исключительно на мембрану, в то время как обод, крестовины и места, где крепится мембрана, обязательно должны быть абсолютно сухими!
Уход за бубном при сухом воздухе
Когда воздух наоборот слишком сухой, то у бубна появляются обратные проблемы. Мембрана становится чересчур жесткой и может даже при сильном натяжении лопнуть. Чаще всего это связано с включением отопления, когда воздух в помещении становится слишком сухим, или во время слишком засушливого лета. Процедура спасения бубна похожа с уже описанной ранее. Мембрана также размачивается, но сушится уже не в подвешенном положении, а под воздействием груза. В центральной части мембраны размещают груз весом 5-10 кг. Для этого может использоваться что угодно – кастрюля, гиря, стопка книг, камень, которые размещаются на бубне на подкладку. Такая подкладка должна быть ровной с округлыми краями, лучше всего из дерева, ДСП или фанеры и занимать 50-75% мембраны.
Для сушки бубен можно положить равномерно на три стула, оставляя пространство посередине, чтобы обеспечить хорошую циркуляцию потоков воздуха, в то время как сверху мембрана накрыта дощечкой с грузом. Если оставить бубен на столе, мембрана не высохнет. Нагрузка на мембрану во время сушки определяется опытным путем. Если процедура была неэффективной, ее стоит повторить и изменить степень нагрузки. От любых устройств для сушки лучше сразу отказаться.
Все перечисленные манипуляции относятся только к качественным профессиональным бубнам. Если это некачественное изделие или сувенир, результат может быть весьма неожиданным. Встречаются сомнительные традиционные ритуалы, как вплетение в центральную часть мембраны небольшого камушка перед процессом сушки или беспрерывное битье колотушкой по еще не просохшей коже мембраны. Такие методы весьма сомнительны и могут повредить бубен.
На данный момент не существует средств, которые бы позволили играть постоянно на бубне вне зависимости от внешних факторов, а также при быстрых изменениях условий хранения и климата. Пользователь обязан хорошо знать особенности своего инструмента, а именно как он реагирует на смену сезонов. Комплекс процедур перечисленных выше позволяет уменьшить воздействие окружающей среды на мембрану бубна. Стоит просто заранее подготовиться к смене влажности. Все что необходимо для пользователя – это качественный непромокаемый чехол для инструмента, предварительные процедуры и уход за бубном.
Сушка бубна огнем
Одним из древнейших способов привести бубен в идеальное состояние является использование огня. Такую процедуру используют даже сейчас. Но при этом важно помнить, что любая не естественная сушка способствует уменьшению ресурса инструмента. Самый продолжительный срок эксплуатации у тех мембран, которые всегда сушились исключительно естественным способом. Те, кто заинтересован в сушке огнем, должны знать, что нагрев мембраны укорачивает жизнь бубну. Это своеобразный допинг, который очень эффективен в данный момент, но сильно влияет на изнашивание потом. Именно поэтому экстремальная сушка допустима только в экстренных ситуациях.
Экстремальная сушка это не только сушка у костра. Для этого также используются любые другие искусственные или же естественные тепловые источники, такие как солнце, отопительные батареи, фены, вентиляторы, нагревательные приборы и т.д. Такая сушка очень быстро подтягивает мембрану.
Для примера можно обрисовать такую ситуацию. Человек находится в лесу, где после наступления темноты влажность воздуха повысилась, вследствие чего бубен провис. К такому следует готовиться заранее, если человек знал что окажется ночью в лесу. Для начала бубен транспортируется в чехле, защищенном от замерзания и проникновения влаги. Самые качественные чехлы производят из кофра. Сам инструмент заматывается в пластиковый мешок, который будет защитой против атмосферной влажности. Для этого может быть использован даже большой мусорный пакет.
Костер, необходимый для работы с бубном, должен быть жарким, но не давать слишком большое пламя. Открытый огонь может навредить бубну. Сильные языки огня могут запросто прожечь мембрану, а не высушить ее. Для сушки потребуется постоянное равномерное тепло на небольшом костре.
Для начала разводится небольшой костерок из любой подручной мелочи. После этого он обкладывается по кругу дровами большего размера, чтобы те смогли просохнуть. После этого уже можно добавлять крупные бревна, коих в лесу можно найти большое множество. Крупные бревна при горении дают малое пламя и сильное тепло, что будет оптимально для сушки бубна. Именно такой костер способен обеспечить оптимальный климат в радиусе 3-5 метров. Для сушки бубен должен просто находиться в пределах теплого участка для постепенного высыхания.
Чтобы подготовить бубен к работе не нужно подносить его вплотную к пламени. Так можно иссушить или вовсе сжечь мембрану, а если она мокрая, то обварить ее. Оптимальным будет расстояние до двух метров от огня. Бубен располагают мембраной к огню, постоянно контролируя степень ее нагревания.
Для простоты манипуляции будет достаточно установить бубен на расстоянии 2-3 метров от костра минут на 30. После того как бубен примет свое рабочее состояние его лучше не выносить за пределы тепла костра, достаточно просто отставить подальше. Все очень просто, для такой сушки потребуется только внимательность и знание основных правил ухода за бубном.
Источник
Народ,у кого бубен есть,как вы за ним ухаживаете?Например,смазываете,не смазываете,чем смазываете?:-))
Просто стоит себе в чехле в месте минимально подверженному смене температуры и влажности.
Висит на стенке. Сложнее когда на природе, чуть что не так, “простывает”, приходится сушить у костра.
Дело в том,что мой тоже стоит в чехле и я ничем не смазываю.Иногда смачиваю водой мембрану и все.В информации по уходу за бубнами предлагают смазывать его репейным маслом для большей упругости.Вот мне и стало интересно,смазываете ли вы и стоит ли вообще это делать.
Слышал в Туве шаманы смазывают жиром, дескать меньше реагирует на влажность. Я пробовал, по моему тогда бубен при использовании сильнее отминается – растягивается. Так что в зависимости от звука – если перетянут, то можно смазать. Сейчас не жирую.
Жир от репейного масла мало-мало отличается. Если имеется ввиду животный жир, то это вообще жесть. Мало того, что он не высыхает, так он ещё и пахнет, а со временем портится и воняет тухлятиной.
К тому же, состав его очень сложный и непостоянный, так что дозировку не расчитаешь. В общем, лучше не надо.
С растительными маслами другая тема: Это длолжны быть лёгкие масла,
мелкоструктурные. Подсолнечное, оливковое, хлопковое, пальмовое, и
т.д., не годятся, потому как плохо впитываются и долгл сохнут, а когда высыхают, образуют крупные гранулы, которые разрушают кожу, делают её жёсткой, рыхлой и хрупкой одновременно. И если ошибочка уже случилась,то её никак не смыть. Из всех доступных, репейное оказалось самым подходящим. Это классическое средство, применяемое в медицине и в гримёрном деле. Но и то, что продаётся под видом репейного масла, далеко не всегда таковым является. Проверенное и многократно применённое средство – это продукт фирмы “Эвалар”, упакованный в пластмассоые овальные плоские бутылочки зелёного и белого цвета, с открывающейся пипкой на крышке и вместимостью
100 мл. И только чистый вариант, безо всяких добавок. Импортные средства – не советую. Они обычно дороже, гуще и сильно пахнут отдушкой. Есть ещё чистый глицерин, но для бубнов и он не пригоден –
слишком сильно расслабляет мембрану, делает её вялой, резиновой.
Им можно пропитывать мембраны басовых, гулких барабанов с настройкой, с несильно натягиваемой кожеи.
Механизм действия репейного масла прост: масло впитывается в кожу и занимает место, куда может впитаться вода, и там застывает. Вода из воздуха всё равно будет впитываться, но значительно меньше и медленнее.
Смазывать лучше изнутри, положив бубен на ровный стол. Можно в таком виде оставить на ночь, чтобы хорошо впиталось, а утром остатки
масла аккуратно вытереть тряпкой насухо.
Периодичность смазки – раз в пол-года, лучше при смене сезона, а вообще, по мере необходимости.
Хорошо эту процедуру проводить после работы в сырых условиях( ночь, лес и т.д.) , прдварительно высушив бубен.
про смазку всё.
Теперт про чехол. Чехол должен быть надёжной защитой от влаги и травм.Он должен быть многослойным: внутри – хлопок, бязь или байка, потом тонкий слой пены -термоизоляция, потом жёсткая вставка из тонкого пластика, и непромокаемый кордуровый верх.молния должна закрываться клапаном, чтобы вода не просочилась через зубья.
И последнее – можно сделать полотняный кисет и собрать в него силикагель из обувных коробок. Перед выходом – васушить на батарее или под лампой. Кисет укладывается в чехол вместе с бубном.
Если вы отправились ночью в лес покамлать, то не вынимайте бубен из чехла, пока он не понадобится.
Сушка бубна над костром – рискованное дело. Резкие, ударные перепады температуры и влажности при огненной сушке в разы снижают ресурс кожаной мембраны. Не стоит этим злоупотреблять.Если это необходимо сделать, то хотя бы грейте не над пламени , а над углями.
И держите свою лодонь на мембране со стороны огня, тогда вы сразу почувствуете, когда достаточно.
Не стоит ссылаться на разгильдяйское отношение тувинцев к своим бубнам. У них в каждом дворе по 10-15 бубнов бегает, а в мегаполисе заменить мембрану непросто.
Самый главный совет: обращайтесь со своим бубном, как с собой, любимым.Не делайте ему ничего такого, чего бы не сделали себе.
Тогда он будет жить у вас долго и счастливо.
Дима,благодарю за исчерпывающую информацию,очень интересно!:-)
Ирина! Я тут случайно прочитал Ваш комент! Нужен Ваш совет!
У меня бубен стоял в комнате, где за прошедшие две недели стало очень сыро. Сейчас ударяю, а звука нет. кожа прогибается под колотушкой. Звука нет совсем. Что делать? Сушить?
Посмотрите в заметках Димы (предыдущий пост). Там есть великолепный мануал по реанимации бубнов.
Илья, Ваш случай – классический.
Я бы, даже, сказал – хрестоматийный.
такая ситуация, действительно, случается, при смене сезона, сплошь и рядом, и зависит от качества Вашего бубна.
Почему?
Все ответы на вопросы в моих Заметках.
Ссылка выше.
Дима, Вчера как раз долго изучал ваши объяснения! Жаль, что не увидел их раньше! Еще раз Спасибо !
Дима, может Вы подскажете, на моем бубне появились белые пятнышки, и верхняя часть покрылась еле заметной белой пелиной. Звук у него по прежнему хороший, мембрана отлично натянута. Но что за пятна и как с нимы быть не понятно…
Марина, пятнышки, они разные бывают. И причины – тоже разные.
Вы бы фото выложили, подробное и качественное, может и разгляжу чего. А пока – извините, ответить не могу.
[{post_id}|Дима], вот несколько фото бубна, там четко видны белые пятна. Буду благодарна за ответ.
Скорее всего, то, что мы видим на фото – т.н., “гнильца”, если пользоваться профессиональным жаргоном. Это значит, что кожу подъела плесень, до того, как её засолили и обработали.
Это явление характерно тем,что, в том месте, где пасся грибок, кожа становится тоньше, иногда – значительно тоньше. По идее, если бы этот процесс не был остановлен обработкой, должны были появиться сквозные дыры. Это легко заметить на заготовке, если она была нормально растянута и высушена: посмотреть на просвет. Утончения видны, как более светлые, чем остальная кожа, пятна. Когда кожа не очень сильно растянута, как на этом бубне, и обработана маслом, пятна эти заметны с трудом. А проявляются они, и становятся белыми, когда кожа растягивается в слабых местах. Кожа , вообще, становится молочно-белой, если её правильно и сильно натянуть. Это верный признак качества натяжки – ровный молочный цвет по всей поверхности. Если кожа натянута неравномерно – она даёт сочетание молочных и прозрачных участков, которые показывают, где натянуто сильно, а где – не очень. В данном случае, мембрана при использовании, постоянно натягивается и отпускает, в не значительном диапазоне. Но этого достаточно, чтобы более тонкие места натянулись сильнее, и проявились, как группа мелких белых пятен. Так же, судя по расположению, повлияли и удары колотушкой, которые, так же, растягивают кожу в постоянном месте ударов.
Кстати, причиной утончения кожи могла быть не только гнильца, но и прижизненные травмы животного: царапины, укусы клещей, оводов и других насекомых, а так же – моль, которая съедает не только шерсть, но и верхний слой кожи. Суть одна – эти места тоньше, а потому – проявляются, как белые пятна.
Что с этим делать?
Можно, конечно, укрепить их суперклеем, чтобы они не послужили причиной разрыва мембраны. Процесс детально описан в моих Заметках.
Но, в следующий раз, лучше более тщательно подходить к оценке качества материала. Дефекты, обычно, хорошо видны на просвет, если заготовка правильно подготовлена, как и на натянутом бубне.
Дима, благодарю за подробный ответ
Источник
Однако этого увлажнителя недостаточно для моего бубна, который стоит прямо возле него. С конца осени он забывает, что когда-то он гудел на частотах земных глубин, и начинает звучать, как пустая консервная банка. Первые 3 года его жизни я на шаманских встречах каждый раз перед началом церемонии смачивала всю его поверхность водой, чтобы добавить упругости. Это немного улучшало его звук. Несколько раз я подкатывала к викканке Мэри, в эзотерической лавочке у которой я и купила этот бубен, и спрашивала, не продаёт ли она медвежий жир. Она мне при продаже бубна сказала, что производители советуют смазывать его именно этим жиром, т.к. ещё не каждый жир подойдёт, а то кто его знает – прогоркнет масло, заплесневеет, бубен вонять начнёт, зацветёт… Вот такие страшилки мне сказали при покупке.
Я так думаю, раз производители-индейцы имеют доступ к большому количеству шкур оленей, то и медведи им тоже время от времени попадаются, поэтому данное средство в условиях сурового леса и кажется единственным разумным средством ухода за кожей бубна. Однако в городе у нас его нет. Ни у Мэри, ни в локальных языческо-магических группах мне найти его не удалось.
И так бы я и продолжила спускать всё это на тормозах, если бы прошлой зимой не обнаружила на бубне вот такое явление:
[Нажмите, чтобы прочитать]
Это замотивировало меня пойти гуглить другие доступные способы ухода за бубном. И я нашла очень простую рекомендацию – взять кокосовое масло или масло ши, щедро намазать им кожу бубна и оставить на несколько дней впитываться.
На мой взгляд, кокосовое масло тут – это фантазия того, кто писал инструкцию. В пользу этой версии у меня есть 2 довода. Первый довод – я его испытала на себе. Кокосовое масло содержит какой-то ингредиент, который мешает ему впитываться в кожу и питать её. Оно просто остаётся на поверхности, как плёнка. Когда-то давно, когда зимой у меня после душа кожа вся чесалась от сухости, и я не могла спать лечь, пока не вымажусь вся кремом, кокосовое масло создавало парадоксальный эффект – кожа вроде намазана, но продолжает чесаться от сухости. Только смыв его и намазавшись обычным кремом, я убрала неприятное ощущение сухости. Несколько раз испытав это на себе, я вообще перестала им мазаться, хотя запах обожаю. Значительно позднее я где-то прочитала о химической особенности кокосового масла – оно не впитывается. На бубне оно себя показало тем же образом. Бубен пролежал с ним неделю, собрал на себя пыль, но его звук никак не улучшился, и я это масло стёрла.
Масло же ши оказалось то что надо. Бубен с ним лежал где-то 7-10 дней. Местами он слегка поменял цвет, как-будто став чуть прозрачным – это масло впиталось больше. Местами остались участки невпитавшегося масла, которые я потом стёрла салфеткой. Но с тех пор за всю зиму и весну мне не пришлось даже задумываться о том, как его дополнительно увлажнять. Даже сейчас уже 3 недели как дали отопление, и он по-прежнему гудит низко и глубоко. Но я его сейчас ещё раз смазала на зиму для профилактики.
Для тех, кто хочет избежать мороки с натуральной кожей, есть другая опция – бубны с синтетической мембраной. У нас в шаманском кружке для регулярных встреч Викки купила с десяток бубнов Remo Buffalo для тех, у кого пока своего нет. Мне так нравилось, как они звучат, что я решила купить себе домой такой. Долго сидела на Амазоне, смотрела разные размеры, и решила купить маленький 10-дюймовый для экономии места и удобной перевозки. Это было большой ошибкой. Никогда не покупайте маленький бубен, если вы не живёте в климате, где постоянно +30.
Поскольку мембрана у них фактически из пластика, то при прохладных температурах она натягивается. А маленький диаметр способствует тому, что бубен превращается в… консервную банку. Так что, если покупать синтетический ради качественного звука, то надо смириться с тем, что он будет большим, как минимум 14 дюймов, а лучше 16.
На некоторых шаманских семинарах я видела, что учитель возит с собой 2 бубна (с натуральной кожей и синтетической мембраной) и фен. Фен позволяет натянуть натуральную кожу, если слишком сильно и негармонично вибрирует, и растянуть синтетическую мембрану, если она звучит слишком высоко.
UPD 12 января 2017: Насчёт масла ши я поторопилась с выводами. Оно помогло только в начале сезона, когда сухость воздуха не была ещё такой сильной. К декабрю бубен опять стал как консервная банка, и трещины у него на боках стали понемногу увеличиваться. Не помогло повторное обильное смазывание его ни масло ши, ни оливковым. Сейчас там уже всё впиталось, что могло, и сверху ещё слой ши лежит, и он звучит очень не по-бубновски. Даже не знаю, что с ним делать… На время вывела его из эксплуатации, чтобы не увеличивать имеющиеся трещины.
Источник